Результаты назначенных на 1 ноября выборов президента Республики Молдова могут легко перекроить политический ландшафт страны, несмотря на то что РМ является парламентской республикой и полномочия президента в ней достаточно скромны. Да, с июня прошлого года, когда экс-олигарх В. Плахотнюк был вынужден покинуть страну, часть президентских полномочий, урезанных после победы на всеобщих выборах Игоря Додона, была возвращена президенту. Но, несмотря на это, роль парламента по Конституции продолжает оставаться ведущей. Тем не менее должность главы государства дает ряд инструментов, которые в умелых руках могут оказаться достаточно эффективными, что и продемонстрировал за время пребывания на этом посту И. Додон.
Как и четыре года назад, главными фаворитами президентской гонки являются Игорь Додон и Майя Санду, проигравшая ему на прошлых выборах во втором туре. Тем не менее несколько кандидатов, которые сойдут с дистанции после первого тура, также представляют интерес и могут оказать определенное влияние на ход выборов. В результате могут сложиться определенные обстоятельства, при которых возможна победа И. Додона уже в первом туре, хотя вероятность подобного сценария крайне невелика.
Как и в сценарии всех предыдущих выборов, главным лейтмотивом противостояния является геополитический раскол страны. Однако надо признать, что и эта парадигма претерпевает определенные изменения. Если раньше геополитический выбор состоял из вариантов ЕС или ЕАЭС, то сейчас президент и поддерживающая его Партия социалистов выступают за сбалансированную внешнюю политику в противовес продвигаемой правыми партиями однозначной ориентации на Запад. При этом если левый фланг молдавской политики, представленный президентом и ПСРМ, является монолитным, то на правом «проевропейском» фланге царит жесткая конкуренция на грани междоусобной войны.
Рядом с лидером партии PAS М. Санду здесь обитает ее экс-партнер по блоку ACUM Андрей Нэстасе – человек чрезвычайно амбициозный. На президентских выборах 2016 года он снял свою кандидатуру в пользу Санду и в этом году рассчитывает на ответный жест с ее стороны. За прошедшие четыре года А. Нэстасе на короткий срок побывал в должностях мэра Кишинева и министра внутренних дел Молдовы, но нигде подолгу не удержался. Последние месяцы он строил серьезные планы, чтобы занять место премьер-министра Иона Кику в случае его отставки, но вотум недоверия провалился в парламенте. Его рейтинг и близко не приближается к рейтингу Санду, но тем не менее он способен внести сумятицу в ряды правого электората и оттянуть голоса до 10% избирателей, недовольных заносчивостью Санду.
Еще одну группу правого электората составляют сторонники унионистских кандидатов, среди которых также идет ожесточенная борьба за влияние. Это в первую очередь лидер Либеральной партии, экс-мэр Кишинева Дорин Киртоакэ и лидер Партии национального единства Октавиан Цыку. Согласно последним опросам, за этих двух кандидатов готовы проголосовать до 2,5% электората. Сейчас Цыку и Киртоакэ ведут борьбу за звание «главного униониста» Молдовы и, соответственно, за признание Бухареста и его донаты. Однако нельзя забывать о том, что и М. Санду, периодически транслирующая в СМИ свои унионистские взгляды, также рассчитывает на этот сегмент избирателей.
Нет сомнений и в том, что в президентской кампании примут участие кандидаты от ДПМ и отколовшейся от нее плахотнюковской группы Pro Moldova. Причем их участие является не заявкой на победу, а, скорее, декларацией о присутствии в молдавской политике. Набрав по 5-6%, каждый из кандидатов от ДПМ и Pro Moldova может внести дополнительную сумятицу в электорат правых партий.
Тем не менее очевидно, что, если дело дойдет до второго тура, Pro Moldova однозначно поддержит кандидатуру Санду. Таков расклад на правом фланге, который не исключает победу основного фаворита президентской кампании И. Додона уже в первом туре.
Что касается левого политического фланга, то здесь ситуация гораздо проще. Есть один серьезный кандидат, которого будет поддерживать Партия социалистов, – это нынешний глава государства. С большой долей вероятности участие в президентских выборах примут еще два кандидата – бессменный лидер ПКРМ Владимир Воронин и мэр Бельц Ренато Усатый. Оба эти кандидата являются, по сути, спойлерами, чья задача заключается именно в том, чтобы отобрать хоть какие-то проценты у И. Додона и не допустить его победы уже в первом туре. В. Воронин это и не скрывает: 29 июля он открыто признал в эфире одной из телепередач, что примет участие в выборах, чтобы не допустить переизбрания И. Додона. Однако, по замечанию телеграм-канала «Дежурный по Молдове», «Владимир Воронин в его нынешнем состоянии не смог бы отобрать голоса даже у Реджепа Тайипа Эрдогана на выборах мэра Еревана».
Что касается Р. Усатого, то его положение серьезно осложнилось после того, как на прошлой неделе Тверской суд Москвы выдал ордер на его арест по делу «Ландромат», связанному с выводом из России и отмыванием более 16 миллиардов рублей. Кроме Усатого, фигурантом этого дела является также и экс-олигарх В. Плахотнюк. Эта ситуация для Усатого может закончиться не только отказом в регистрации в качестве кандидата в президенты, но и, учитывая наличие у него российского гражданства, экстрадицией в Россию.
Очевидно, что предстоящая президентская кампания будет очень грязной и ожесточенной, фактически имея перед собой одну цель со стороны всех остальных кандидатов – не допустить переизбрания И. Додона на второй срок. Тем не менее противоречия в лагере оппонентов президента также очень серьезные. Особенно это касается трений между партиями М. Санду и А. Нэстасе, партия которого рискует не пройти в парламент на следующих выборах. Это соперничество в случае обострения может привести к тому, что во втором туре выборов электорат Нэстасе может просто не проголосовать за Санду, тем самым помогая одержать победу ее сопернику И. Додону.
Поражение Санду на президентских выборах, в свою очередь, сильно отразится на рейтинге ее партии и может также привести к ее исчезновению с политической сцены. Западные партнеры, практически открыто поддерживающие Санду, не скрывали своего разочарования ее отставкой с поста премьер-министра, и уже сегодня в Молдове можно наблюдать постепенное формирование и раскрутку новой политической силы, состоящей из контингента прозападных НПО. Ни у кого, в том числе и у самой М. Санду, не вызывает сомнения то, что при очередной ее неудаче вся поддержка Запада обратится в сторону новой политической силы, которую осталось только оформить официально.
И еще один момент, который может серьезно повлиять на выборы, связан с пандемией коронавируса. На пресс-конференции, состоявшейся 24 июля, президент И. Додон заявил, что в случае ухудшения эпидемиологической ситуации будет рассмотрена возможность переноса выборов на весну. 28 июля в интервью «Радио Свободная Европа» это подтвердил и премьер-министр И. Кику. При этом глава правительства отметил, что аналогичное решение было принято в Польше, где «президентские выборы, первоначально запланированные на 10 мая, были перенесены на июль, поскольку ситуация с пандемией была сложной, и ничего страшного не произошло».
Однако о вероятности такого развития событий можно будет говорить не раньше, чем через месяц. А пока идет выдвижение кандидатов от различных партий. Этот процесс продлится до сентября, когда начнется официальная регистрация претендентов на высший государственный пост. Для регистрации претендент на президентское кресло должен представить в ЦИК подписные листы с подписями как минимум 15 тысяч граждан. На проверку списков и принятие решения о регистрации или отказе у представителей Центризбиркома есть неделя. По разным оценкам, ожидается что число кандидатов может превысить 10 человек, несмотря на то что реальный шанс стать следующим президентом Молдовы есть только у двух кандидатов.