Резкое осложнение ситуации с трудовыми мигрантами, которые в условиях пандемии коронавируса и, как следствие, экономического кризиса все чаще устраивают массовые беспорядки, должно побудить Россию изменить миграционную политику по отношению к странам СНГ. Причем изменения эти, судя по заявлениям замглавы Совбеза РФ Д. Медведева, могут быть довольно радикальными.
3 августа экс-президент, экс-председатель правительства, а ныне – заместитель главы Совета безопасности РФ на совещании по актуальным проблемам обеспечения правопорядка в период преодоления последствий эпидемии коронавируса заявил, что в настоящее время обсуждается возможность усложнения процедуры трудоустройства для мигрантов из стран СНГ. По всей видимости, им могут запретить свободный въезд в Россию с возможностью последующего трудоустройства «на месте».
«[Экспертным сообществом] предлагается даже изменить порядок предоставления права на въезд трудовых мигрантов в Россию, – заявил Д. Медведев. – Речь идет о том, чтобы давать иностранному гражданину такое право только в том случае, если от работодателя получено недвусмысленное подтверждение его трудоустройства».
Реализация этой идеи на практике фактически будет означать отказ от практики свободного въезда в Россию граждан стран СНГ, с которыми Россия сохраняет безвизовый режим пересечения границ. К их числу относятся Белоруссия, Украина, Молдавия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Все эти страны до сих пор являются участниками созданного после распада СССР в 1992 г. Содружества Независимых Государств, на территории которого, как когда-то в Союзе, сохранялась свобода передвижения. И хотя для легальной работы в России граждане этих стран должны были оформлять соответствующие документы (патенты или трудовые договоры), въехать в страну они могли без виз и находиться на ее территории без оформления документов 90 дней в течение полугода. Многие мигранты пользовались этой возможностью, чтобы вообще не оформлять документы и просто пересекали границу с ближайшей страной СНГ, как бы «заново» въезжая в РФ.
По словам Д. Медведева, активная работа по изменению правил въезда в РФ уже ведется экспертами, которые, в частности, предлагают учесть опыт некоторых арабских стран, где работодатели несут полную ответственность за действия нанятого ими иностранного гражданина. Такая мера была охарактеризована замглавы Совбеза как жесткая, но, как он считает, обсудить ее «наверное, следует». Между тем усложнение правил въезда в РФ неизбежно потребует пересмотра соглашений о безвизовом режиме между странами СНГ. Иначе обеспечить контроль за миграцией просто не удастся. Если обязать работодателей нести ответственность за мигрантов, но сохранить для последних возможность свободного въезда в РФ, они по-прежнему будут приезжать в большом количестве и уже искать себе работу внутри страны, в том числе без оформления документов. И большинство проблем, порождаемых в условиях кризиса неконтролируемой миграцией, такой вариант ограничений не решит.
Опасения российского Совбеза, который по роду своей деятельности должен отслеживать ситуацию с внутренней безопасностью, вполне понятны. Из-за эпидемии и введенных ограничений мигранты, которые в отличие от граждан России не имеют почти никаких социальных гарантий, зато обладают групповой сплоченностью, основанной на этнокультурной и религиозной принадлежности, превратились в горючий социальный материал. Причем по мере развития кризиса он становится все более взрывоопасным. Количество беспорядков и выступлений, устраиваемых мигрантами, растет. А поскольку численность иностранных граждан, которые на момент закрытия границ оказались внутри России, очень велика и, по оценкам МВД, составляет 10-12 млн. человек, они превратились в головную боль для властей. Вывезти мигрантов на родину в большом количестве оказалось крайне сложно, а обеспечить всех работой внутри России в условиях резкого повышения уровня безработицы – тем более.
По данным опроса, проведенного Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, в условиях кризиса около 40% мигрантов, то есть почти каждый второй, лишились работы, что создало питательную среду для роста криминала. Схожие данные приводит Высшая школа экономики. По итогам исследования «Коронавирус и трудовая миграция», проведенного ВШЭ методом онлайн- и телефонных опросов трудовых мигрантов в России и за ее пределами, пик безработицы среди них наступил в апреле, когда работы лишились 33,8% из числа тех, кто имел ее до начала эпидемии. Для сравнения: в марте этот показатель составлял всего 3%, а в мае – 28,8%. Если среди граждан России работу из-за кризиса потерял каждый десятый, то среди мигрантов – каждый третий. Неудивительно, что социальная напряженность среди мигрантов, которые лишились заработка, резко возросла.
В столице ситуация для мигрантов оказалась еще более тяжелой. Если в регионах без работы остались 21,2% иностранцев из стран СНГ, приехавших на заработки, то в Москве – 40,8%. Наиболее значительно пострадали гостиничный и ресторанный бизнес, торговля и сфера услуг. Так, без работы остались 54,3% занятых в гостиницах и ресторанах, 35,4% домработниц и нянек, 32,9% продавцов и всего лишь 18,5% строителей.
Основными причинами увольнения стали закрытие бизнесов и сокращения, вызванные закрытием предприятий и сжатием объемов их деятельности. У более половины участников опроса ВШЭ, потерявших работу, денег в условиях пандемии не хватало даже не еду, а треть опрошенных говорили, что смогут продержаться без работы месяц. Понятно, что на пособия по безработице и прочие формы социальной поддержки, доступные гражданам России, мигранты рассчитывать не могли.
Как итог – серия массовых выступлений и протестов, устроенных мигрантами на протяжении июня-июля в Дагестане, Амурской области, Москве, С.-Петербурге и Екатеринбурге. Для подавления беспорядков на стройплощадке Амурского ГПЗ, в ходе которых был разгромлен офис компании-подрядчика, пришлось задействовать ОМОН. 3 августа мигранты из Узбекистана попытались прорваться через границу с Казахстаном в районе села Большая Черниговка на территории Самарской области. По данным телеграмм-канала Mash, в этом выступлении участвовали около 750 человек. Большинство из них на протяжении трех месяцев проживали в шалашах и самодельных палатках в открытой степи. Вернуться на родину в Узбекистан они не могут, поскольку границы закрыты, а эвакуировать их узбекские власти не торопятся. Судя по кадрам видеосъемки, силовиков, пытавшихся предотвратить акцию протеста, для сдерживания огромной толпы мигрантов было явно недостаточно.
Столкновения мигрантов с силовиками в последнее время происходят все чаще. Так, 1 августа в Москве на Новоясеневском проспекте при попытке задержания нарушитель парковки ударил полицейского по лицу, а толпа мигрантов, пытавшихся помешать полиции, избила сотрудника охранной фирмы и повредила служебный автомобиль. Пострадавший в ходе столкновения младший сержант полиции получил травмы мягких тканей лица, охранник с полученными травмами попал в больницу. Все участники конфликта были доставлены в отдел полиции для дальнейшего разбирательства, а 26-летний мигрант, нанесший полицейскому удар, задержан.
В этом рядовом, в общем-то, конфликте обращают на себя внимание несколько обстоятельств: 1) мигранты перестают бояться столкновений с полицией, которые грозят им потерей работы, высылкой из страны, а то и уголовным преследованием; 2) они все чаще проявляют очевидную склонность к групповым действиям; 3) численный перевес в случае конфликта, как правило, оказывается на стороне выходцев из Средней Азии.
Еще более настораживающими являются полученные ВШЭ данные о том, что более половины мигрантов, находящихся в России, а также планирующих приехать после завершения карантина, намерены остаться в стране навсегда. Поэтому у себя на родине, где зарплаты гораздо ниже, искать работу они и не стремятся. В этом случае речь идет уже отнюдь не о трудовой, а постоянной миграции, которая будет носить замещающий по отношению к коренному населению РФ характер и при значительном объеме миграционных потоков в короткие сроки может привести к смене этнического состава населения целых населенных пунктов, районов и городов.
Отчасти этому способствует сегодня и сами российские власти, раздавая по программе переселения соотечественников гражданство РФ коренному населению азиатских стран СНГ. Поэтому инициатива Д. Медведева об усложнении для мигрантов правил въезда в РФ, а также его же недавнее заявление о том, что условия труда для иностранцев не могут быть лучше, чем для граждан России, внушают острожный оптимизм на перемены в этом приобретающем все большую болезненность вопросе.