Центральная Азия: COVID-19 повышает востребованность агропромышленной интеграции - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Центральная Азия: COVID-19 повышает востребованность агропромышленной интеграции

Последствия пандемии коронавируса преодолимы при согласованной политике стран Центральной Азии в сфере сельского хозяйства и АПК в целом. Это обусловлено максимальной экономико-географической, в том числе экологической взаимозависимостью всех стран региона. Поэтому национально-государственная автаркия в регионе в нынешних условиях недопустима. Таков главный вывод июльского межрегионального обзора Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН, подготовленного на основе опросов свыше 450 представителей разных секторов общерегионального АПК.

Отмечено, что в целях остановки распространения коронавируса многие страны Центральной Азии «...на национальном уровне ограничили, прежде всего, перемещение людей и изменили политику экспорта и импорта в направлении ограничений». Но эти меры были, скорее, «противопожарной», а не системной реакцией на сложившуюся ситуацию. В результате увеличивается ущерб товаропроизводителей, в том числе переработчиков сельхозпродукции, как и транспортного, логистического бизнеса. При этом в наибольшей мере пострадали секторы зернового хозяйства, рыбной, плодоовощной, мясной, молочной, масложировой, молочной продукции.

В этой связи уточняется, что «наиболее пострадавшими операторами стали фермеры, торгующие на уличных рынках, рестораны, поставщики средств производства для сельского хозяйства и операторы транспортных услуг. Основными проблемами при транспортировке сельхозтоваров опрошенные назвали логистику и поиск транспорта, а также сложности в реализации как средств производства, так и самой сельхозпродукции».

Отсутствие эффективного межгосударственного взаимодействия в мерах преодоления COVID-19 и его последствий оценивается ФАО ООН в качестве главного фактора столь сложной ситуации, сложившейся ввиду пандемии.

Впрочем, приоритетность сугубо национальных интересов в политике стран региона проявляется даже в такой общерегиональной социально-экологической проблеме, как комплексная реабилитация Аральского бассейна. Примыкающие к нему страны реализуют соответствующие проекты в основном без учета природной и в целом общеэкологической взаимозависимости всех стран этого бассейна. Что, в свою очередь, добавляет в Аральском бассейне к прежним проблемам  новые.  

       

Тем временем в результате ограниченности общерегиональных антипандемических мер, да и из-за природно-климатических факторов цены на основные продукты питания в большинстве стран Центральной Азии, по данным ФАО ООН, уже достигли «максимума» к началу второго полугодия. При этом, по прогнозам этой структуры, в 2020 году общий объем производства зерновых в регионе будет близким к среднему пятилетнему показателю, но урожай пшеницы «в некоторых странах, особенно в Кыргызстане и Таджикистане, сократится в том числе из-за неблагоприятных погодных условий и проблем с доступом к семенам и удобрениям». Такой доступ усложняется, прежде всего, ввиду их растущего подорожания и опять же – недостаточности именно национальных, но не общегиональных запасов.

Потому не исключено, что, по прогнозу ФАО, цены на основные продукты питания в регионе будут повышаться и впредь. Причем Чэнь Фан, представитель комитета ФАО по вопросам сельскохозяйственной торговой политики уточняет, что «в некоторых странах, главным образом в Центральной Азии и Закавказье, семьи тратят почти половину своего бюджета на продовольствие, что особенно чувствительно для отдельных групп населения, таких как, к примеру, пенсионеры в Таджикистане». В связи с этим «дальнейший рост цен на основные продукты питания в результате COVID-19 может стать серьезной угрозой для продовольственной безопасности бедных социальных групп региона».

Если немного подробнее, то, по данным ФАО, например, в Таджикистане только за январь-апрель в сравнении с тем же периодом 2019 г. средние цены, в частности, на свежий лук подскочили более чем на 135%, на картофель – почти на 100%, на крупы, мясо и молочные продукты – примерно на 20%.

Что касается общеотраслевого АПК-контекста, пандемическая и постпандемическая ситуация в регионе усугубляется еще и тем, что в фермерском секторе «стали продавать даже производственные активы с тем, чтобы справиться с финансовыми потрясениями. Причем такое положение характерно и для Юго-Восточной Европы. Ибо «...несмотря на ослабление ограничительных мер в ряде стран, в частности в Боснии и Герцеговине, Кыргызстане, Турции и Узбекистане, до сих пор сохраняются серьезные проблемы также с транспортировкой и хранением продукции аграрного сектора».

Разъясняется основная причина такого положения: «Многим некуда девать свой товар из-за снижения спроса, длительного закрытия границ и ужесточения контроля за безопасностью фруктов, овощей, картофеля и живых животных» (имеется в виду сельскохозяйственное животноводство. – Ред.). А межрегиональный характер этих и смежных проблем обусловлен и тем, что, как отмечает Чэнь Фан, весной с началом глобальной пандемии COVID-19 «существенные торговые ограничения были введены как в крупных странах-экспортерах, так и в странах, являющихся «чистыми» (нетто-) импортерами сельхозсырья и готового продовольствия».

Но опять-таки для решения означенных проблем пока не просматривается региональной или межрегиональной долгосрочной стратегии. Этот акцент ФАО подтверждает сугубо национальными мерами как в торговой сфере, так и в помощи товаропроизводителям: «Так, Северная Македония и Узбекистан создали «зеленые коридоры» – механизмы упрощенного таможенного оформления сельскохозяйственной продукции. Многие страны, включая Азербайджан, Армению, Республику Молдова, Северную Македонию, Турцию, Узбекистан и Черногорию, реализуют финансовые инициативы и программы, призванные помочь фермерам преодолеть трудности, вызванные кризисом». Пока нет межгосударственной координации и в сегменте постпандемической поддержки наиболее уязвимых социальных слоёв: лишь «некоторые государства, в частности Армения, Кыргызстан и Таджикистан, разработали пакеты социальной поддержки бедных граждан с целью обеспечения их продовольствием», да и сделано это лишь на национальном уровне.

Заметим, что еще в начале 2000-х ФАО, а также Постоянная конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) прогнозировали возможность минимум 70%, максимум 90%-ного самообеспечения основными продуктами питания и основными видами продовольственного сырья в Центральной Азии (включая Казахстан) при координации странами региона политики в сферах АПК и внешней торговли. Похоже, последствия пандемии требуют оперативной реализации этих общерегиональных возможностей. Тем более что, по данным ФАО (апрель-май), в этом регионе, а также в Восточной Европе «достаточно запасов массовых продуктов питания, основного продовольственного сырья и возможностей для их производства: их достаточно и на период кризиса, связанного с пандемией, и после выхода из него».

Кстати, центральноазиатским странам есть с кого взять пример. Согласованные меры в агропромышленной и внешнеторговой политике уже реализуются в рамках общерегиональных постпандемических программ, например, в Карибском сообществе (15 стран), Сообществе развития Южной Африки (16 стран), Комиссии по Индийскому океану (островные территории Франции в этом регионе и еще 5 стран того же бассейна). Пожалуй, эту практику нелишне перенять.

Интересно, что полезный опыт координации есть и у самих стран ЦА.  Они (вместе с Афганистаном), как было объявлено ФАО в конце июля, уже приступили к координации мер по борьбе с нашествиями саранчи в рамках профильного проекта ФАО и Японии в регионе (2017-22/23 гг.). На днях глава представительства Агентства международного сотрудничества Японии Хидеки Танабэ заявил, что «осуществление первой фазы проекта (в конце 2010-х. – Ред.) способствовало укреплению сотрудничества между тремя участвующими странами: Таджикистаном, Кыргызстаном и Афганистаном. Включение в проект еще трех стран – Казахстана, Туркменистана и Узбекистана – будет в значительной степени способствовать не только борьбе с саранчой, но и дальнейшему укреплению связей между всеми этими странами».

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3461
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика