В Центризбирком Киргизии заявки на свое участие в парламентских выборах, которые пройдут в республике 4 октября, подали 44 политические организации (правда, через несколько дней компартия свою заявку отозвала). До 20 августа политические объединения должны провести съезды и сформировать списки кандидатов, которые будут представлены в ЦИК. Партиям также необходимо сформировать избирательный фонд и внести залог в сумме 5 млн сомов. Их регистрация завершится 3 сентября.
Большинство этих партий – ранее не известные общественности объединения, до этого не принимавшие участие в избирательных процессах. Есть в списке ЦИК и партии-«тяжеловесы», которые неоднократно участвовали в парламентских выборах, такие как «Ата Мекен», «Республика», «Бир Бол», «Кыргызстан».
Однако, несмотря на приближающуюся дату выборов, большинство партий пока не представили свои программы. Эксперты объясняют это тем, что они сформировались спешно и заявили о себе лишь в преддверии выборов. Да и многие партийцы перешли в ряды других политобъединений.
Под грифом «секретно»?
Пассивность партий и отсутствие официальной информации порождает в обществе множество слухов. Но о некоторых партиях, вступающих в борьбу за депутатские кресла, все же кое-что известно.
Партия «Биримдик» зарегистрирована в 2005 году в Оше. Ее учредителями-основателями были 10 женщин. С 2013 года, согласно документации Минюста, партию возглавляет депутат Марат Аманкулов, экс-спикер Бишкекского горкенеша. Парадоксально, что на выборах в 2015 году в Жогорку Кенеш «Биримдик» принимала участие как партия Карганбека Самакова. Как так получилось, в политобъединении не комментируют. Нынешний лидер М. Аманкулов – уроженец Иссык-Кульской области, однако партию «Биримдик» называют южной. По предварительной информации, от «Биримдика» в парламент попробуют пройти видные политики с юга. Но достоверных данных на этот счет пока нет. «Биримдик» сразу заявила, что позиционирует себя как «партия демократического социализма, продвигающая евразийский выбор в общенациональных интересах». Этой платформы партия намерена придерживаться и на этих выборах.
Нынешнюю идеологическую платформу и облик членов другой партии – «Мекеним Кыргызстан» также назвать пока сложно. Партию возглавил вице-спикер парламента Мирлан Бакиров. На сайте партии нет ни программы, ни списка ее членов. Известно лишь то, что в политорганизацию входят руководители различных предприятий, прямо или косвенно связанных со строительной отраслью. Именно по этой причине в народе партию «Мекеним Кыргызстан» иронично называют «партией масонов».
Либерально-демократическая партия, которая была создана еще в 2011 году, но не проявляла особой активности, заявила, что намерена опираться на кыргызстанцев, работающих за рубежом, в частности в Российской Федерации. Либерал-демократы называют себя партией молодых, прогрессивных, незапятнанных политиков.
В июне КЛДП объединилась с партиями «Ата Мекен» и «Ак Шумкар» в коалицию под названием «Жаңы дем» («Новое дыхание»). Члены «союза» назвали свое объединение альтернативной оппозиционной силой.
«Народ, общество устало от малограмотных чиновников и депутатов. Нам высказывали пожелания объединить усилия и вместе участвовать в выборах, поэтому мы решили объединиться. Нас можно назвать оппозиционной, альтернативной силой. В ближайшее время намерены презентовать нашу собственную дорожную карту», – заявил лидер Либерально-демократическая партии Жанар Акаев.
Однако альянс просуществовал недолго. Тандем партий с «Ак Шумкаром», которую возглавляет экс-премьер-министр Киргизии Темир Сариев, распался. Эксперты полагают, что причиной разногласий стали финансовые вопросы. Якобы Т. Сариев отказался тянуть за всех денежную лямку.
Согласно законодательству, политические платформы и программы остальных партий должны появиться совсем скоро, времени до часа икс остается совсем немного. На съезды партийцы обещают съехаться до 20 августа. Правда, из-за пандемии члены партий до сих пор не могут определиться, в каком формате проводить эти мероприятия.
Партия – дело не одного дня
Несовершенство избирательного законодательства рискует превратить предвыборный период в неразбериху, предупреждают эксперты. Кыргызстану необходимо всерьез взяться за строительство политических партий, об этом заявил во время онлайн-дискуссии «Перспективы Кыргызстана в контексте COVID-19 и выборы в ЖК–2020» политолог, экс-спикер ЖК профессор Зайнидин Курманов.
«У них есть только юридические названия, которые ни о чем не говорят. Ни идеологий, ни программ. Надо всерьез взяться за строительство политпартий. Потому что только они могут построить политсистему, – считает З. Курманов. – Надо закон изменить так, чтобы приходили не индейские вигвамы, а партии – с идеями, целями. Для чего партиям нужны программы? Они должны быть дорожной картой. А мы сейчас видим, как политпартии проходят в парламент, а потом разбредаются по разным кустам. Государство должно им помогать, чтобы они двигались в нужном русле».
Еще в марте текущего года в Бишкеке прошла экспертная дискуссия по теме «Идеология национального единства: защита общенациональных интересов и демократических свобод». Аналитики поделились мнением о необходимости поиска национальной идеологии для политических элит в преддверии выборов в Жогорку Кенеш.
Эксперты особо отмечали, что от избирателей идет запрос на повышение качества государственного управления, на то, чтобы партии работали системно, а не появлялись за несколько месяцев до выборов.
«Не определены приоритеты внутреннего экономического развития. Вспомните наши идеологические концепты: то “Кыргызстан – вторая Швейцария”, то мы мировые экспортеры меда, затем туристическая Мекка и так далее. А любая государственная и партийная идеология будет тогда сильна и привлекательна, когда будет опираться на реальные экономические процессы, происходящие в обществе, реальный бизнес, значимые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Структура экономики – это базис и исходная точка для любой идеологии национального развития», – заявил участник дискуссии экономист Уран Садыгалиев.
Он справедливо отметил: занятость населения, использование в интересах трудящихся слоев природных ресурсов и еще целый ряд факторов – вот где партиям нужно искать вдохновение при поиске той идеи, которая была бы популярна у электората. «Не надо забывать о том, что мы находимся в рамках крупного экономического интеграционного объединения – Евразийского экономического союза, и партиям надо это учитывать, – подчеркнул У. Садыгалиев. – В ЕАЭС наши рынки сбыта, наши поставщики, там сотни тысяч наших трудящихся. В идеологии партии этот вопрос «евразийскости» нашей экономики не получится обойти стороной».
В ходе экспертной дискуссии шла речь и о необходимости уходить от зависимости Киргизии от внешних кредитов и грантов, ориентироваться на тех партнеров, в первую очередь Россию, укрепление сотрудничества с которыми позволяет развиваться, не теряя статуса самостоятельной страны. «Нам выгодно торговать, работать в кооперации, но не быть зависимыми от других государств, – подчеркнул У. Садыгалиев. – Партии перед выборами в парламент должны четко выражать свою позицию, говорить, к примеру: «Россия – наш ключевой партнер, мы с ней будем работать в таких-то и таких-то сферах».
Мысль о том, что прохождение в новый состав парламента Киргизии партий и политиков, ориентированных на стратегическое союзничество с РФ и развитие сотрудничества в рамках ЕАЭС, лишенных националистической и религиозной окраски, а также соблюдение баланса между представителями севера и юга страны отвечают интересам республики, нашла полное понимание у участников дискуссии.
Осталось узнать, насколько нынешние кандидаты в депутаты прислушаются к экспертному и народному мнению. Ждать осталось недолго. Аналитики не дают прогноза относительно того, кому удастся попасть в новый созыв Жогорку Кенеша. Уж больно непредсказуемый оказался процесс, говорят они. Хочется верить, что к следующим парламентским выборам новые политические силы подготовятся более основательно и у избирателей будет достаточно времени подумать, кому отдать свой голос.