Протесты в Белоруссии не утихают. Вопреки многочисленным заявлениям А. Лукашенко, что майдана в стране не будет, он все же случился. И причины столь скорбного течения событий Александру Григорьевичу следовало бы поискать в том числе и в собственной политике.
«Говорит Варшава»
Несколько дней, минувших с момента голосования и первых акций протеста, которые начались сразу же после закрытия избирательных участков, уже позволяют четко определить круг заинтересованных в успехе «революции» как в самой Белоруссии, так и за ее пределами. В отличие от аналогичных событий на Украине, где были задействованы непосредственно Вашингтон, Брюссель, а также ведущие страны ЕС, белорусский майдан «ведет» «Речь Посполита» в лице Польши и Литвы.
К активному освещению уличных беспорядков и забастовок присоединился вездесущий «Белсат», государственный канал МИД Польши, а также множество принадлежащих оппозиции телеграмм-каналов, среди которых главный рупор протеста – Nexta Live и Nexta. Главным редактором каналов является проживающий в Польше Р. Протасевич. Бывший член «Молодого фронта», правой организации, боровшейся против А. Лукашенко и за белорусский язык, Протасевич трудился на «Еврорадио» и «Радио Свобода» и задерживался в 2012 г. белорусскими властями за поддержку оппозиционных групп в соцсетях. Основателем же канала является С. Путило, ранее работавший на «Белсат», а ныне – в журнале «Новая Польша».
Не случайно и то, что «национальный лидер» С. Тихановская, супруга организатора акций против модификации Договора о Союзном государстве между РФ и Белоруссией, нашла приют в Литве.
Символика протестующих имеет польско-литовское происхождение. Красно-белый флаг в нынешнем виде был создан поляком К. Дуж-Душевским для белорусских националистов, но его предшественником является геральдическая традиция Великого княжества Литовского и Польши, которую использовали 70 родов. Этот флаг был официальным символом БНР, существовавшей в 1918 г. в условиях германской оккупации. Под этим знаменем воевали белорусские формирования в составе Литвы, банды Булак-Балаховича и сепаратистского Слуцкого восстания. В межвоенный период его использовали белорусские националисты на территориях, входивших в состав Польши.
Наиболее позорные страницы истории «литвинского» знамени – Великая Отечественная война. 27 июля 1942 г. он вместе с гербом «Погоня» был разрешен к использованию на территории генерального округа Белоруссия рейхскомиссариата Остланд. Под ним действовали полицаи из Белорусской самообороны, Союза белорусской молодежи, Белорусской центральной рады и других коллаборационистских структур Белорусской национал-социалистической партии. Герб «Погоня», в свою очередь, «слизан» с герба ВКЛ.
Однако вернемся к дню сегодняшнему. Возродившаяся из пепла «Речь Посполита» готовила атаку на белорусское государство явно заблаговременно. Уже 8 июня докладчик Европарламента по Белоруссии, литовский депутат П. Ауштрявичюс обратился к руководству ЕС с просьбой «предусмотреть санкции в отношении должностных лиц и других виновных в нарушениях прав человека и основных свобод, если эскалация насилия не ослабнет, а президентские выборы будут проведены в катастрофических обстоятельствах».
14 августа Латвия, Литва и Польша предложили А. Лукашенко «мирный план», который среди прочего предполагает прекращение противодействия уличным беспорядкам, освобождение задержанных и формирование национального совета, куда войдут представители правительства и гражданского общества. В противном случае представители этих стран обратятся в ЕС с требованием ввести санкции против РБ.
Как сообщил задержанный в Белоруссии военкор С. Пегов, еще в начале лета польские и прибалтийские инструкторы тренировали в Витебской и Могилевской области около 1000 боевиков. Обращает на себя внимание и прекрасная экипировка протестующих, огромные флаги и красочные инструкции. По мнению журналиста, «организовать подобные лагеря без серьезной поддержки спецслужб РБ, как мы с вами прекрасно понимаем, просто-напросто невозможно. Вряд ли белорусское КГБ само занималось созданием этих группировок, но кто-то – на довольно высоком уровне – отдал приказ комитетчикам закрыть на это глаза». А это, как говорится, уже интересно: структуры власти работали против самой власти?
Вся грантоедская рать
Различные иностранные фонды и НПО никогда не оставляли без внимания «последнего диктатора Европы», как Запад называет А. Лукашенко. Самый большой опыт работы по Белоруссии имеют американские центры «демократизации» постсоветского пространства: Фонд Макартуров (MAF), фонд «Евразия» (EF), Германский фонд Маршалла (GMF), фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса, Freedom House, Фонд Форда, Национальный фонд демократии (NED), Национальный демократический институт при Демократической партии США (NDI), Международный республиканский институт при Республиканской партии США (IRI). Некоторые из этих организаций были изгнаны из Белоруссии за вмешательство во внутреннюю политику, NDI и IRI перенесли свои офисы в Вильнюс.
Белорусский институт стратегических исследований (BISS) финансируют Национальный фонд демократии, Национальный демократический институт, Международный американский институт, Германский фонд Маршалла. Белорусский дом прав человека (БДПЧ) получает гранты от Сороса и Национального демократического института. Белорусская ассоциация журналистов, Фонд имени Льва Сапеги, правозащитный центр «Весна» поддерживаются фондом «Евразия». Европейский гуманитарный университет (ЕГУ) – крупнейшая структура белорусской оппозиции; в его финансирование вкладывается большинство грантодающих организаций, задействованных по Белоруссии.
В отдельных случаях американские НПО даже создают «дочерние предприятия», посвященные исключительно Белоруссии. Так, Германский фонд Маршалла учредил Фонд для демократии в Беларуси (FDB), реализовавший несколько сотен грантовых проектов.
В рамках «помощи» по линии Восточного партнерства учрежден Европейский фонд в поддержку демократии (EED), которому принадлежит «Еврорадио». В Германии по Белоруссии работают в первую очередь фонды системных партий ФРГ, имеющих фракции в бундестаге. Это Фонд Аденауэра (ХДС/ХСС), Фонд Эберта (СДПГ), Фонд Белля («Зеленые»), Фонд Науманна (СвДП), Фонд Розы Люксембург («Левые»). Количество же различных польских фондов, программ и проектов, действующих на территории Белоруссии, исчисляется десятками.
Но если часть из этих структур вынуждена действовать «в экзиле», то другие работают непосредственно в Белоруссии. Так, посольство США публикует список получателей грантов числом 144 человека. Как и принято в США, большинство грантов на первый взгляд не имеют отношения к политике, как, например, созданная оппозиционером В. Кавалкиным веб-платформа «Удобный город». Крайне интересен и краудфандинг, якобы финансируемый за счет мелких взносов. К слову, эти проекты создавал и бывший кандидат в президенты В. Бабарико. В нужный момент эти «неполитические» проекты послушно включаются в оппозиционную повестку. В частности, проект «Имена», который посещают журналисты «Евроньюз», постоянно публикует антисоветские материалы и вел спецпроект «100 лет БНР».
Об истинных заказчиках нынешних протестов говорит и список соратников С. Тихановской, где «знакомые все лица»: диссидентка С. Алексиевич, сопредседатель БХД В. Римашевский, глава правозащитного центра «Весна» А. Беляцкий, председатель движения «За Свободу» Ю. Губаревич, директор «Центра европейской трансформации» А. Егорова и т. д. Не менее красноречива и программа оппозиции, словно списанная с аналогичного украинского «реанимационного пакета реформ», вплоть до заголовка. Здесь – и выход из Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ, и запрет пророссийских организаций, и введение уголовной ответственности за «оскорбления белорусского языка», и полная белорусизация, и запрет трансляции российских каналов, и вступление в ЕС и НАТО.
Даже сам А. Лукашенко, построивший свою предвыборную кампанию на борьбе с «российской угрозой», вдруг заметил западное влияние, заявив, что «мы отфиксировали звонки из-за границы. Из Польши, Великобритании и Чехии были звонки… Одна из линий этих кукловодов – Чехия. Сегодня уже из Чехии управляют нашим объединенным штабом, где, простите меня, сидят эти овечки, ничего не понимая, что от них хотят. Я поручил выдать эту информацию в СМИ, чтобы увидели, чего они хотят. Они продолжают наседать, продолжают требовать: выводите людей на улицу и ведите переговоры с властями о добровольной сдаче власти. Я про Польшу не говорю. Там уже все осели и тоже начинают дергать за ниточки. Я не говорю про Украину». Замечены в Белоруссии и российские «гости» из структур А. Навального.
Безусловно, западные НПО проникают в окно даже тогда, когда их выставляют за дверь. Но особенность Белоруссии в том, что сама власть зачастую вела рискованную игру с НПО и западными правительствами. Не доигралась ли на свою голову? Это покажут уже ближайшие недели, а может, и дни.