Две трети населения России – за ограничение трудовой миграции - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Две трети населения России – за ограничение трудовой миграции

Исследовательский центр портала Superjob.ru 14 августа опубликовал результаты опроса об отношении населения России к инициативе замглавы Совбеза России Дмитрия Медведева об ужесточении условий въезда трудовых мигрантов в РФ. Его результаты подтвердили тренд на усиление в обществе антимигрантских настроений.

По итогам опроса 1600 респондентов, проживающих в 338 населенных пунктах на территории всех федеральных округов России, 59% из них поддержали предложение об ужесточении условий выдачи рабочих виз трудовым мигрантам и лишь 15% отнеслись к нему отрицательно. С оценкой предложения Д. Медведева затруднились 26% опрошенных. То есть за ужесточение правил иммиграции выступили почти две трети жителей России, и лишь шестая их часть не поддерживает эту идею. Четверть респондентов, затруднившихся с оценкой миграционной политики, скорее всего, составляют жители сельской местности и небольших населенных пунктов, где из-за отсутствия рабочих мест мигрантов нет и население с ними попросту не сталкивалось.

За ограничение въезда трудовых мигрантов мужчины (65%) выступают заметно чаще, чем женщины (53%), что вызвано более остро ощущаемой ими конкуренцией с приезжими на рынке труда. В ноябре прошлого года сервис Worki по результатам поведенного исследования сообщил, что мигранты в последнее время запрашивают более высокую зарплату, чем коренные жители РФ. Причем если в целом зарплатные ожидания трудовых мигрантов оказались выше, чем жителей России на 6%, то, например, водителей – сразу на 14%. Поскольку преимуществом мигрантов является отсутствие официального трудоустройства и выплачиваемых работодателем налогов и социальных взносов, такая статистика может свидетельствовать только о том, что на рынке труда они оказываются более «конкурентоспособными».

Об этом же свидетельствует и нарастание поддержки идеи ужесточения правил иммиграции по мере увеличения возраста: среди респондентов в возрасте до 24 лет за нее высказались 42%, 25-34 лет – 57%, 35-44 лет – 64%, а 45 лет и старше – 68%. Очевидно, что молодежь до 24 лет, значительная часть которой еще учится в вузах или колледжах и, как правило, не имеет постоянной работы, с реалиями ее поиска пока всерьез не сталкивалась. Но по мере «взросления» миграционные проблемы осознаются населением все более остро. Особенно значимыми они являются для людей предпенсионного возраста, когда найти работу гораздо сложнее, чем в молодости. С этим, по всей видимости, и связано их более негативное отношение к мигрантам.

Показательным является и рост поддержки идеи ужесточения миграционной политики по мере увеличения благосостояния. Среди респондентов с ежемесячными доходами в размере до 30 тыс. руб. за нее выступают 50%, от 30 до 50 тыс. – 61%, от 50 до 80 тыс. – 64%, а от 80 тыс. и выше – 67%. Против усложнения правил въезда для трудовых мигрантов среди тех, чьи доходы составляют до 30 тыс. руб. в месяц, высказались 17%, а более 80 тыс. – только 13%. Выявленная тенденция может свидетельствовать о поддержке ограничения трудовой иммиграции наиболее экономически состоятельной частью российского общества – квалицированными рабочими, состоявшимися в своей области специалистами, руководителями подразделений и т. п., которая является его «становым хребтом» и способна оказывать влияние на настроения членов своих семей и ближайшего окружения.

В реальности доля жителей России, настаивающих на ограничении иммиграции, еще выше. По данным опроса «Левада-центра», проведенного в августе прошлого года, за ужесточение миграционной политики выступили 72% населения. Причем по сравнению с 2017 г., когда такую идею поддерживали 58% респондентов, этот показатель увеличился на четверть. Причина расхождений между данными «Левада-центра» и SuperJob, видимо, заключается в том, что последний проводил опрос «экономически активных граждан», то есть только работоспособного населения. Кроме того, в описании исследования SuperJob нет никаких данных по репрезентативности, кроме количества населенных пунктов и федеральных округов. А значит, адекватными для всего населения страны их, в отличие от итогов опроса «Левады», считать нельзя. Не совпадают и результаты исследований по доле противников ограничения трудовой иммиграции. По данным SuperJob, она составляет 15%, а «Левада-центра» – всего 9%.

Вопрос о том, кто именно и почему выступает против ужесточения правил въезда мигрантов, оба исследовательских центра оставляют без ответа. Однако этот вопрос отчасти становится ясным из материалов онлайн-конференции, которая состоялась 12 августа в пресс-центре медиагруппы «Патриот» в Санкт-Петербурге. Так, по мнению председателя Петербургского отделения «Деловой России» Дмитрия Панова, обязанного по роду деятельности защищать интересы бизнеса, Россия движется «к общему рынку труда с постсоветским пространством» и власти должны создавать условия, чтобы «мигранты усиливали экономический рост страны». При всем этом он считает, что «мигранты без определенного места трудоустройства – это очень плохо» и возложить ответственность за приезжих работников на их работодателей вполне можно («хотелось бы»). В целом же, по его мнению, властям следует «дисциплинировать и привести к единому стандарту качества всех работников», а «мигранты не должны увольняться «в воздух» – из-за этого возникают проблемы».

Между тем в реальности ни к какому общему рынку труда со странами бывшего СССР Россия не движется – он существует лишь в рамках ЕАЭС, в состав которого, помимо РФ, входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Основные поставщики мигрантов – Узбекистан и Таджикистан – участниками общего рынка труда ЕАЭС не являются. Их граждане пользуются возможностями безвизового въезда в рамках СНГ и для работы в РФ должны приобретать патенты. Их введение как раз и было попыткой ограничить приток мигрантов, которая на деле не удалась в связи с тем, что приезжие сохранили право находиться в России 90 дней на протяжении полугода и пользуются им, пересекая границу с Казахстаном и «обновляя» тем самым этот срок. Еще более примечательно предложение «привести к единому стандарту качества всех работников». Имеется в виду, что надо уравнять в трудовых правах граждан РФ и трудовых мигрантов из стран СНГ? Безусловно, это соответствует интересам бизнеса, но одновременно вызывает растущее недовольство основной массы населения России.

Против ужесточения миграционного законодательства высказалась, например, преподаватель международно-правового факультета МГИМО Виктория Данильченко, по мнению которой это повлечет за собой «ряд проблем, которые скажутся на экономике и политике нашей страны». При этом она признает, что 90% мигрантов на стройках работают нелегально, поскольку бизнес не хочет платить налоги, а в Европе наплыв мигрантов привел к огромному росту преступности. Поэтому, с одной стороны, В. Данильченко предлагает упрощать миграционное законодательство, «чтобы не было соблазна лишний раз его нарушить», а с другой – вводить ответственность работодателей: «Нанимаешь незаконных мигрантов – плати штраф. Их надо обязать регистрировать нанятых мигрантов пусть даже под угрозой закрытия».

Но повышение ответственности работодателей – это есть то самое ужесточение миграционного законодательства, с инициативой введения которого выступил Д. Медведев.

       

Оптимальным в текущей ситуации является сокращение числа мигрантов до приемлемого уровня, не угрожающего интересам коренного населения РФ на рынке труда, общественно-политической стабильности и нарушением этнического баланса. «Нам не нужно тут 15-20 миллионов мигрантов, – отметил в ходе дискуссии депутат Госдумы Андрей Свинцов, – потребность есть всего в 2-3 миллионах, причем в невысококвалифицированном сегменте рынка труда». Поскольку же в стране, по данным МВД, находятся 10-12 млн мигрантов, их численность требуется сократить в 4-5 раз.

При этом гражданство, по его словам, следует давать, прежде всего, этническим русским, а отнюдь не всем желающим. Что же касается опасений по поводу того, что замещение мигрантов жителями России вынудит работодателей повысить им зарплату и нанесет тем самым удар по экономике, то они по большей части являются надуманными. Зарплатные ожидания мигрантов уже выше, чем у граждан РФ. К тому же повышение уровня доходов населения является одной из ключевых задач властей, и ужесточение правил иммиграции будет этому только способствовать.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4272
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика