Иллюзии и реалии безработицы в Казахстане - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Иллюзии и реалии безработицы в Казахстане

В середине августа на заседании правительства министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов огорошил заявлением, что за 7 месяцев безработица в республике с начала года выросла в 8 раз! Тем не менее в профильном ведомстве не пересматривают прогноз по уровню безработицы и продолжают с оптимизмом полагать, что к концу года ситуация на рынке труда стабилизируется и уровень безработицы составит 6,1% (немногим более 0,5 млн человек). И это несмотря на то, что, согласно экономическому докладу Всемирного банка по Казахстану «Преодолевая кризис», ожидается рост безработицы до 12,7%.

Вызванный коронавирусным карантином шок на рынке труда привел к серьезным последствиям для занятости, особенно в секторах с низкоквалифицированным персоналом. А ведь до последнего времени проблемы, связанные с безработицей, для убаюканных цифрами официальной статистики властей по факту находились на втором, а то и третьем плане. Между тем по результатам альтернативных исследований около 40% респондентов определяли борьбу с безработицей как приоритетную.

Десять лет подряд официальный уровень безработицы в Казахстане вопреки всем экономическим теориям фиксировался на крайне низком – 4,8% – уровне. В Минтруда объясняли это успешной практикой действующих с 2011 года государственных программ стимулирования занятости, совокупный бюджет которых превысил 750 млрд тенге. Однако все заявленные достижения в области трудоустройства в рамках госпрограмм никак не отражаются на статистическом уровне безработицы в стране. Аналитики полагают, что реальная безработица в разы больше, чем это показывает статистика.

В настоящее время в Казахстане реализуется программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек». Однако, по информации издания Baigenews.kz, из 80 тыс. обученных по специальности трудоустроено только 23 тыс. Так, в Балхашском районе Алматинской области 45 млн тенге потратили на подготовку 250 парикмахеров, сварщиков, поваров и трактористов. Увы, по обученным специальностям трудоустроились лишь трое. Подобные факты выявлены во всех регионах страны. В мае и апреле были бодрые заявления правительства о создании 100 тыс. рабочих мест, но это – лишь заявления, и не факт, что они были созданы (одно рабочее место может стоить 10-20 млн тенге) и люди там вовсю работают. А если эти места были, то куда они делись?

Ряд аналитиков и экономистов оценивают «Енбек» как образовательную программу, а не программу повышения занятости. В условиях скрытой безработицы «Енбек» оказалась не более чем завуалированной формой социальной помощи. Необходимо ввести жесткий контроль и персональную ответственность за реализацию госпрограмм.

 Отметим, что в период действия режима чрезвычайного положения, введенного в связи с распространением COVID-19, социальную выплату в 42 500 тенге получили 4,6 млн казахстанцев (претендовали на нее 8 млн человек). Таким образом, с официальной точки зрения без работы осталось 49,8% от экономически активного населения.

Обращает внимание методика расчета безработицы. Национальная статистика, «потеряв» в секторе сельского хозяйства свыше миллиона человек, никак не может «обнаружить» их в других областях экономики. Ситуацию «спасает» категория «самозанятых», к которой власти отнесли значительную часть казахстанцев. Здесь и владельцы компаний, и такие фактически безработные, чьи доходы порой не дотягивают до прожиточного минимума, как «занятые в личном подсобном хозяйстве», «неоплачиваемые работники семейных предприятий», «непродуктивно занятые на индивидуальной основе». По экспертным оценкам, треть самозанятых (это свыше полумиллиона человек) можно рассматривать как безработных.

Безусловно, решение властей частично возобновить предпринимательскую деятельность снизит остроту безработицы, однако многим предприятиям МСБ будет сложно восстановить производство. Тем более что сохраняется высокий уровень неопределенности в отношении второй волны инфекции с возможностью очередного ввода в той или иной форме ограничительных мер. Напомним, что доля МСБ в экономике Казахстана достигает 31% от ВВП и обеспечивает занятость 3,3 млн человек (37% от общего числа занятого населения).

Дальнейшее падение деловой активности значительно ухудшит финансовое состояние компаний и домашних хозяйств, что, в свою очередь, увеличит риск роста количества потерявших доходы людей. В Национальной палате предпринимателей (НПП) «Атамекен» полагают, что для достижения прежнего уровня бизнесу потребуется два года.

За годы независимости сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность в республике перестали быть главными секторами экономики: произошел переток занятых в сферу услуг, в которой занято около 60% рабочей силы. Несмотря на различные программы индустриализации и импортозамещения, доля занятости в секторе “Обрабатывающая промышленность” осталась примерно на уровне 2001 года. И это понятно: процесс распиливания финансов очередных проектов гораздо привлекательнее и прибыльнее, чем их успешная реализация.

По-прежнему острой остается проблема трудоустройства молодежи. Высокая безработица среди нее не столько порождение внешних факторов, сколько «заслуга» самой власти, которая своими многолетними «реформами» внесла большой вклад в падение образовательного уровня населения. При этом молодежь продолжает ориентироваться на некую «престижность» таких специальностей, как таможенное и банковское дело, финансы, экономика, юриспруденция, которыми рынок труда страны уже перенасыщен. К тому же полученные в учебных заведениях знания имеют теоретический, оторванный от практики и реалий характер. Учебные заведения должны быть тесно связаны с производством.

Граждане предпенсионного возраста также относятся к уязвимой категории населения на рынке труда. Многие работодатели полагают, что людям старше 50 лет сложно усваивать новые технологии, а состояние здоровья сказывается на их работоспособности и мобильности. Кроме того, эта возрастная категория работников, в отличие от молодежи, более осведомлена о своих трудовых правах, что часто не устраивает работодателей.

Казахстанский рынок труда несбалансирован ни по демографическим, ни отраслевым, ни региональным сферам. В частности, во многих регионах (в отличие от советских времен) слабо развиты предприятия, ориентированные на использование женского труда.

Необходимо создавать предпосылки для роста экономики, иначе не будет ни труда, ни спроса на рабочую силу. Чтобы повысить занятость и массовое предпринимательство, надо снижать социальные налоги и в целом упростить налоговый режим. Существующая система налогообложения сложна и малопонятна для субъектов МСБ. Предприниматель должен чётко понимать эту систему, тратя на это минимум времени и сил. Целесообразно комплексно пересмотреть все налоговые режимы, акцентировав их на укрупнение и рост бизнеса.

Учитывая, что безработица значимо разнится по группам населения, важно, чтобы инструменты государственной политики для решения проблем безработицы носили целевой характер в отношении разных групп населения. При этом следует использовать наиболее эффективные меры. В их числе – механизмы социального партнерства, поддержки малого предпринимательства (предоставление беспроцентных кредитов, выделение прямых финансовых субсидий, дополнительная отсрочка по кредитам и прочим выплатам), переподготовка кадров, квотирование рабочих мест, использование гибких форм занятости населения, информационное обеспечение рынка труда и т. д. МБС должен наращивать силы и тем самым повышать занятость.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3451
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика