Протесты в Белоруссии, которые продолжаются уже более трех недель, с каждым днем все больше воздействуют и на экономическое состояние республики. Постепенный отток инвестиций, девальвационные ожидания, которые уже обвалили белорусский рубль относительно основных мировых валют, потери предприятий из-за забастовок – все это уже сказалось на экономике страны. Как было заявлено заместителем премьер-министра Белоруссии Юрием Назаровым, только остановка из-за забастовки на два часа технологической операции по загрузке печей на Белорусском металлургическом заводе (БМЗ) стоила предприятию более $550 тыс. Всего же, по словам Александра Лукашенко, за период коронавирусной пандемии и нескольких недель протестов страна не досчиталась около $500 млн.
И, по всей видимости, итог года для белорусской экономики будет куда более печальным. Особенно если учесть, что в Минске решились ввязаться в санкционное противостояние со своими западными партнерами.
Как известно, страны Запада не признают итоги президентских выборов в РБ. При этом из-за происходивших в Минске событий 9-12 августа, когда пострадали сотни человек, в ЕС было решено ввести против белорусских чиновников персональные санкции. Особое рвение в этом вопросе проявляют страны Прибалтики и Польша, которых в Белоруссии считают одними из координаторов протестов. Именно эти страны обвиняют Лукашенко в политических репрессиях, признают право белорусов на сопротивление и готовы, в отличие от Брюсселя, ввести персональные санкции против белорусского лидера. И именно это вызвало в РБ серьезное возмущение, которое в обозримом будущем может сказаться не только на торговых отношениях сторон, но и на их экономике.
Так, в конце августа А. Лукашенко заявил, что поляки и литовцы «зажрались и забыли, что такое Белоруссия», а значит, пришло время показать им, «что такое санкции». «Вот мы им сейчас покажем, что такое санкции. Если они (поляки и литовцы. – Ред.) еще в Китай и Россию через нас барражировали, сейчас они будут летать или через Балтику, или Черное море торговать с Россией и прочее. А по санкционной продукции (на ту продукцию, на которую Россия ввела эмбарго) – пусть даже не мечтают», – сказал он и даже поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков из портов Литвы на другие морские гавани.
Эти слова, действительно, прозвучали угрожающе, так как в Вильнюсе в тот же день призвали Минск не делать поспешных шагов, которые могут привести к негативным последствиям для обеих стран.
Стоит заметить, что подобная воинственная риторика Лукашенко достаточно не нова. Белорусский лидер уже не раз напоминал Вильнюсу и Риге о том, какое место занимает Белоруссия в их внешней торговле. Однако сегодня, особенно на фоне мирового экономического кризиса и спада производства из-за коронавируса, возможные действия белорусских властей на западном направлении, если судить предельно объективно, могут ударить по экономике республики куда более серьезно, чем по ее западным партнерам.
Действительно, Литва и Латвия являются одними из основных перевалочных пунктов для белорусской нефтехимической продукции. При этом сотрудничество с этими странами для Минска является крайне выгодным. Например, товарооборот Белоруссии с Литвой по итогам первого полугодия составил около $640 млн, а белорусский экспорт превысил импорт: около $440 млн против $200 млн соответственно. За рассматриваемый период положительное сальдо для Минска было выше только для Украины (плюс около $595 млн), Казахстана (около $300 млн) и Бразилии (около $255 млн).
При этом складывается этот плюс за счет торговли через литовские гавани нефтепродуктами и калийными удобрениями, которые достигают трети от всего грузооборота порта в Клайпеде. Кроме того, в Белоруссии действуют 575 компаний с литовским капиталом. Нельзя забывать и о ежегодном потоке туристов, в случае перекрытия которого Литва может потерять более 130 млн евро. То есть потери для Вильнюса, в случае санкционного противостояния с Белоруссией, могут быть крайне серьёзными.
Однако следует помнить, что в таком случае и у Минска возникнут финансовые и репутационные потери. Не случайно Белоруссия уже много лет, говоря о возможности перенаправления своих товарных потоков либо через Латвию, либо через российские гавани, так этого перенаправления и не сделала. Более того, «Беларуськалий», кроме долгосрочных контрактов, который обеспечивает около 20% от общего объема грузоперевозок по литовской железной дороге, имеет в Литве собственную инфраструктуру. Так, в 2013 году предприятие купило 30% Biriu kroviniu terminalas в Клайпеде и реализовало серьезную инвестпрограмму на сумму около 100 млн евро.
Если белорусские власти решат отказаться по политическим причинам от работы с Вильнюсом, то вполне могут потерять все свои вложения в литовскую инфраструктуру, не получив взамен ничего более выгодного. Особенно, если помнить о постоянных заявлениях белорусской стороны о необходимость диверсификации поставок нефти, которые, как известно, в текущем году попадали на НПЗ республики именно через порты Литвы. Пока ни Рига, ни Москва не могут, даже с учтём всевозможных скидок, предложить Минску более выгодных условий транзита.
Что касается Латвии, то и здесь ситуация довольно неоднозначная. Сегодня на территории Белоруссии работают более 500 предприятий с участием латвийского капитала, которые заняты в сферах торговли, услуг, деревообработки и фармацевтики. При этом при двухстороннем обороте около $500 млн в год Белоруссия имеет положительное сальдо около $400 млн. Кроме того, Рижский порт используется белорусскими предприятиями для перевалки своих грузов, хотя сама по себе гавань экономически менее выгодна для них, чем литовская.
Однако в Риге неоднократно намекали Минску, что готовы сделать многое, чтобы переманить к себе хоть часть белорусского грузопотока. Именно поэтому сегодня в латвийской столице предпочитают высказываться менее резко относительно событий в Белоруссии, чем другие прибалтийские страны, заявляя о том, что продолжат развивать отношения со страной вне зависимости от того, кто будет у власти в Минске. Единственное негативное за последние недели заявление, которое угрожает экономике РБ, было связано с отказом Риги от закупок электроэнергии с БелАЭС. Однако и этот вопрос на сегодня не решен окончательно, и в свете последних событий Минск вполне может предложить Латвии пересмотреть свое отношение к данной проблеме в обмен на увеличение транзита белорусских грузов через ее порты.
Главным же противником Лукашенко на Западе сегодня является Польша. При этом стоит напомнить, что она находится в пятерке стран, с которыми товарооборот Белоруссии превышает $1 млрд. Так, по итогам 2019 года он перевалил за $3 млрд, а за январь-июнь текущего года составил свыше $1,1 млрд. Польша является и одним из важнейших рынков сбыта для белорусской лесопродукции и занимает второе место в Европе по потреблению белорусских калийных удобрений. В свою очередь, белорусское направление крайне важно для польского сельского хозяйства. Особенно в условиях введения Россией торговых санкций в отношении ряда западных стран.
Именно на это и намекал Лукашенко, когда говорил о том, что некоторым партнерам на Западе можно больше не мечтать продавать на российский рынок через Белоруссию санкционную продукцию. Примечательно в данном случае то, что такое заявление, которое фактически подтвердило на официальном уровне реэкспорт Минском запрещенной к ввозу в Россию продукции, прозвучало из белорусской столицы впервые. До этого власти республики всегда подчёркивали, что борются с контрабандой и серым экспортом, который направляется в РФ.
Помимо всего прочего, нельзя забывать и том, что Польша и Литва выполняют важнейшие роли перевалочных пунктов для продукции российских и китайских производителей. В случае, если Минск действительно развернёт торговую войну со своими соседями, это больно ударит по всем, в то числе по нему самому. В первую очередь это поставит крест на таких важнейших белорусских инфраструктурных проектах, как китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» и логистическо-промышленный хаб «Бремино-Орша». Как известно, они создавались под нужды европейских потребителей с интегрированием в них транзитной инфраструктуры Польши и Литвы.
Однако все проблемы торговли Белоруссии со странами Прибалтики и Польшей меркнут в свете возможных последствий введения экономических санкций со стороны ЕС и США. Так, речь идет о кредитно-финансовом сотрудничестве Белоруссии и Запада, которое за последние годы значительно улучшилось. Возможная политика взаимных санкций не улучшит переговорный процесс по вопросу выделения средств Минску ни со стороны МВФ, ни Всемирного банка, ни иных международных валютно-финансовых организаций. Белоруссия уже испытывает трудности с возможностью привлечения средств по своим облигациям, так как инвесторы боятся вкладывать в политически неспокойное государство.
Кроме того, нельзя забывать и то, что для Белоруссии Евросоюз – второй после России торговый партнер. По итогам 2019 года товарооборот республики со странами ЕС составил $15,5 млрд, из которых экспорт – почти $8,4 млрд. Любые санкции так или иначе будут сказываться на объемах взаимной торговли, а белорусские конкуренты не преминут воспользоваться проблемами белорусских предприятий, чтобы вытеснить их с рынка окончательно.
Одновременно стоит напомнить, что Белоруссия недавно вышла на финишную прямую по вступлению во Всемирную торговую организацию. В настоящее время осталось согласовать ряд вопросов с некоторыми странами ЕС и США. С этой точки зрения политический кризис и обоюдные санкции не будут способствовать положительному завершению переговорного процесса. При этом в случае дальнейшего разрастания политического кризиса вполне вероятными являются и санкции со стороны Великобритании, куда направляется значительная часть белорусской нефтепродукции, а также США. Последние только недавно продлили приостановку введённых много лет назад экономических санкций в отношении предприятий нефтехимической промышленности РБ. Если они возобновятся, то это будет серьёзный удар по положению белорусских предприятий на мировом рынке.
Всего семь месяцев назад в Минске явно в пику Москве показательно радушно принимали госсекретаря США Майка Помпео, пообещавшего решить вопрос снятия санкций с Белоруссии. Сегодня речь идет уже о введении новых санкций
Возможные последствия санкционной войны для Минска и его партнеров можно перечислять довольно долго. Однако сегодня ясно одно: политический кризис, который в последние недели развернулся в Белоруссии, вполне может нанести стране непоправимый урон. Не понимать этого в белорусской столице не могут. Поэтому, если власти РБ действительно решатся начать санкционное противостояние с Западом, это будет означать, что Минск получил серьёзную поддержку со стороны России. Москва вполне может предоставить свои порты для белорусских грузов по льготной цене, выдать новый кредит, облегчить допуск белорусской продукции на российский рынок и многое другое.
Правда, пока говорить о подобном развитии событий рано. Слишком увяз «коготок» у Лукашенко, настойчиво проводившего политику «многовекторности» и одно время всерьез поверившего в то, что западный вектор предпочтительнее восточного.