В отличие от выборов в сенат, прошедших абсолютно тихо, незаметно и предсказуемо, выборы в нижнюю палату казахстанского парламента – мажилис обещают стать довольно зрелищными. Подготовка к ним началась с праймериз НДП «Нур отан», стартовавших 17 августа.
Предваряя старт праймериз Елбасы Нурсултан Назарбаев, несмотря на семейную трагедию, выступил с обращением, в котором призывал партийцев и своих сторонников проявить активность во время внутрипартийных выборов и обеспечить прозрачность, честность, равные условия и конкурентность для всех участников. При этом он не забыл упомянуть о результатах конституционной реформы, заложившей, по мнению первого президента, «основу глубокой модернизации партийно-политической системы, усилившей роль парламента и подотчетность правительства».
Зачем партия власти идёт на праймериз?
К очередному политическому сезону партия власти подошла не в лучшей форме. И хотя все публичные исследования показывают высокий рейтинг «Нур отана» можно уверенно предположить, что цифры «лукавят». Сам факт того, что Елбасы Н. Назарбаев поставил перед партийными функционерами задачу произвести «перезагрузку» партии власти, является косвенным свидетельством её не слишком радужного состояния.
Особенностью партийной системы РК (как и многих постсоветских стран) является то, что практически все партии определяли свою политическую ориентацию, исходя не из собственных программных установок, а с позиции своего отношения к власти, в нашем случае олицетворяемой Н. Назарбаевым. Все это привело к упрощению политического пространства. Условно партийное поле разделилось на два неравных сегмента – провластные и оппозиционные партии. С течением времени благодаря юридическим и силовым решениям оппозиционные партии либо маргинализировались и исчезли, либо были вытеснены «на обочину» политической жизни, произошла уже деградация партийно-политического пространства.
Оставшись без полноценных «спарринг-партнеров», провластные партии расслабились, утратили реакцию и постепенно из политической силы превратились в инструмент манипулятивной демократии, стали выполнять не политические, а больше атрибутивные функции. В первую очередь это можно сказать о «Нур отане», который в последнее время либо вообще перестал реагировать на внутриполитические события, либо откликался на них с чудовищным опозданием.
Необходимость серьезного апгрейда партии назрела в силу следующих причин. Увеличение числа членов партии и разрастание партийного аппарата привело к росту бюрократизации внутри неё. Закрепление «Нур отана» в формате партии одного лидера, слово которого неоспоримо, привело к возникновению инерционности мышления и деятельности, потере политического креатива.
Наиболее массовая партия, обладающая широкой социальной базой, постепенно превратилась в «политического голема», однако пользующегося поддержкой первого президента и, соответственно, государственных структур. Это обстоятельство обусловило её неустойчивость и зависимость от рейтингов Н. Назарбаева. Тут следует напомнить результаты последних президентских выборов, в ходе которых преемник Н. Назарбаева Касым-Жомарт Токаев, выдвинутый, кстати, кандидатом в президенты на внеочередном, XIX съезде партии «Нур отан» набрал 70,9% голосов, а его соперник Амиржан Косанов – 16,2%. Существуют мнения, что количество голосов, отданных за А. Косанова, было искусственно занижено. Также ряд экспертов трактует результаты плебесцита следующим образом: отдав голоса А. Косанову, казахстанцы голосовали не столько за него, сколько против сложившейся политической модели в лице К. Токаева.
Действующая власть услышала этот звонок и насторожилась. Ведь усилившиеся протестные настроения, кризисные явления в социально-экономической сфере, вызванные чрезвычайной ситуацией в связи с COVID-19, могут очень серьезно отразиться на уровне поддержки партии власти. А учитывая, что практически всё правительство и акимы (главы местных исполнительных органов власти) состоят из функционеров «Нур отана», гипотетически может встать вопрос о доверии к ним и, как следствие, их замене.
Тем более что перед глазами стоит пример Белоруссии, где шесть лояльных президенту Александру Лукашенко партий оказали ему поддержку с большим опозданием.
Внутрипартийные выборы – модернизация или
политическая технология?
В этих непростых условиях партии нужно предпринять действия, направленные не просто на коррекцию сложившегося имиджа, но и на структурную перестройку всей партийной работы. Говоря иначе, нужно заставить партийных функционеров отойти от вопросов создания иллюзий прогрессивного развития страны и сосредоточиться на проведении государственной политики, соответствующей общественным запросам. То есть поменять местами имиджевые и функциональные задачи.
Кроме того, требовалось как-то «оживить» закостеневший партийный аппарат, показать «политическое шоу», добавить в скучную политику немного драматургии.
И достигнуть этих целей было решено через кадровое обновление партии. Точно неизвестно, кто стал автором идеи о проведении праймериз, но последние три задачи эта технология решает неплохо. Особенно на фоне отсутствия какой-либо заметной активности на партийном поле.
По официальным данным, на сегодняшний день для участия во внутрипартийных выборах зарегистрировано 10 990 кандидатов. В ходе подачи документов отсеялось немногом более 250 человек, из которых 36% кандидатов женщины, 28% – молодежь до 35 лет. Такое нетрадиционно высокое представительство этих социально-демографических страт объясняется их квотированием. От первичных партийных организаций выдвинуто 3 023 кандидата, 6 978 – самовыдвиженцы. Все агитационные материалы участники праймериз оплачивают собственными деньгами, но организационные расходы взял на себя «Нур отан».
Средний возраст участников праймериз – 43 года
По цифрам видно, что почти 11 тысяч кандидатов вряд ли способны существенно укрепить «Нур отан», в котором, по официальным данным, и так состоит примерно 900 тысяч человек.
С другой стороны, если это достаточно грамотные, принципиальные, настойчивые и амбициозные люди, а такие среди кандидатов есть, и они попадут в партийные списки, и затем займут места, например, в местных представительных органах власти – маслихатах, то можно рассчитывать, что позицию партии и её лидера они будут отстаивать, невзирая на лица акимов – глав местных администраций. Не исключено, что это, во-первых, оживит партийную жизнь накануне выборов в нижнюю палату парламента и маслихаты и, во-вторых, немного скорректирует имидж партии власти.
Между тем, поскольку остальные партии решили не проводить праймериз то ли в силу отсутствия ресурсов, то ли в силу инертности, то их классический смысл – провести внутри нескольких партий отбор самых достойных, которые потом будут конкурировать друг с другом, несколько теряется. Но и то, на что решился «Нур отан», – уже немало.