В этом году с мая по сентябрь включительно в Польше отмечается 100-я годовщина победы в советско-польской войне 1920 года. По всей стране проходят массовые мероприятия – лекции в школах и вузах, показы кинофильмов, выставки, музейные экспозиции, военно-патриотические игры, выступления политиков и деятелей культуры.
Польский институт национальной памяти (ПИНП) выпустил специальный бюллетень «Две победы над коммунизмом», в котором его руководитель Ярослав Шарек дважды ставит полякам в заслугу спасение Европы от русского коммунизма – во время войны 1920 г. и во время забастовок антикоммунистической организации «Солидарность» в 1980 г., закончившиеся выходом Польши из социалистического лагеря.
Не хватает в этой картине только истинных причин войны, а они таковы, что начисто опровергают миф о бескорыстной борьбе поляков во благо Европы.
Советская Россия, ослабленная интервенцией сразу 14 иностранных держав, о ещё одной войне, на этот раз с Польшей, даже не помышляла. Никакой нужды защищать Европу от красных полков у Польши не было, потому что эти полки идти в Европу через Польшу не собирались. Врагов у России хватало и без Польши.
Противостояние шло между Красной армией и немецкими войсками в Прибалтике. И вдруг в апреле 1918 г. поляки оккупируют Вильнюс, учиняют расправы над литовцами, посмевшими оказать сопротивление польским солдатам, евреями и всеми, кто сочувствовал коммунистам, и объявляют о намерении вернуть Литву в эпоху Люблинской унии XVI века – объединения Польши и Великого княжества Литовского в Речь Посполитую.
Красная армия изгнала польских оккупантов из Литвы, Москва заключила с Вильнюсом договор о нейтралитете, но поражение красных полков в битве под Варшавой («чудо на Висле») позволило полякам развить успех и оттяпать всю Западную Белоруссию, Западную Украину и кусок Литвы. Польское общество ликовало, ибо видело в этом признаки возрождения Речи Посполитой «от моря до моря». Польские полки даже несколько раз захватывали Киев, но были выбиты оттуда.
Вот как определял смысл начала Польшей военных действий против Красной армии их участник, известный польский политический публицист Станислав Цат-Мацкевич (Stanisław “Cat” Mackiewicz): «Основой польской политики… должно быть стремление к развитию государственного организма, равного по силе или России, или Германии. Этнографическая Польша на это не способна».
Отсюда Мацкевич выводил необходимость расширения границ Польши на восток, поглощение ею белорусских, украинских и литовских земель. Ради этого он предлагал даже пойти на сговор с кайзеровской Германией, чтобы сообща действовать против России. «…Польское общество во время войны с большевиками больше думало о походе на Киев, чем об августовской (т. е. Варшавской. – Ред.) битве», - признавал Мацкевич.
По завершении войны фактический руководитель Польши маршал Ю. Пилсудский согласился оставить в составе советского государства центральную и восточную Белоруссию, чтобы проще ассимилировать непольское население Западной Белоруссии. Несмотря на то, что провалился его план по превращению центрально-восточной Белоруссии (а также центрально-восточной Украины) в подконтрольные буферные государства, отделяющие Польшу от России, итоги войны 1920 г. были на руку полякам.
Через сто лет после тех событий, на фоне текущей ситуации в Белоруссии в связи с результатами президентских выборов Польша старается вовсю использовать пропагандистский потенциал той войны. В резолюции Сейма Польши с призывом к ЕС, Европарламенту и Еврокомиссии оказать давление на поствыборный Минск говорится: «С учётом совместной борьбы поляков и белорусов за свободу и демократию, особенно в сотую годовщину Варшавской битвы 1920 г., сохраняя верность традиции «Солидарности» по случаю 40-летия её создания, сейм Речи Посполитой решительно осуждает использование Александром Лукашенко жестокого насилия и массовых репрессий против белорусского общества».
«Нам и сегодня нужен боевой дух 1920 года, нам нужна стратегия уровня маршала Пилсудского, нужна современная техника и вооружение… солидарность в рамках НАТО», - говорил ранее польский министр обороны Мариуш Блащак.
Белоруссия – одна из жертв польского культа войны 1920 года. Героизируя её участников, Варшава героизирует поработителей белорусского народа. Победа Польши обернулась для западных белорусов наплывом польских осадников, которым режим Пилсудского бесплатно раздавал белорусские земли, политикой полонизации, массовым уничтожением православных святынь под лозунги о Польше как защитнице европейских христианских ценностей, тюремными застенками для инакомыслящих, достаточно вспомнить польский концлагерь Береза-Картузская, располагавшийся на территории современной Белоруссии.
В 2012 г. Белоруссия ответила Польше на премьеру фильма «Варшавская битва» Ежи Гофмана показом фильма «Талаш» – о легендарном партизанском командире Василии Исааковиче Талаше, чей отряд успешно громил польских оккупантов в Полесье. После войны 1920 г. Талаш сотрудничал с ЧК, выявляя польских шпионов, в Великую Отечественную опять ушёл в партизаны воевать против немцев, будучи самым пожилым участником этой войны. Умер в 1946 г. в возрасте 101 года.
Сам факт такого кинематографического противостояния Минска и Варшавы свидетельствует об актуальности темы войны 1920 г. в современной идеологии обоих государств. Только инициатива здесь принадлежит польской стороне. Это Варшава начала раздувать миф о войне 1920 года, изображая её как акт спасения поляками всей Европы. Это Варшава называет Варшавскую битву одним из самых судьбоносных сражений в истории человечества, что для самого человечества – большой сюрприз, потому что никто и никогда не считал эту битву масштабным историческим явлением. Обе стороны потеряли 40 тыс. убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Для кровавого ХХ века, особенно последующей Второй мировой, такие масштабы никак нельзя назвать мировыми.
Манипулируя фактами и завышая значимость советско-польской войны 1920 г. для «судеб человечества», Польша готовит идеологическую почву для вмешательства во внутренние дела соседних государств, чтобы снова заявить, будто спасает Европу от «русского нашествия».