Экономические кризисы являются органичной частью истории человечества, возникая как в соответствии с объективными экономическими законами и войнами, так и по различным форс-мажорным обстоятельствам, к которым, несомненно, можно отнести и пандемию коронавируса COVID-19. Кризис, вызванный пандемией, в этой связи стоит рассмотреть отдельно.
Предпринятые меры безопасности привели к закрытию границ, сокращению или полному прекращению пассажирского и грузового сообщения между странами и континентами. Это оказалось общим практически для всех стран. Но внутри каждой страны, учитывая ее особенности, экономический кризис проявил себя по-разному.
Что касается экономики Молдовы, то проблемы, связанные с пандемией, были усугублены небывалой засухой, которая длится с осени прошлого года. Но если засуха нанесла удар, прежде всего, по агропромышленной отрасли страны, то пандемия и меры защиты от нее, предпринятые правительством, затронули основы всей экономики[1].
Из-за отсутствия дождей в стране практически полностью погиб урожай пшеницы, подсолнечника и кукурузы
За первые три месяца кризиса (март-май) поступления от налогов и сборов государственного бюджета были на 17,8%, или на 1,8 млрд леев меньше, чем в прошлом 2019 году. Если учесть, что при разработке госбюджета на этот год предполагалось увеличение доходов на 11,4%, то провалы за три месяца кризиса составляют 3 млрд леев по сравнению с первоначальными планами. Больше всего государственный бюджет пострадал в апреле, когда его доходы были на 30,7% ниже, чем в 2019 году, сократившись на 1 млрд леев. При корректировке бюджета правительство Иона Кику ожидает снижения доходов примерно на 7 млрд леев по сравнению с первоначальными планами, из которых 3 млрд леев уже недобраны в марте-мае.
Одной из наиболее пострадавших отраслей народного хозяйства в период кризиса был и остается пассажирский транспорт, работа которого была приостановлена в период пика пандемии. В марте-мае объем перевезенных пассажиров всеми видами транспорта снизился в 4,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Пассажирский транспорт больше всего пострадал в апреле, когда было перевезено в 15 раз меньше пассажиров, чем в прошлом году. Такое сокращение является беспрецедентным в истории страны. Больше всего пострадал воздушный транспорт, объем перевозок которого сократился в 5,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
За три месяца экономического кризиса объем внешней торговли РМ снизился на 582 млн долларов, или 26,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Общий объем внешней торговли снизился с 2,2 млрд долларов до 1,5 млрд.
Больше всего пострадал импорт, упавший на 414 млн долларов, или 27,1%. Его снижение было обусловлено тремя основными факторами:
1) карантином, когда не работали непродовольственные торговые единицы, что сделало невозможным продажу товаров;
2) сокращением потребления, вызванным снижением доходов населения и изменением потребительского поведения;
3) снижением цен и объема потребления нефтяных ресурсов.
Последнее привело к снижению расходов на импорт и улучшению торгового баланса Молдовы.
Экспорт за три месяца кризиса снизился на 168 млн долларов, или 24,5%. Больше всего снизился экспорт в страны ЕС, упав за этот период на 127 млн долларов, или 29,2%. Экспорт в страны СНГ за этот период снизился на 4 млн долларов, или 2,7%. Экспорт на других направлениях упал более чем на четверть.
Потери, понесенные экономикой, были в определенной степени смягчены за счет внешних заимствований. Основными кредиторами Молдовы стали:
- Всемирный банк через Международное агентство развития и Международный банк реконструкции и развития, которые предоставили кредиты на сумму 159,2 млн долларов;
- Европейский банк реконструкции и развития (100 млн долларов) и Европейский инвестиционный банк (91 млн долларов).
При этом необходимо отметить, что правительству под руководством Иона Кику удалось добиться в ходе переговоров с международными финансовыми организациями, чтобы получение кредитов не увязывалось с условиями, которые могли бы усугубить положение населения страны, и без того достаточно сложное в этот период. «Мы не взяли ни единого обязательства, которое предусматривало бы введение новых налогов или ужесточение налогового администрирования и в целом налогового бремени для экономических агентов и граждан», – подчеркнул глава правительства.
Стало известно, что соглашение о получении российского кредита на сумму 200 млн евро, которое было аннулировано решением Конституционного суда Молдовы, будет заключено вновь. Как сообщил глава государства Игорь Додон, переговоры об этом между компетентными министерствами Молдовы и России проходят плодотворно и подписание нового соглашения может произойти уже в октябре.
За период с начала пандемии количество занятых граждан сократилось на 8,8%, доходы в семьях упали в среднем на 5,9%. При этом денежные поступления в Молдову от гастарбайтеров также заметно сократились – на 33,6%. В связи с этим в июле правительство И. Кику взяло на себя ответственность за ряд законов, предусматривающих оказание помощи населению. Принятые социальные законы предусматривают выплату в 700 леев для пенсионеров, чей доход составляет сумму ниже 3 тыс. леев, и выделение 100 млн леев фермерам, пострадавшим от засухи. Кроме этого, в рамках отдельного соглашения предусмотрены компенсации фермерам в зависимости от величины их хозяйств.
Будет также внедрена программа льготного доступа для военнослужащих и полицейских в государственной программе «Первое жилье».
Отдельное внимание уделено медицинским работникам, находящимся на переднем крае борьбы с коронавирусом – осуществлено поэтапное удвоение зарплат для медиков. Так, например, зарплаты 47 тыс. медиков будут увеличены в несколько этапов: с 1 сентября – на 30%, с 1 января 2021 года – на 30%, а во второй половине следующего года – еще на 40%.
Последствия кризиса будут сказываться на экономической ситуации еще долго, но уже сегодня можно утверждать, что правительство Кику в этот сложный период продемонстрировало уверенность и профессионализм в управлении страной.
[1] При анализе ситуации автор использовал в качестве основных источников информационный ресурс Mold-street и блог экономиста Вячеслава Ионицэ