Министерства иностранных дел Латвии, Эстонии и Литвы с негодованием отреагировали на недавний указ президента России Владимира Путина о выделении в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов денежных пособий участникам борьбы с бандитским подпольем в Прибалтике, Белоруссии и на Украине. Этих бандитов в странах Балтии давно уже считают «национальными героями».
Прибалты возмущены
Согласно указу В. Путина, выплаты размером в 75 тыс. рублей получат граждане РФ, постоянно проживающие на территории России, Латвии, Литвы и Эстонии, являющиеся инвалидами Великой Отечественной и участниками войны из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов госбезопасности, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г.
Официальная Рига встретила известие об этом указе с диким возмущением. «Учитывая, что данные события произошли в середине прошлого века и что самым молодым членам советского оккупационного режима, участвовавшим в репрессиях, сейчас может быть девяносто лет, Латвия считает это решение неблагоприятным театральным жестом, а не подлинной заботой о своих гражданах», – говорится в сообщении латвийского МИД. Следуя концепции «советской оккупации», в министерстве заявили: «Латвийское государство и народ стали жертвами Второй мировой войны. Во время войны сменявшие друг друга нацистский и советский оккупационные режимы де-факто разрушили независимое латвийское государство и оставили глубокие шрамы на латвийском обществе… После окончания Второй мировой войны в Латвии развернулось активное движение сопротивления, в ходе которого защитники идеи демократической Латвии победили в неравной кровавой борьбе против репрессивных учреждений сталинского тоталитарного режима. Латышский народ и правительство Латвии однозначно и недвусмысленно оценивают действия репрессивных учреждений советской оккупационной власти на территории Латвии как преступную деятельность и преступление против человечества, которое не имеет срока давности».
Да, это часть современной латвийской мифологии: дескать, «национальные партизаны» одержали «моральную победу» над СССР, а посеянные ими «ростки свободы» спустя несколько десятилетий помогли государствам Балтии завоевать независимость от «русских оккупантов».
Тут стоит напомнить, что под «движением сопротивления» в современных странах Прибалтики понимают националистические группы «лесных братьев», орудовавшие в 40-50-е годы прошлого века на территории Литвы, Латвии и Эстонии и занимавшиеся убийствами сторонников советской власти. Многие из этих «национальных героев» ранее воевали на стороне гитлеровцев. В одной только Латвии «лесные братья» уничтожили 1562 представителя партийного и комсомольского актива, 50 военнослужащих Советской армии, 64 сотрудника МВД и МГБ, 386 бойцов истребительных батальонов, а также членов их семей.
Указом российского президента возмутились и в других прибалтийских республиках. «Это вписывается в череду всё более настойчивых попыток России популяризовать искаженную интерпретацию истории, что делается в политических целях. До этого была серия шагов по оправданию пакта Молотова–Риббентропа и его секретного протокола», – заявили в Министерстве иностранных дел Эстонии.
В этом контексте не лишне отметить, что совсем недавно, 17 августа в этой стране в деревне Луулупе на острове Сааремаа открыли памятник «лесному брату» Эльмару Илпу и его отряду. Помимо Илпа, на памятнике высечены имена его соратников Редеэзе Томсон и Феликса Вахтера Александра Туулинга вместе с символикой их отряда «Летучая смерть». В церемонии приняли участие представители вооруженных сил государства. На открытии монумента присутствовал и спикер Рийгикогу Хенн Пыллуаас, член радикально-националистической Консервативной народной партии Эстонии. Он назвал Илпа с соратниками «борцами за свободу, роль которых до сих пор недооценивается». Пыллуаас патетически воскликнул: «"Лесные братья" и позднее диссиденты, вся эта тема, их борьба, цель и идеи рассматривались слишком мало и с некоторым налетом стыда. Они – наши герои! Они боролись за независимость Эстонии, за наш народ, и мы должны быть им благодарны и, несомненно, обязаны смело об этом говорить».
Кровавые похождения банды Илпа
А что говорят про «героя» Эльмара Илпа люди не ангажированные? Мягко говоря, ничего хорошего. Как признают сквозь зубы даже государственные СМИ, на Сааремаа есть люди, называющие его преступником, на руках которого кровь местных жителей. Однако руководитель общественной организации «Сааремааское объединение борцов за свободу» Яэн Теяр заявил, что не согласен считать «лесных братьев» преступниками. «Они никогда не были преступниками, они являлись бойцами сопротивления. Они заранее предупреждали этих людей (приговорённых к уничтожению. – Р.Б.), и, как правило, это было исключительно плохое совпадение, когда с первого же раза сразу казнили. Они предупреждали, а затем убивали. И в своих листовках они все очень ясно говорили, что предателям нет места в нашем обществе», – уверяет Теяр. Под «предателями» Илп, а вслед за ним и Теяр понимают лиц, сотрудничавших с советской властью и положительно к ней относившихся.
Примечательно, что в июне 2011 года Сааремааский музей отказался проводить презентацию вышедшей тогда книги «Эльмар Илп. Кровь на моих руках», поскольку посчитал концепцию этого произведения «неприемлемой». По словам директора музея Олава Пести, он отказался от презентации, увидев один только текст аннотации на обложке книги: «В 1945-1950 гг. Сааремаа терроризировал "лесной брат" Эльмар Илп, которого многие до сих пор считают большим борцом за свободу. В действительности же он был самым зверским разбойником, садистом и серийным убийцей, который когда-либо ходил по эстонской земле. Одному из своих соратников Илп признался, что, по его подсчетам, он убил не менее 100 человек». Пести по этому поводу с возмущением заявил, что книга исказила образ Илпа – на самом деле тот, дескать, «отправлял на тот свет только представителей советской власти, совершавших преступления против местных жителей».
Но вот у людей, черпавших сведения об Илпе из рассказов непосредственно своих родственников, мнение об этом бандите совсем другое. «Твари. Дед мой, ныне покойный, воевал на Сааремаа. Рассказывал про этих уродов, мол, трусливые были ужасно. Нападали всегда на безоружные машины, обозы. Грабили сельские кассы, магазины, почты (там выплачивали пенсии). Убивали председателей совхозов, колхозов, и это они называли борьбой с советской властью. То, что эти председатели обычно были из местных эстонцев – об этом не принято говорить, так как не вяжется с "линией партии капиталистов"», – пишет в соцсети Facebook уроженец Таллина Александр Тиганик.
В свою очередь, публицист Аллан Хантсом добавляет, что зачастую люди Илпа своих жертв, прежде чем убить, избивали, пытали, мучили, а трупы обливали бензином и поджигали. «Отца известной эстонской актрисы и писательницы Хелле Лаас, учившего сааремааских детей игре на музыкальных инструментах, бандиты убили прямо на глазах его домочадцев. Официально известно примерно о сорока вооружённых нападениях банды Илпа и ста её жертвах. Хотя их вполне могло быть и больше – кто знает, сколько останков скрывают под собой мхи сааремааских лесов?» – вопрошает А. Хантсом.
Он приводит любопытные сведения о конце этой банды. «В народе не зря говорят, что как верёвочке ни виться, совьётся она в петле… К 1950 году большинство членов "Летучей смерти" были ликвидированы или пойманы. На свободе оставался лишь сам Илп с немногочисленными подельниками. 12 августа 1950 года по характерным следам колёс угнанного Илпом мотоцикла Harley Davidson сотрудники МГБ ЭССР вышли к бункеру неподалёку от деревни Луулупе, где от трудов неправедных отдыхали сам главарь банды, его подруга Редеэзе Тереса Томсон и некто Феликс Вахтер. Как говорил по схожему случаю знаменитый киноперсонаж Глеб Жеглов, ввиду особой опасности банды имелось предписание живыми никого не брать», – рассказывает Хантсом.
Вот какому «заслуженному» человеку поставили в Эстонии памятник! Стоит добавить, что всего эстонские «лесные братья» уничтожили 887 гражданских лиц.
Правда о преступлениях Юозаса Лукши
Предсказуемо не осталась в стороне от общего демарша и Литва – республика, где движение «национальных партизан» приняло наибольший размах. На родной земле они уничтожили 25 тысяч 108 гражданских лиц, в том числе женщин и детей, причём в основном литовцев. Теперь в Вильнюсе, что называется, перекладывают проблему с больной головы на здоровую. «Советские репрессивные органы терроризировали и оккупированные территории, и все остальное население СССР. Этим решением (о денежных выплатах борцам с бандитизмом. – Р.Б.) Россия не только оправдывает зверства сталинизма, но и принижает героизм тех, кто действительно боролся с нацизмом и фашизмом», – считает Министерство иностранных дел Литвы.
Недавно глава организации «Еврейская община Литвы» Фаина Куклянски и один из руководителей Американского еврейского комитета раввин Эндрю Бейкер публично высказали тревогу по поводу решения Сейма Литвы объявить 2021-й годом Юозаса Лукши – лидера Литовского фронта активистов (LAF). Они напомнили, что эта подпольная организация сторонников литовской независимости была, безусловно, антисемитской по духу, а большинство ее членов принимали непосредственное участие в убийствах евреев Литвы. «Несмотря на антисоветскую направленность и последующий конфликт с нацистским правительством, видение LAF о независимой Литве было – "этнически чистая родина" без граждан еврейского происхождения. Кое-кто может засомневаться, достаточно ли документальных доказательств того, что Лукша виновен в военных преступлениях, но этот факт не повлиял при принятии решения в парламенте Литвы», – констатируют Куклянски и Бейкер. Литовские правые политики выразили возмущение этим заявлением: по их мнению, обвинения в адрес Лукши ни на чём не основаны.
Между тем нацистский коллаборационист Лукша в годы гитлеровской оккупации активно сотрудничал с немцами. Через два года после окончания войны сбежал в Западную Европу, закончил разведшколу в Париже, а затем самолет НАТО доставил его в Литву, и тот десантировался на парашюте. С собой он имел большую сумму денег, которыми снабдили Лукшу западные спецслужбы. Сколотил банду, с которой терроризировал сторонников советской власти, а 4 сентября 1951 г. убит сотрудниками МГБ СССР во время операции по его поимке. Спустя 68 лет президент Литвы Гитанас Науседа в Нью-Йорке пообещал вдове Лукши Нийоле Браженайте-Лукшене-Паронетто организовать поиски останков её первого мужа. Если кости найдут, то их перезахоронят с государственными почестями, как были недавно погребены останки другого «лесного брата» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса.
Сохранились свидетельства о «подвигах» Лукши при немецкой оккупации. «Впервые Лукша обратил на себя внимание органов НКВД сразу после освобождения Литвы от немцев. Он присутствовал на встрече каунасских студентов с приехавшим из Москвы писателем Ильей Эренбургом и там передал гостю записку с текстом: "Сталин и Гитлер – оккупанты Литвы". Кто-то из присутствовавших сразу узнал в Лукше одного из тех студентов, которые 23−25 июня 1941 г. убивали ножами и забивали насмерть ломами каунасских евреев в центральном гараже компании Lietuvos ūkis. После того как полсотни евреев были уничтожены, молодой мужчина отложил в сторону лом, пошёл за аккордеоном и взобрался на тела убитых. Он заиграл литовский национальный гимн. Поведение стоявших вокруг гражданских лиц, среди которых были женщины и дети, оказалось невероятным: после каждого удара ломом они аплодировали, а когда убийца заиграл литовский гимн, толпа подхватила его», – вспоминал впоследствии подполковник КГБ СССР Нахман Душанский.
Какие тут ещё нужны комментарии!