Белоруссия в ЕАЭС – уйти нельзя, остаться - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Белоруссия в ЕАЭС – уйти нельзя, остаться

Разговоры о том, насколько выгодным стал Евразийский экономический союз для его участников, не прекращаются с момента его создания. Критики объединения неоднократно указывали на недостаточную проработанность евразийского договора, отсутствие слаженных правовых механизмов взаимодействия внутри объединения, невозможность решения глобальных проблем свободной торговли, а также сохраняющуюся недостаточную эффективность экономического сотрудничества в рамках союза.

Критики отмечают, что Россия с ее огромным внутренним рынком и финансовым потенциалом является центром притяжения для остальных республик, каждая из которых преследует свои собственные интересы.  Так, для Кыргызстана это возможность доступа на рынок ЕАЭС со своей животноводческой продукцией и получение прибыли от реэкспорта китайских товаров, для Армении – льготные поставки углеводородов и поддержка электроэнергетического сектора страны, для Казахстана – доступ к трубопроводным системам России, а для Белоруссии – недорогие энергоносители и преференции на российском рынке.  

При этом именно в Минске вплоть до последних событий, связанных с президентскими выборами, на самом высоком уровне и вполне открыто задавались вопросом о том, насколько нужен республике ЕАЭС, в котором, мол, белорусские требования не находят одобрения у остальных участников союза, и в первую очередь у России. Однако при более пристальном изучении вопроса оказывается, что в сложившейся обстановке именно ЕАЭС может стать единственной возможностью для Белоруссии спасти свою экономику.

Если обратиться к статистическим данным 1 , то оказывается, что ЕАЭС не просто важен для Минска с точки зрения реализации его замыслов на евразийском пространстве, но и является одним из основных драйверов белорусского производства, а также валютно-финансовой системы. Более того, именно Белоруссия является основным бенефициаром евразийской интеграции, которая позволяет Минску оптимизировать экономическое взаимодействие с Россией и рассчитывать на углубление промышленной и иной кооперации двух стран.

Нет спора, почти пять лет существования ЕАЭС не стали для Белоруссии периодом экономического роста. За эти годы ВВП республики сократился с пиковых $76 млрд в 2014-м до $ 60 млрд в 2019 году. Однако главными причинами этого стало не участие республики в Евразийском союзе, а неэффективная структура белорусской экономики с доминирующим в ней госсектором. При этом официальный Минск, вопреки неоднократным широковещательным заявлениям, так и не смог диверсифицировать свою внешнюю торговлю, которая по-прежнему зависит от российского рынка как источника нефтегазового импорта, а также места сбыта белорусской промышленной и аграрной продукции. Согласно статистике, в общей структуре белорусского экспорта доля РФ составляет 48-50%. В том числе в части экспорта – около 90%, а промышленности – около 80%. Без ЕАЭС ситуация для белорусской экономики могла быть в разы хуже.

Единый товарный рынок Союза имеет огромное значение для Белоруссии. Например, в прошлом году на взаимную торговлю с другими странами объединения пришлось 51% от всей торговли республики: 44,2% от общего экспорта и 56,3% – от импорта. Поэтому выход страны из данного объединения (а в риторике А. Лукашенко этот вариант нет-нет да и проскальзывал) мог бы повлечь за собой крайне негативные последствия для Белоруссии и привел бы к долгосрочной экономической депрессии. Более того, сегодня большинство аналитиков сходятся во мнении, что подобное развитие ситуации могло привести и к серьезным проблемам в белорусско-российских отношениях.

Известно, что в двухсторонней торговле Белоруссии и России у Минска продолжает существовать дефицит, который обусловлен покупкой дешевых российских энергоносителей. В то же время если отбросить торговлю газом и нефтью, то оказывается, что Белоруссия имеет положительное сальдо торгового баланса с РФ в среднем $ 2,1 млрд ежегодно. Кроме того, она, импортируя сырую нефть из РФ и перерабатывая ее на своих НПЗ, получала на экспорте нефтепродуктов в ЕС еще примерно $ 1,5 млрд в год. Дополнительно к этому сохраняется и положительное сальдо прямых инвестиций из РФ, что ранее приносило РБ еще около $ 770 млн ежегодно.

Нельзя забывать и том, что именно постепенное открытие рынков в рамках ЕАЭС позволило Белоруссии увеличить объёмы своего экспорта именно в РФ, что, в свою очередь, способствовало развитию как промышленности, так и сельхозпроизводства республики. Например, с 2012 по 2018 год белорусские производители увеличили свое присутствие на российском рынке по фруктам и овощам с 0,6% до 4,5%, продукции животноводства с 5,2% до 34,6%, а по «молочке» и вовсе от 34% до 81%.

Помимо этого, в период санкционного противостояния России со странами Запада, в том числе и с помощью инструментов ЕАЭС, Белоруссия сумела нарастить в два раза экспорт в РФ текстильных полуфабрикатов и одежды, готовой химии, транспортного оборудования, лифтов и прочего. В целом же до начала пандемии коронавирусной инфекции за последние семь лет реальный экспорт белорусских товаров в другие страны ЕАЭС увеличился более чем вдвое – до $ 31 млрд. И главным направлением здесь стала именно Россия.

Важнейшим моментом участия Белоруссии в Евразийском экономическом союзе является и финансово-кредитное сотрудничество.  Особенно это актуально для Минска в связи с его отрезанностью по политическим мотивам от кредитования со стороны западных структур. Ярким примером этого является сотрудничество Белоруссии с МВФ, заключить с которым новый кредитный договор белорусским властям не удается уже почти 10 лет.

В то же время Минск за последние годы неоднократно получал финансовую поддержку не только со стороны России, но и евразийских финансовых структур. Речь в первую очередь идет о Евразийском фонде стабилизации и развития (ЕФСР), который был создан еще в 2009 году.   Первый раз Белоруссия обратилась в фонд в 2011 году, получив кредит на $3 млрд с «целью стабилизации платежного баланса» и «повышения конкурентоспособности экономики». В 2016-2018 годах республика получила от Евразийского фонда шесть из семи траншей второй кредитной программы на $1,8 млрд. Правда, ни в первый, ни во второй раз Минск не смог полностью выполнить взятые на себя обязательства, а потому не получил всю запрошенную сумму. Однако, как отмечают аналитики, такое поведение белорусской стороны вряд ли помешает ей и дальше претендовать на кредитование со стороны ЕФСР, так как от финансовой стабильности в Белоруссии зависит общая ситуация в ЕАЭС.

Кроме того, участники союза в нынешней геополитической обстановке попросту не могут останавливать развитие внутренней финансово-кредитной структуры взаимодействия. Не случайно в рамках объединения, несмотря на ряд сложностей, уже предполагается повысить доступность трансграничного кредитования, а также создать условия для полного или частичного перевода взаимных обязательств и платежей в рамках ЕАЭС на национальные валюты. В том числе речь идет о создание практики предоставления межгосударственных кредитов в национальной валюте страны-кредитора. Это, в свою очередь, делает данное интеграционное объединение для Белоруссии еще более ценным.

Исходя из сказанного выше, а также политических проблем международного характера, связанных с внутренней ситуацией в Белоруссии, можно с уверенностью говорить, что в случае возможного выхода   из ЕАЭС, о котором ранее не раз говорили в Минске, республику ждут катастрофические последствия.  Это произойдет не только из-за сокращения объемов торговли вследствие возвращения таможенных постов и возврата уже устраненных нетарифных барьеров, но и разрушения созданных в рамках объединения торгово-промышленных связей. По мнению специалистов, все это может привести к падению ВВП республики не менее чем на 20%.

Кроме того, нельзя забывать, что страна может лишиться единого рынка труда ЕАЭС, что также негативно скажется на белорусской экономике, а с ней и на внутриполитической и социальной обстановке внутри государства. Не случайно, в начале сентября член коллегии по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев подчеркивал, что около трети рабочих мест в Белоруссии так или иначе завязаны на ЕАЭС и его рынок труда, потеря которых может оставить без работы не одну сотню тысяч человек.

Таким образом, участие Белоруссии в ЕАЭС можно назвать жизненно необходимым для развития республики. Именно евразийская интеграция позволяет Минску использовать необходимые для белорусской экономики инструменты свободного передвижения товаров.  

_____________

1 Информация для статьи почерпнута из ряда источников, в т.ч. https://eadaily.com/ru/news/2020/08/20/ekspert-belorussiya-bolshe-vseh-vyigryvaet-ot-eaes?fbclid=IwAR2igwboxA86fzvdGNKiL-7Xv0tHpw22qyUndfVzm1VCJXMus6OZofTb3BU

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3518
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика