Нуждается ли в «спасении» формат Абашидзе–Карасин? Взгляд из Грузии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Нуждается ли в «спасении» формат Абашидзе–Карасин? Взгляд из Грузии

Сохранится или нет единственная прямая российско-грузинская переговорная площадка, известная в политическом и дипломатическом обиходе как формат Абашидзе-Карасин, или Пражский формат? Продолжит ли он существование в изначальных рамках или же наполнится новым содержанием в связи с меняющейся международной и региональной конъюнктурой?

Эти и сопряженные с ними вопросы постоянно встают на повестку дня, когда приходит черед новой встречи двух бессменных участников этого формата, и после каждой встречи делаются скудные заявления, которые приводят в очередное уныние политический класс Грузии.

Понять это уныние, с одной стороны, можно, а с другой – трудно. Можно потому, что у части грузинского политического истеблишмента, видимо, тлела и тлеет надежда, что рано или поздно этот формат откроет путь к существенным политическим подвижкам в двусторонних отношениях. А трудно потому, что российское руководство неоднократно заявляло: пересматривать свое признание отколовшихся регионов Грузии оно не собирается ни при каких условиях и двусторонние отношения должны строиться с признанием новых реальностей.

Известные события в Грузии 20-21 июня 2019 года значительно отбросили назад и без того весьма сложные российско-грузинские отношения, в которых к тому времени появились признаки потепления на уровне экономических и гуманитарных связей. Во многом этого удалось добиться благодаря формату Абашидзе–Карасин (естественно, при политической воле руководств обеих стран), где обсуждается широкий спектр гуманитарных и торгово-экономических вопросов, а иногда за рамками переговорного мандата затрагиваются и другие темы, вызывающие взаимную озабоченность. В частности, предметом обсуждения стали претензии РФ к исследовательскому центру общественного здравоохранения Ричарда Лугара около Тбилиси.

Как известно, формат спецпредставителей правительств РФ и Грузии был создан после смены власти в Грузии в 2012 году, когда пришедшая к власти партия «Грузинская мечта» (ГМ) поставила одним из приоритетов снижение градуса напряженности с Россией, которая балансировала у опасной черты. И надо отдать должное правительствам обеих стран, что они подобрали для этого сложного формата наилучших кандидатов – тогдашнего заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина и специального представителя премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией известного дипломата Зураба Абашидзе. Именно с ними связана весьма значительная доля в достижении тех результатов, которые налицо, которые можно увидеть, потрогать и самое главное измерить и сравнить. И это несмотря на то, что Григорий Карасин в сентябре 2019 г. ушел из МИД, став сенатором, тем не менее, по поручению руководства России он продолжает участие в работе формата.

Согласно данным «Левада-центра», если в 2006-2013 гг. Грузию называло наиболее недружественной к России страной 44-62% россиян, то в 2017-2019 гг. этот показатель упал до 8-11%. Во всех социологических опросах, проведенных в Грузии за последние 10 лет, несмотря на то что большинство респондентов называло Россию главной угрозой, они же выступали за решение проблемных вопросов путем прямого диалога с северным соседом. Согласно проведенному в августе соцопросу Международного республиканского института США (International Republican Institute), более половины опрошенных высказались за диалог с РФ.

По словам Зураба Абашидзе, с 2012 года по сегодняшний день Грузия отправила в Россию продукцию на полтора миллиарда долларов, и этот формат способствовал развитию туризма, транспортных связей. По официальным данным, Россия, торговые-экономические отношения с которой были практически свернуты за время правления Михаила Саакашвили, стала третьим по величине внешнеторговым партнером Грузии. За 2019 год её посетили 1,58 млн россиян, что на 14,6% больше, чем за тот же период 2018 года. Если эти цифры перевести на количество людей и семей в Грузии, получивших от этого реальные и внушительные доходы, можно понять и динамику изменения настроений общества. В международной практике немало примеров того, как развитие людских контактов и гуманитарно-экономических связей становилось ключом к разрешению конфликтов и решению сложных проблем.

В Грузии есть сторонники сохранения формата Абашидзе–Карасин, и это те трезвомыслящие политики и эксперты, которые осознают необходимость сохранения указанного канала общения с Россией: ведь по большому счету Грузия заинтересована в нем больше, чем Россия.

Примечательно, что и западные партнеры Грузии, правда нехотя, но соглашаются с необходимостью поддержания формата, видя в нем один из способов предотвращения осложнений в российско-грузинских отношениях, которые в данный момент, на фоне более острых и приоритетных проблем, тем более вредны.

23-я по счету встреча З. Абашидзе и Г. Карасина прошла в Праге 28 ноября прошлого года, после почти полугодовой паузы. На этой встрече, по словам Абашидзе, внимание российской стороны было обращено «на защиту прав человека и сложную с гуманитарной точки зрения ситуацию в Абхазии и Цхинвальском регионе». Формально эти вопросы не предусмотрены повесткой формата. Хотя именно эта встреча сыграла немаловажную роль в освобождении врача Важи Гаприндашвили, задержанного югоосетинскими властями за переход разделительной линии в зоне конфликта.

Очевидно также, что для многих грузинских бизнес-структур формат Абашидзе–Карасин является важным подспорьем, поскольку именно там внимание российской стороны обращается на защиту интересов и решение проблем грузинских компаний, имеющих торговые и транспортные отношения с Россией, включая прямое авиасообщение, которое прервано уже более года назад.

Грузинские политические и экспертные круги, стоящие на антироссийских позициях, неоднократно подвергали нападкам формат Абашидзе–Карасин. С момента его создания они призывали к вынесению за его рамки обсуждение политических вопросов, утверждая, что расширение формата невозможно, что ошибочными, а значит, и неприемлемыми являются все те форматы, где Грузия остается с Россией один на один. Например, партия «Европейская Грузия», представленная в парламенте крупнейшей оппозиционной фракцией, говорит, что все переговоры между нашими двумя странами должны быть перенесены в рамки Женевского формата, пусть даже по отдельному каналу. Говорят, что интенсификация торгово-экономических отношений между Россией и Грузией, в которой ключевую роль играет формат Абашидзе–Карасин, способствует чрезмерной экономической привязке Грузии к России, которая впоследствии может отразиться и на внешнеполитических ориентирах государства. При этом оппоненты сквозь зубы признают, что немедленное свертывание формата было бы нецелесообразно.

Как известно, эффективность переговорных форматов оценивается измеряемыми результатами. Длящиеся более 10 лет Женевские международные дискуссии (ЖМД) похвастаться такими результатами не могут, в отличие от формата Абашидзе–Карасин. За 44 раунда ЖМД ощутимого прогресса ни по одному пункту не достигнуто. Это заставило грузинскую сторону вслух заговорить о необходимости пересмотра этого формата.

Тем не менее очевидно, что и формат Абашидзе–Карасин начинает исчерпывать себя, хотя после отката назад в российско-грузинских торгово-экономических отношениях с прошлого года и приостановления воздушного сообщения работы по восстановлению прежнего уровня контактов прибавилось.

И российская, и грузинская стороны стремятся выжать из формата Абашидзе–Карасин дивиденды, исходя из собственных интересов. Такое прагматично-потребительское отношение, с одной стороны, объяснимо, но с другой – оно предопределяет истощение формата, что, собственно, и происходит. Пересмотр формата в сторону повышения его уровня, расширения состава и поэтапного включения в его повестку и политических вопросов помог бы наполнить его плотью и кровью и обозначить более конкретные маркеры результатов в средне- и долгосрочной перспективе.

Правда, чтобы этого достичь, сторонам, видимо, нужно как минимум перестать быть заложниками внутренней и внешней политической конъюнктуры.

_________________________

Заал Анджапаридзе – политический аналитик, учредитель и руководитель НПО «Свободные граждане» (Грузия)

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2562
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика