Какие партии пройдут в парламент Кыргызстана? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Какие партии пройдут в парламент Кыргызстана?

Уже определены главные фавориты парламентских выборов 4 октября, которые заберут львиную долю голосов. Кроме того, есть ещё целый ряд крепких союзов, которые претендуют преодолеть 7%-ный барьер. По сравнению с прошлыми эти выборы будут более конкурентоспособными и значительно омолодят депутатский корпус.

В интервью «Ритму Евразии» политолог из Бишкека Денис Бердаков заявил, что уже видна будущая партия власти, а вот кто будет в оппозиции, это большой вопрос.

– Денис Михайлович, чем нынешние парламентские выборы отличаются от предыдущих?

– На мой взгляд, в этот раз в выборах участвует больше партий, у которых есть хоть какой-то шанс пройти в Жогорку Кенеш, то есть появилась повышенная конкурентность, это первая яркая черта. Во-вторых, в списках довольно много молодых или условно молодых лиц. В основном это дети элиты, второе поколение идёт во власть. Поэтому чрезвычайно важно, как гладко пройдёт этот трансфер власти, потому что во всех странах мира, даже в исторически сложившихся демократиях, преемственность всё равно есть, и она крайне важна.

Не надо мечтать о том, что дети богатых людей и особенно отпрыски богатых кланов куда-то растворятся и исчезнут. Важно, чтобы они так или иначе приходили во власть, таким образом будет сменяться соотношение сил клановых группировок. Все понимают, что особенно в первом поколении, когда кланы ещё не устоялись, семью тащат один-два человека, которые создают семейный капитал и влияние в регионе/области.

Однако во втором, третьем поколениях, пока клан ещё не устоялся (на это нужно десятки поколений), кланы часто рассыпаются. Деньги просто пропиваются, тратятся, нет пассионарных сыновей/дочерей. И вот сейчас Кыргызстан на таком этапе, когда во власть приходят дети политиков, которые выросли в богатстве, в итоге мы увидим, какие они на управленческих должностях.

Третья особенность вытекает из веяния времени. Хоть у нас очень много влиятельных людей, у которых есть деньги и значительный электорат, но они не попали на первые места в списках проходных партий, потому что туда пришлось включить очень много молодёжи.

В Кыргызстане крайне молодое население, средний возраст составляет 25-27 лет. Много людей в возрасте 30-40 лет. Поэтому и парламент так или иначе омолаживается, омолаживается элита. Этот созыв будет уникален в том числе и таким фактором.

Следующая особенность. Такие политические тяжеловесы, как Т. Сариев, О. Бабанов, О. Текебаев, Ф. Кулов и ещё целый ряд мастодонтов прошлой эпохи, которые ещё десять лет назад были топовыми политиками, уходят со сцены. Кто-то из них уже пропустил по одному или два избирательных цикла, вместе с ними уходит эпоха.

Даже если они этого ещё не поняли, очевидно, что действующими региональными лидерами являются политики 35-45 лет. Ещё через 3-5 лет, например, тот же Феликс Кулов в силу возраста уже никуда не сможет баллотироваться.

– Брат президента идёт на выборы от партии «Биримдик», значит ли это, что Сооронбай Жээнбеков симпатизирует этой партии?

– Для начала нужно понять, чем парламентаризм является для Кыргызстана. Жогорку Кенеш – это точка сборки консенсуса ключевых элит страны. Всегда есть партия, в которой формируется этот консенсус. Понятно, что, помимо этого, есть большое количество других кланов и интересов, но всегда есть, условно говоря, системообразующая партия. Как показала практика, она не всегда супермонолитна, но её наличие, существование – это показатель того, что в элитах есть консенсус и они не передерутся (по крайне мере, прямо сейчас).

Раньше это была партия СДПК, сейчас это будет условный «Биримдик», большой плюс этой партии ещё и в том, что у неё есть хотя бы декларируемая идеология. Причём идеология более высокого порядка, с более сильной геополитической осознанностью.

– Почему столько скандалов вокруг партии «Мекеним Кырыгзстан»? Действительно ли скандально известный клан Матраимовых полностью её контролирует?

– Большое число скандалов связано с тем, что это, действительно, мощная партия, там собралась влиятельная группа элит, какого бы мнения мы о них ни были. Различные элитные группы методами чёрного пиара критикуют друг друга, в том числе и в медийной сфере. На месте избирателей я бы рекомендовал всё читать, смотреть и самим делать выводы.

Каждый клан или несколько кланов в союзе формируют свою партию, что видно по топовым 7-9 партиям, это союзы финансово-экономических группировок региональных игроков. Стоит отметить, что суперрегиональных партий у нас уже нет: благодаря высокому 7%-ному порогу они вынуждены объединятся в широкие политические конгломераты, включая региональную элиту из самых разных областей и сфер деятельности.  

Это всё активный политический процесс, одни «сливают» других. Через медиа пытаются организовать скандал, вывести людей на улицы. И тут личность конкретных Матраимовых не суть важна, атака идёт на конкурирующую группировку. И чем партия сильнее и влиятельней, тем больше против неё наблюдается информационная война.

– Каков предвыборный расклад на сегодняшний день? Кто сможет преодолеть 7%-ный барьер?

– В принципе я выделяю несколько эшелонов партий, которые имеют разную степень прохождения во власть.

Первый эшелон – «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан», причём «Биримдик» возьмёт больше мест. Вот две ключевые элитные группы, которые, можно сказать, автоматически проходят в парламент. Весь вопрос в том, сколько они возьмут мест? 20-25 мест каждая или 40-45 депутатских мандатов? При втором раскладе мы получим ситуацию, когда в парламент войдёт меньшее число партий, максимум четыре.

Второй эшелон – это партия «Кыргызстан», которая, можно сказать, тоже автоматически проходит, но наберёт меньше мест, чем предыдущие две партии.

Третий эшелон. Вот здесь будет интересная борьба. Туда входят партии «Республика», «Ата-Мекен», «Бир-Бол» и «Бутун-Кыргызстан». Вот эти партии, собственно, и борются за оставшиеся одно-три места, которые останутся от вышеупомянутых партий. Поэтому в ближайшие недели они должны себя максимально проявить и получить золотые билеты в парламент, потому что мест не так много.

Четвёртый эшелон. В нём есть ряд интересных партий, но им нужно приложить огромные усилия, чтобы за оставшееся время попасть хотя бы в третий эшелон. Это «Замандаш», «Ыйман Нуру», «Ордо», «Чон Казат», «Реформа» и «Социал-демократ».

За ними идут все остальные, у которых нет никаких шансов, их кандидаты просто реализуют свои политические амбиции или отрабатывают деньги, или они просто идеалисты, есть и такие.

Прогнозирую, что в парламент пройдут от четырех до шести партий. Если будет шесть, то парламент будет более конкурентным и турбулентным. Если четыре, то более устойчивым. Кто из них и сколько наберёт голосов, решит конкретная борьба на местах. Дело даже не в финансах, а в наличии мощной сети влияния. Через бизнес, прикормленных чиновников, землячества, связи родственников, одноклассников и т. д. То есть должна идти сильная низовая работа.

– Кто станет парламентской оппозицией?

– Быть оппозицией в Жогорку Кенеше выгодно, т. к. она контролирует несколько ключевых комитетов. На эту роль условно претендуют «Бир Бол» и «Ата-Мекен». Но, вообще-то, не стоит забывать, что у нас все партии могут быть как оппозиционными, так и провластными с разницей в десять минут. Они оппозиционны только к конкурирующим бизнес-группировкам.

– Каким партиям симпатизируют внешние игроки (РФ, США, ЕС, Китай)?

– Сложно об этом говорить. Но, например, у «Биримдика» мощный геополитический козырь – чётко объявлена ориентация на евразийство, евразийский выбор. Такие лозунги должны понравиться России, Казахстану, в некоторой степени и Китаю. Потому что партия таким образом показывает, что чётко понимает, где она находится, какие у страны есть экономические проблемы, где работают 800 тыс. трудовых мигрантов, где находятся рынки сбыта продукции швейной промышленности, сельского хозяйства и т. д.

Есть ещё партии, у которых неплохая, в чём-то схожая программа, у того же «Кыргызстана» или «Замандаша». Нечто подобное есть в программах и некоторых других партий. Элиты пытаются построить свою идеологию, в том числе партийную (что очень правильно). Они должны объяснять людям, куда и зачем мы идём.

– Каков риск дестабилизации после выборов? Есть ли для этого предпосылки?

– Митинги вполне могут быть, потому что кандидаты вкладывают в выборы огромные деньги. Количество партий велико, явно не все из них пройдут в ЖК, но те, у кого есть хоть какие-то шансы, это более или менее организованные политические группы. Поэтому что-то в виде митингов может случиться, особенно чтобы создать медийную шумиху, связанную с выборами, это нормальный политический процесс.

Но надо понимать ключевое отличие Кыргызстана от той же Белоруссии. Те представители элиты, которые пройдут в парламент (4-5 первых партий), обладают на порядок большими организационным, силовым, геополитическим, финансовым и другими ресурсами по сравнению с теми, кто не пройдут. Вот как раз фавориты могут устроить любого рода волнения и бунты, но поскольку они как раз изберутся в ЖК, им нет смысла устраивать подобное, и они сами станут защищать власть.

Это особенность и сила Кыргызстана, чего не всегда понимают со стороны. Если выборы конкурентные и жёсткие, то в итоге те, кто приходят во власть, обладают настолько мощными личными ресурсами (это помимо административного ресурса), что они и обеспечивают устойчивость и легитимность выборов.

________________________________

Фото: https://kg.akipress.org/

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3885
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика