По Литве катится волна осквернений памятников – монументов, установленных как советским солдатам, так и известным местным евреям. В стране сейчас в почете «национальные герои», которые убивали советских воинов и массово уничтожали евреев в 1941 году. У их современных последователей руки до живых людей пока не доходят, и они вымещают свою ненависть на памятниках.
Советский монумент мозолит глаза
На днях посольство России в Литве выразило возмущение осквернением памятника советским воинам в городе Жежмаряй Кайшядорского района. Как подчеркнули в дипмиссии, кощунственное деяние имело место на фоне празднования 75-й годовщины окончания Второй мировой войны. Накануне вандалы облили красной краской и написали оскорбительные надписи на памятнике красноармейцам, находящемся на местном кладбище. При освобождении Жежмаряя погибли и были здесь захоронены более 920 красноармейцев, причем известны далеко не все имена, и вот теперь место их последнего приюта подверглось оскорблению.
Власти, надо отдать им должное, возбудили уголовное дело по части 1 статьи 312 литовского законодательства «Об осквернении могилы или иного публичного места памяти». Подобная выходка наказывается публичными работами или ограничением свободы, или арестом, или лишением свободы на срок до одного года. «На месте уже побывал сотрудник посольства, который пообщался с руководством города. Он убедился в том, что памятник был оперативно очищен от следов краски. Мы также получили заверения, что в ближайшие дни будет произведена его покраска. Данным инцидентом занимается полиция, возбуждено дело по факту вандализма», – пояснили российские дипломаты.
Как заявили в посольстве, случаи вандализма в отношении памятников и захоронений советских солдат, освобождавших Литву от нацистов, происходят в этой республике не очень часто. По мнению дипломатов, это можно считать наглядным подтверждением «цивилизованного, человеческого отношения подавляющего большинства жителей этой страны к памяти о погибших». Но тут, однако, соглашаться с посольством, увы, не приходится. Видимо, дипломаты решили проявить политес и сгладить углы, ибо на самом-то деле подобные инциденты имеют место в этой прибалтийской стране достаточно часто.
«В то же время нельзя не видеть ведущуюся литовскими властями массированную обработку общественного сознания в духе переиначивания истории войны и её итогов, оскорбления памяти бойцов Красной армии. Видимо, данный инцидент явился результатом этой "работы"», – всё же подытожили в посольстве.
Незадолго до того, в конце июня, российское генеральное консульство вынуждено было резко отреагировать на статью литовского портала Lrt.lt с провокационным названием: «Возмутительная картина: в Клайпеде – мемориал героям Советского Союза, "освободившим" город». К слову, штурм Клайпеды начался в конце января 1945 года и окончательно закончился 28-го, причём значимый вклад внесла 16-я Литовская стрелковая дивизия под командованием Адольфаса Урбшаса. И вот теперь авторов статьи, размещенной на Lrt.lt, возмущает тот факт, что монумент установлен, как явствует из объяснительной надписи, в честь освободителей Клайпеды. Ретивые активисты предлагают установить у мемориала «поясняющие таблички» о «советской оккупации».
Идея не новая: осенью 2017 года подобные таблички пытались устанавливать в местах захоронений погибших советских солдат в литовском Биржайском районе по инициативе главы местного самоуправления Вальдемараса Валкюнаса. Однако тогда чересчур ретивого муниципального начальника одернули вышестоящие власти и эту свою «самодеятельность» ему пришлось тогда свернуть. Но спустя какое-то время выдвинутая им дурная идея снова всплыла.
Сейчас подобная судьба – подвергнуться «легальному осквернению» – грозит и мемориалу в Клайпеде. В консульстве уличили авторов провокационной статьи в мифотворчестве. «Опрошенные автором ученые-историки и общественные деятели, видимо, не отдают себе отчёт в том, что речь идёт о захоронении, которое не просто внесено в реестр культурного наследия Литвы, а является священным местом, куда приходят десятки тысяч клайпедчан, чтобы отдать дань памяти бойцам и офицерам Красной армии, погибшим в ходе Мемельской наступательной операции. Они легковесно рассуждают о том, что мемориал, дескать, мозолит им глаза», – констатируют в консульстве.
Призывы к разуму и справедливости
Дипломаты, верные политике сглаживания углов, уверяют, что ненавистники монумента якобы игнорируют мнение городских властей. Те, мол, «дорожат многонациональным характером Клайпеды, отдают себе отчет в том, что любой неосторожный шаг может нанести горожанам морально-психологическую травму, посеять семена межнационального раздора». В генконсульстве считают: «Трудно себе представить, что клайпедчане, которые даже в условиях пандемии нескончаемым потоком вместе с детьми, родителями, друзьями шли 9 мая к мемориалу на площади Дауканто (в Вильнюсе. – Р.Б.), смирились бы с появлением табличек, искажающих саму суть произошедших в военный период событий, с оскорблением памяти героев, отдавших свои жизни в борьбе с немецко-фашистским агрессором».
К слову, в генконсульстве обратили внимание, что ни одна надпись на клайпедском мемориале советским солдатам не содержит ни одной надписи, которую можно было бы истолковать как политическую пропаганду. «Кстати, о двойных стандартах: на расположенном неподалеку от мемориала захоронении немецких солдат периода Первой и Второй мировых войн, которые непосредственным образом участвовали в оккупации и разорении Литвы, какие-либо пояснительные таблички отсутствуют. Любопытно было бы узнать, почему?» – вопрошают в консульстве.
Саму ситуацию вокруг мемориала в Клайпеде в дипмиссии сравнили с нынешними событиями в США и других странах мира, где происходит массовое уничтожение памятников. «Видимо, эта волна доходит и до литовских берегов, коли журналисты и историки поднимают весьма неоднозначную тему информационных табличек. Если руководствоваться логикой инициаторов, то "оккупанты" чудодейственным образом, перебросив в Литву значительные людские и материальные ресурсы, за довольно короткий промежуток времени восстановили Клайпеду, не забыв передать её в состав Литовской ССР», – напоминают россияне. Удар не в бровь, а в глаз – Клайпеда (бывший немецкий Мемель) окончательно вошла в состав Литвы от щедрот советской власти.
Заодно уж генконсульство предложило установить поясняющие таблички у многочисленных жилых кварталов, школ, больниц, учебных заведений, заводов, построенных в советский период, в морском порту Клайпеды, на автомагистрали Каунас–Клайпеда, чтобы тем самым напомнить о настоящем наследии «советских оккупантов». Вряд ли, конечно, эта ирония кого-то вразумит – мемориал в Клайпеде в прошлые годы уже несколько раз обливали краской, тут ненавистников хватает.
А в июне 2020-го подобная же судьба постигла памятник, установленный на кладбище в поселке Шета в Кедайняйском районе. Этот монумент был возведён в честь участника Великой Отечественной войны Афанасия Лошакова. За проявленные мужество и героизм при освобождении Крыма весной 1944 г. он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. В июле того же года Лошаков погиб в боях за город Мати Латвийской ССР и был похоронен в поселке Шета. Спустя 76 лет неизвестные выродки облили памятник герою красной краской.
* * *
Страдают в Литве от вандализма не только советские монументы. В один из июньских дней поздно вечером неизвестные злоумышленники облили какой-то жидкостью, предположительно кислотой, находящийся на столичной улице Жиду (Еврейской) памятник жившему в XVIII веке в Вильно (Вильнюсе) раввину, каббалисту, математику и общественному деятелю Элияху бен Шломо Залману. Этот человек, известный ещё под именем виленского Гаона («гаон» в переводе с иврита означает «величие, гордость») считается одним из выдающихся авторитетов ортодоксального еврейства, его воззрения легли в основу современного иудаизма.
Нынешний 2020 год в объявлен в стране годом виленского Гаона и истории евреев Литвы, в связи с чем осквернение монумента выглядит особенно цинично.
Идейные наследники палачей холокоста
Однако этого злоумышленникам показалось мало. Чуть позже неизвестные таким же образом осквернили скульптуру литовского доктора еврейского происхождения Цемаха (Тимофея) Шабада, находящуюся на улице Месиню. К слову, живший в Вильнюсе Шабад дружил с писателем Корнеем Чуковским, использовавшим его образ при создании своего Айболита. Узнав об актах надругательства, соплеменники Ш. Залмана и Ц. Шабада не могли скрыть своего гнева и возмущения. В Еврейской общине Литвы (ЕОЛ) заявили, что «атаки ненависти в Вильнюсе не заканчиваются».
Властям пришлось реагировать. Мэр столицы Ремигиюс Шимашюс считает, что «злоумышленники, пытаясь ослабить и оскорбить еврейскую общину, лишь показывают свою слабость». Он выразил надежду, что личности нарушителей установят.
Министр иностранных дел Линас Линкявичюс, в свою очередь, сказал: «Каждый раз, когда в нашей стране происходят такие акты, просто слов не хватает для их характеристики. Одних осуждений, возмущения и сожаления мало для выражения чувств, которые тебя наполняют, когда видишь, что происходит в Литве. Какова цель вандалов – известно только им самим. Но в первую очередь это направлено против Литвы, против ее имиджа в мире. Полиция делает свою работу. Я не сомневаюсь, что общество не будет терпимо относиться к таким инцидентам».
Сами литовские евреи отнеслись к словам министра со скепсисом. Раздаются голоса, что власти, как и раньше в подобных случаях, ограничатся одной лишь риторикой. И все же, что послужило причиной атаки на памятники? Буквально за пару дней до этого происшествия литовская писательница Рута Ванагайте и немецкий историк и писатель Кристоф Дикман презентовали в хоральной синагоге Вильнюса свою совместную книгу о холокосте в Литве «Как это случилось?» (Kaip tai įvyko?). Помимо самих Ванагайте и Дикмана, на мероприятии присутствовали литовский поэт, бывший советский диссидент Томас Венцлова, профессор Ирена Вейсайте, а также председатель ЕОЛ Фаина Куклянски.
Выступая с речью, К. Дикман напомнил, что в период 1941-1944 годов нацисты и их пособники убили на территории республики почти 420 тысяч человек – 205 тысяч евреев (включая 5,8 тысячи привезенных из Германии, Австрии и Франции), 170 тысяч советских военнопленных, а также 5 тысяч других людей: литовцев, поляков, русских, советских активистов. Только в июле 1941 года в Литве были убиты 20 тысяч евреев, а до конца года жертвами стали около 150 тысяч. С июня по август того же года 90 тысяч еврейских женщин, детей и оставшихся мужчин поместили в 100 временных гетто. В период с августа по сентябрь 11 тысяч были убиты в Каунасе, 33 тысячи – в Вильнюсе, несколько тысяч – в Шяуляе.
Стоит отметить, что за минувшие 30 лет независимости литовский суд покарал лишь единственного убийцу евреев – бывшего полицая Альгимантаса Дайлиде. В 2008 году литовская Фемида признала его виновным, но тюрьмы палач избежал – суд решил, что тот в силу преклонного возраста и состояния здоровья опасности для общества не представляет и разрешил ему вернуться домой мирно доживать свой век.
Все благие речи литовских чиновников ушли в песок. Вечером 2 августа монумент виленскому Гаону подвергся поруганию вторично – прохожие на улице Жиду заметили, что монумент опять облит некой «неопределенной жидкостью». Сразу после этого руководство Еврейской общины провело встречу с представителями полиции – обсуждалась возможность повесить в «рискованных местах» видеокамеры. Многие по-прежнему сомневаются в том, что осквернителей памятников найдут…