В Армении 11 сентября прекращено действие режима чрезвычайного положения (ЧП), установленного ещё с 16 марта. Данное решение принято в связи с положительной динамикой количества заболевших коронавирусной инфекцией по сравнению с маем/июлем.
Пик эпидемии COVID-19 пришелся на первую декаду июля, когда на излечении в клиниках и больницах страны находилось около 12 тыс. инфицированных. К моменту снятия режима ЧП на излечении находилось менее 3 тыс. пациентов. Представляемые официальными источниками сведения не подвергались сомнению даже со стороны самых непримиримых оппонентов нынешнего правительства. Имеющаяся критика сводится к тому, что официальная статистика разделяет число умерших от COVID-19 и число умерших по другим причинам, у которых был просто обнаружен вирус при вскрытии. Однако разделение этих сведений – не какая-то блажь медицинских властей, а рекомендация Всемирной организации здравоохранения.
Смертность в результате пандемии (от общего числа инфицированных в Армении) на момент отмены режима ЧП составляла чуть менее 2% (среднемировая 3,2%). Это значительно ниже, чем в ряде развитых стран ЕС, таких как Франция, Испания, Великобритания, Бельгия, Италия. Но этот показатель в Армении не дотягивает до куда более успешных стран – Северной Европы (кроме Швеции), Новой Зеландии, Австралии, соседней Грузии и ряда других стран.
В настоящее время число ежедневно выявляемых инфицированных составляет порядка 5-6% от числа проведённых тестов, в то время как в конце июня – начале июля – 27-28%.
Отметим, что правительство, и в частности Министерство здравоохранения, несмотря на ряд вполне объяснимых ошибок, провели серьёзную работу для преодоления кризиса и его острую фазу, включая:
– увеличение числа койко-мест в больницах и клиниках с 5,5 тыс. до 12 тыс. В законодательство о здравоохранении внесено изменение, обязывающее частные клиники по распоряжению министерства принимать инфицированных;
– налаживание производства собственных тестов и расширение числа лабораторных мощностей, позволившее увеличить число проводимых тестов в сутки с 1000 до 3500;
– мобилизацию и подключение к помощи находящимся на излечении гражданам врачей общего и иного профиля, а также студентов старших курсов медицинского университета;
– запуск масштабного производства расходных и дезинфицирующих материалов. Например, медицинские маски Армения сейчас экспортирует, в том числе в страны ЕС и постсоветского пространства;
– рациональное использование международной и иностранной помощи. В отличие от государств ЕС и США, помогавших денежными средствами, помощь из России и Китая носила предметный характер (аппараты ИВЛ, расходные материалы на начальной стадии эпидемии, медикаменты). В частности, речь идет о поставках тестов. Так, порядка 45% тестов были либо российского производства, либо произведены с использованием исходных материалов российского производства;
– использование жёстких карантинных мер с февраля с.г., благодаря чему удалось практически полностью изолировать армию от угрозы эпидемии. В этом вопросе существенная и эффективная помощь была получена со стороны Вооруженных сил России. С марта в стране работает передвижная лаборатория сводного отряда войск радиационной, химической и биологической защиты Министерства обороны России, которая постоянно тестирует военнослужащих ВС Армении, 102-й российской военной базы, пограничников и гражданских лиц. Российские военные были награждены ведомственными наградами МО Армении;
– начало работ по выпуску аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) собственного производства. Ожидается, что прототип первого армянского аппарата ИВЛ будет полностью готов в середине октября. На создание новой модели аппарата правительством было выделено 90 млн драмов (около 180 тыс. долларов), 35 млн драмов из них уже направлено на приобретение оборудования для сборки аппаратов. Эти средства предоставлены компании YEA Engineering, которая должна составить проект прибора и пять его прототипов, после чего начнется серийное производство. Производство данного вида медицинской аппаратуры не только гарантирует безопасность Армении на будущее, но также придаст импульс развитию экономики и медицины, созданию нового экспортного направления.
Следует также отметить ряд моментов, которые связаны с развитием общей эпидемиологической ситуацией в Армении в ближайшем будущем. Так, министерство здравоохранения объявило, что вакцинацию от гриппа в этом году можно будет пройти уже в октябре, т.е. на месяц раньше, чем обычно. Предполагается, что на сезон 2020/2021 годов будет приобретено в общей сложности 210 тыс. доз вакцины – на 80 тыс. больше, чем год назад. Соответствующие переговоры ведутся с Россией. Также Армения находится на связи с руководством американской биотехнологической компании Moderna Inc., тестирующей сейчас свою вакцину против COVID-19. Компания уже заключила несколько соглашений с правительством США о приобретении сотен миллионов доз вакцин. Разработка компании проходит сейчас 3-ю стадию испытаний. К слову, соучредителем Moderna Inc. является бизнесмен и меценат армянского происхождения Нубар Афеян.
В то же время очевидный позитивный тренд в борьбе с COVID-19 не повлиял на намерение парламентской оппозиции использовать ошибки и промахи правительства для нанесения политических ударов по действующей власти. Так, ещё в июле глава парламентской фракции «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян при поддержке «Процветающей Армении» Гагика Царукяна предложил создать комиссию по изучению вопроса об эффективности борьбы правительства и комендатуры с коронавирусом. Создание такой комиссии было отложено до завершения действия режима ЧП, но де-факто она уже создана и остаётся утвердить ее состав.
Марукян предлагает, чтобы комиссия состояла из 12 депутатов – семеро от блока «Мой шаг», трое от «Процветающей Армении» и двое от «Просвещенной Армении». Главой комиссии должен стать соратник Марукяна по фракции Аркадий Хачатрян. Марукян подчеркивает, что создание комиссии исходит из общественного интереса к проблеме. По его словам, граждане страны неоднократно обращались в парламентские фракции с вопросами, связанными с COVID-19, на которые нет ответа. Комиссия должна будет изучить вопрос об эффективности борьбы с вирусом, его распространением, мер по смягчению последствий COVID-19 и их преодолению, а также об эффективности и правомочности ограничения прав и основополагающих свобод в ходе режима ЧП. По мнению Марукяна, комиссия должна работать открыто и прозрачно, чтобы все поднимаемые вопросы находили ответы. Не исключено, что в процессе работы возникнет необходимость проведения закрытого заседания, но 85% всех заседаний нового органа должны быть открытыми.
Естественно, эти шаги оппонентов не вызывают восторга у парламентского большинства. Так, вице-спикер Лена Назарян даже поинтересовалась тем, будет ли комиссия обсуждать «противоречивые» заявления оппозиции, действия которой лишь мешали борьбе с коронавирусом.
Начиная с 17 часов 11 сентября, в стране начал действовать карантин, не сильно отличающийся от режима ЧП. Как и раньше, сохраняется запрет на въезд в Армению граждан других стран через сухопутную границу. При въезде в страну люди должны пройти медицинское обследование и 14-дневную самоизоляцию (в течение этого времени можно сдать тест на коронавирус и выйти из изоляции при отрицательном результате).
В то же время стали доступнее общественные мероприятия – свадьбы, обручения, похороны и панихиды (с участием не более 60 человек). Также разрешается проводить мероприятия, направленные на удовлетворение социальных, культурных, образовательных, спортивных и других потребностей (в том числе концерты, выставки, показы, театральные постановки) – если они не являются видом экономической деятельности. Здесь также действует ограничение в 60 участников.
В отличие от режима ЧП, разрешается проведение политических акций (собрания, пикеты, митинги, шествия и пр.), но при соблюдении эпидемиологических требований, социальной дистанции и масочного режима.
Ношение масок, в том числе на открытых пространствах, по-прежнему является обязательным. За его нарушение предусмотрен штраф, эквивалентный 20 долларам США. За нарушения ограничений на массовые мероприятия будет предусмотрен штраф, эквивалентный сумме до 400 долларов. Аналогичный штраф предусмотрен за нарушение режима изоляции или самоизоляции (то есть за выход из места изоляции раньше установленного срока или без отрицательного теста на вирус). За нарушение правил въезда и выезда в зону карантина будут штрафовать в размере до суммы, эквивалентной 140 долларов.
С 15 сентября в Армении начались занятия в школах, университетах и других учебных заведениях (детские сады работают с июня). Но и здесь существует масштабный комплекс карантинных мер: от занятий в две смены до запретов на выход из класса на перемену и проведения части занятий в режиме онлайн.
По мнению большинства экспертов, учитывающих опыт других стран, Армению, которая несколько ослабила противоэпидемиологические ограничения, вновь ждет увеличение числа инфицированных. В частности, так считает заместитель генерального директора Национального центра по контролю и профилактике заболеваний при Министерстве здравоохранения Армении, руководитель национальной программы иммунопрофилактики Гаяне Саакян. Однако это не означает, что Армения должна идти по пути закрытия школ и введения жёстких ограничений. Страна и общество должны научиться жить с вирусом, соблюдая нормы безопасности.
Мы же, со своей стороны, отметим, что за последние полгода органы государственного управления Армении, как и система здравоохранения, накопили достаточно большой опыт в перепрофилировании больниц, лабораторных навыков, приобретения тестов и иных методов противодействия опасной инфекции. Есть твердая надежда, что они готовы к возможной новой стадии распространения COVID-19.