Президент Украины Владимир Зеленский 14 сентября утвердил новую Стратегию национальной безопасности. Подобный документ имеют многие страны, и это не просто набор пафосных патриотических тезисов. Это письменно оформленный cвод правил поведения государства во внешней политике, одна из основ государственной идеологии.
Стоит отметить, что документ уже вызвал критическую реакцию, в первую очередь в России. Почему? Да потому, что он полностью построен на идее противостояния с Россией, в котором его авторы на полном серьезе рассчитывают одержать победу.
При этом документ пафосно назван «Безопасность человека – безопасность страны», он начинается вроде бы адекватно: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность – наивысшая социальная ценность в Украине. Реализация этой нормы Конституции Украины – главная цель государственной политики национальной безопасности».
Я уже не говорю о том, что применительно к постмайданной Украине, где жизнь человека давно потеряла какую-либо ценность, где идет самая настоящая гражданская война, это звучит как издевательство. Но «вроде бы адекватность» на этом и заканчивается. Дальше начинается главное – к чему, в общем-то, и сводится весь документ – антироссийская демагогия.
Во втором пункте под названием «Текущие и прогнозируемые угрозы национальной безопасности и национальным интересам Украины с учетом внешнеполитических и внутренних условий» эти угрозы сразу конкретизированы: Россия «пытается воспользоваться нарастающими дисбалансами мирового развития», продолжая «вооруженную агрессию против Украины». То есть подается так, что «российская агрессия» уже не только против Украины, но и против всего цивилизованного мира, переживающего трудные времена.
В следующем пункте, который называется «Основные направления внешнеполитической и внутриполитической деятельности государства для обеспечения ее национальных интересов и безопасности», подчеркивается, что стратегическим курсом Украины является ее вступление в Евросоюз и НАТО. Эти стремления еще год назад были закреплены в Конституции страны – уходящий с поста президента Петр Порошенко, очевидно, еще надеясь переизбраться, хотел таким образом заручиться голосами «патриотов».
Казалось бы, зачем в каждом документе закреплять стремление в евроатлантические структуры? Это приблизит Украину к НАТО и ЕС? Разумеется, нет. Но в Киеве убеждены, что антироссийский курс должен быть абсолютно незыблемым, потому он должен быть прописан на каждом заборе.
Подчеркивается, что Украина – государство, которое намерено сдерживать проявление вооруженной агрессии против своей страны, отстаивать территориальную целостность и суверенитет, а также поддерживать сотрудничество с Евросоюзом, США и Североатлантическим альянсом. То есть закладывается основа для обращения за помощью к Западу в случае «агрессии» и попыток нарушения территориальной целостности», а «ценности», за которые якобы воюет Украина, – это ценности всего Запада, который в таком случае не должен оставаться в стороне.
Понятно, что в Киеве никто всерьез не верит, что удастся заставить США и НАТО воевать за них с Россией, но, повторю, демагогический курс должен быть зафиксирован на каждом заборе, а пропаганда должна вестись 24 часа в сутки семь дней в неделю из каждого утюга. Только так можно воспитать поколение дебилов, искренне верящих в то, что Украина воюет с Россией за «европейские ценности».
В этом же пункте названы страны, отношения с которыми у Киева являются приоритетными: США, Канада, Франция, Германия. Стратегическими партнерами обозначены Азербайджан, Грузия, Литва, Польша и Турция. Отношения же с Белоруссией и Молдавией названы «прагматическими». Очевидно, до тех пор, пока там не сменится власть на откровенно антироссийскую, тогда и эти страны можно будет назвать «партнерами».
Россия же предсказуемо названа «источником долгосрочных системных угроз». Далее по тексту применительно к ней неоднократно употребляется термин «агрессор».
Стоит отметить, что применение этого термина по отношению к нашей стране также не ново. Верховная рада Украины признала Россию «агрессором», а ДНР и ЛНР «террористическими группировками» еще в январе 2015-го (странно, но почти через год после начала «агрессии»). То же самое Киев вынуждал сделать региональные парламенты, но получалось у него со скрипом – местные депутаты делали это долго и неохотно.
В 2018 году был принят закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», более известный как «закон о деоккупации». В нем сказано:
«Российская Федерация совершает преступление агрессии против Украины и осуществляет временную оккупацию части ее территории». Кроме того, в документе власти республик Донбасса названы «оккупационными администрациями».
Опять же медленно, но верно, данные определения расползаются по тексту различных документов. Вот и в Стратегии национальной безопасности страны сделан особый акцент на определениях: Россия – «агрессор», а власти в Крыму и Севастополе, а также в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей» – «российские оккупационные администрации».
Еще один очень важный момент: в Стратегии нет ни одного упоминания Минских соглашений. Впрочем, упоминание «отдельных районов» к ним напрямую апеллирует, что дает основание Киеву, в случае чего сославшись на сей документ, заявить, что они выполняют все, что подписано в Минске пять лет назад. Но главное, что о самих соглашениях ни слова! Это крайне важно для «внутренней аудитории», считающей «Минск» «зрадой».
По сути, и тут ничего нового. Критики закона «о деоккупации» два года назад также отмечали отсутствие в нем упоминания о Минских соглашениях. Полное отсутствие их упоминания во всех официальных документах – лишнее доказательство того, что выполнять их Украина не собирается, и, очевидно, нынешнему киевскому режиму необходим законодательный запрет на их выполнение, видимо, для подстраховки или оправдания своего бездействия.
Более того, в Стратегии фактически предлагается отказаться не только от «минского», но и от «нормандского» формата переговоров по урегулированию конфликта. Такой вывод напрашивается из следующего тезиса: «Украина будет вести переговоры с Российской Федерацией при посредничестве партнеров из числа государств-членов ЕС и НАТО, а также ОБСЕ». Хотя и это тоже не новость. Ранее Зеленский не раз открыто заявлял о желании расширить «нормандский» формат за счет США и даже Великобритании. Опять же просто прописали пером то, что было неоднократно сказано вслух.
Еще раз подчеркну: нового в документе нет ничего. Можно сказать, что он является апогеем развития антироссийской государственной идеологии на Украине. Если в первой Стратегии, принятой при Ющенко в 2007-м, еще только встречались осторожные упоминания о «партнерстве» с НАТО, то уже в 2015-м при Порошенко открытым текстом говорилось: «Стремясь помешать воле украинского народа к европейскому будущему, Россия оккупировала часть территории Украины - Автономную Республику Крым и город Севастополь, развязала военную агрессию на Востоке Украины и пытается разрушить единство демократического мира, переустроить мировой порядок... Российская угроза, которая имеет долгосрочный характер, другие коренные изменения во внешней и внутренней среде безопасности Украины обусловливают необходимость создания новой системы обеспечения национальной безопасности Украины…»
В новой стратегии разве что «майданный» пафос сошел: не воспевается «революция гидности», но главное осталось – «агрессия», «оккупация», «НАТО, помоги!»…
Пожалуй, единственное, что может смутить, если кого-то это обстоятельство еще смущает, так это факт принятия новой редакции Стратегии не при Порошенко, который считался «президентом войны» и с которого взятки гладки, а при Зеленском, который обещал остановить войну и исправить все «косяки» предыдущей власти. И который победил во многом за счет голосов тех, кто настроен на восстановление отношений с Россией.
Но повторюсь, ключевые слова тут – «если кого-то это обстоятельство еще смущает». Полагаю, не ошибусь, если скажу, что не только в России, но и на Украине число тех, кто все еще питает иллюзии насчет Зеленского как «президента мира», стремится к нулю, что наглядно видно из головокружительного падения рейтинга главы украинского государства.
Всего за чуть больше года, что Зеленский президент, мы множество раз слышали от его чиновников заявления открытым тестом о том, что Украина не будет выполнять Минские соглашения. Буквально на днях с очередным таким заявлением выступил вице-премьер по «реинтеграции» Алексей Резников. По его словам, возвращение «отдельных районов» Донбасса под юрисдикцию Украины будет проходить не по Минским соглашениям, изменения в Конституцию вноситься не будут.
Он также напомнил, что Зеленский на парижском саммите в декабре 2019 года «дал четкое понимание, что никаких изменений в Конституцию Украины относительно включения туда какого-то особого статуса не будет». «Это исключено», – подчеркнул чиновник.
Резников – просто любитель «сказать, как отрезать». Этой весной он, говоря о том, что украинские власти не станут закреплять особый статус Донбасса в Конституции, изрек фразу, которую, как говорится, в граните высечь надо: «Мы всегда говорим, что нет, никогда, не обязаны, не будем, забудьте!»
Какие еще вопросы к Зеленскому и его представителям?
Некоторые эксперты тут назвали новую Стратегию окончательным разрывом с Россией и разворотом на Запад. Не знаю, насколько он окончательный, но по факту он произошел еще в конце февраля 2014-го, когда укронацисты захватили власть. И пусть большинства тех людей, что тогда ее непосредственно захватывали, во власти уже нет, это ничего не меняет. Курс, заложенный отцами-основателями «Антироссии», остался неизменным, и какой бы ни была фамилия президента, он сохранится, разе что формулировки будут корректироваться в соответствии с новыми реалиями.
Проблема Украины не в антироссийской Стратегии национальной безопасности, не в антироссийских законах и т. д. Проблема в сущности ее власти. Здесь, как говорится, всю систему менять надо. Болезнь слишком запущена, несмотря даже на иногда возникающую иллюзию ремиссии: так, недавно в Киеве заявили, что согласны имплементировать «формулу Штайнмайера» в неработающий закон «об особом статусе».
Лечение требуется долгое и, возможно, без применения радикальных методов хирургического вмешательства уже не обойтись…