ID-карта вместо вида на жительство. К чему может привести миграционная реформа - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

ID-карта вместо вида на жительство. К чему может привести миграционная реформа

Начальник Главного управления МВД РФ по миграции В. Казакова на пресс-конференции 10 сентября сообщила о подготовке нового закона, направленного на ужесточение контроля за миграцией и упрощение оформления необходимых для въезда в РФ документов. На фоне массовых выступлений мигрантов, прокатившихся по стране летом этого года, эти нововведения вызывают у части экспертов явную озабоченность.

Проект закона разработан в рамках реализации «Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 гг.», утвержденной указом президента 31 октября 2018 г. и предусматривающей целый ряд нововведений. Буквально на следующий день после появления этого указа МВД на своем сайте заявило о подготовке изменений в миграционное законодательство «в части упрощения процесса натурализации», которые будут способствовать восполнению демографических потерь и обеспечению экономики рабочими руками. Ведомством, в частности, анонсировалось постепенное смещение акцента с привлечения временных трудовых мигрантов на переселение соотечественников и других русскоязычных граждан, которые способны «быстро, легко, гармонично влиться в российское общество».

В рамках плана мероприятий по реализации новой концепции миграционной политики профильный главк МВД и предложил концепцию нового федерального закона, направленного на цифровизацию связанных с миграцией госуслуг и упрощение процедуры их предоставления. По словам В. Казаковой, это будет абсолютно новый закон, в котором предусмотрено много нововведений. По-видимому, он призван заменить действующий федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый восемнадцать лет тому назад – 25 июля 2002 г., и успевший с тех пор обрасти множеством дополнительных правил. Проект предусматривает введение специальных электронных реестров – работодателей и работников-иностранцев, а также электронное оформление документов.

В рамках реформы МВД предлагает отказаться от прежней системы выдачи разрешительных документов, предусматривающей выдачу разрешений на временное проживание (сроком на 3 года) и видов на жительство (на 5 лет). Вместо этого предлагается ввести три новых миграционных режима: краткосрочное (до 90 суток), долгосрочное и постоянное пребывание, которые должны заменить прежнюю систему. Два последних режима потребуют получения специальных идентификационных карт (ID-карт). Такая карта будет выдаваться на основании заявления иностранца, а для ее получения необходимо будет пройти дактилоскопию, медицинский осмотр на предмет отсутствия опасных инфекционных заболеваний и сфотографироваться. Срок действия ID-карты планируется установить на 10 лет. При этом все необходимые документы мигранты, как и граждане РФ, смогут оформить через портал госуслуг.

Получать карту будет необязательно, если иностранец приехал в Россию менее чем на 90 суток. Основания для приостановления и последующего возобновления действия ID-карты для разных категорий иностранцев будут различными, что, судя по всему, еще предстоит прописать в законе. Однако прохождение биометрической идентификации и медицинского освидетельствования для продления ее действия будет обязательным. Сама карта должна быть изготовлена на основе отечественных технологий, иметь криптографическую защиту от подделки, возможность совершения юридических операций в интернете, включая государственные и банковские услуги, электронную подпись и возможность подключения мобильного приложения иностранного гражданина. Выдавать ID-карты мигрантам после уплаты соответствующей госпошлины будут территориальные отделения МВД России.

Для борьбы с нелегальной миграцией МВД предлагает создать реестр недобросовестных физических и юридических лиц, которые приглашают в страну трудовых мигрантов. В него будут включены сведения о частных лицах и руководителях предприятий, привлеченных к уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, а возможно, и тех, кто впоследствии был привлечен к административной ответственности за неисполнение установленных законом обязанностей приглашающей стороны. Включение в реестр станет основанием для отказа таким компаниям и «частникам» в оформлении приглашений на въезд в Россию мигрантов на определенный срок. Правда, здесь необходимо учитывать возможность перерегистрации включенных в реестр предприятий и подачи ими заявки на приглашение трудовых мигрантов от лица других компаний.

Введение таких карт резко повысит возможности МВД по контролю за миграцией. Если сейчас иностранцы заполняют миграционную карту при пересечении границы, указывая в ней цель въезда, а затем уже внутри страны оформляют необходимые для легальной работы документы (патенты, трудовые договоры и т. п.), то по новым правилам они будут вынуждены оформлять ID-карты. И если раньше можно было обойти существующие правила, пересекая границу для получения очередного 90-дневного периода, оформляя паспорт на новое имя или же поддельные документы, то теперь такие возможности будут сведены к минимуму. С другой стороны, если у иностранцев сохранится возможность выезжать и вновь въезжать в РФ без оформления карт в течение 90 суток, то контролировать их приток будет трудно.

Дактилоскопию и фотографирование мигранты в соответствии с концепцией нового закона будут проходить еще до въезда в РФ в российских посольствах и консульствах. Введение такой процедуры обосновывается необходимостью борьбы с террористической угрозой. Наличие последней сомнений не вызывает – случаи задержания на территории России сторонников ИГИЛ и других экстремистских организаций исчисляются десятками. Но очевидно, что эта мера преследует и другие цели, а именно не допустить въезда в РФ по поддельным документам тех лиц, которым он запрещен, и избежать тем самым затрат государства на их поиск и депортацию.

Кроме того, прохождение дактилоскопии в российских дипучреждениях, которые смогут регулировать поток посетителей, очевидно, будет служить одним из механизмов регулирования иммиграции, необходимость которых наглядно показали вызванные карантинными ограничениями массовые выступления иностранцев.

       

Для борьбы с нелегальной миграцией, подделкой документов и усиления контроля за миграционными потоками предлагается отказаться и от заполнения на границе миграционных карт, в которых сегодня указывается цель въезда в РФ (работа, учеба и т. п.). Вместо этого данные о мигрантах, пересекающих границу и имеющих ID-карты, будут в режиме реального времени передаваться от Погранслужбы ФСБ в МВД России. В отличие от действующей системы миграционного учета, иностранцы, имеющие карты, смогут менять цель въезда уже внутри страны и устраиваться на работу, не попадая в разряд нелегалов. Новый порядок учета сделает статистику миграции, к которой со стороны специалистов масса претензий, более достоверной. Правда, остается проблема учета тех мигрантов, которые годами находятся внутри страны, не выезжая за рубеж, а также граждан стран ЕАЭС, которые имеют аналогичные с гражданами России трудовые права и оформлять ID-карты не обязаны.

Главное, что настораживает в очередной миграционной реформе, – отсутствие ее четко декларируемых целей. С одной стороны, изменение законодательства направлено на ужесточение контроля за мигрантами, с другой – на ускорение и упрощение оформления необходимых для иммиграции в Россию документов. В итоге реформа вполне может привести к увеличению притока мигрантов, как это уже было после нововведений середины 2010-х гг.

Не исключено, что именно по этой причине МВД предложило ввести авансовый налог для трудовых мигрантов, оплата которого потребует оформления электронного патента. В случае его неоплаты мигрантам направят уведомление с требованием оплатить налог в течение 15 дней, а при отказе запретят работать в России или вовсе депортируют из страны. Те же цели преследует и введение правила отражать условия найма мигрантов, включая размер зарплаты, который не должен быть ниже среднего размера в регионе для данного типа работников, а также отсутствие у них неоплаченных штрафов.

Следует иметь в виду, что в условиях резкого роста безработицы, которая в Новосибирске, например, выросла почти в 10 раз (с 4,3 до 40 тыс. человек), приток мигрантов вполне может стать раздражающим фактором, способствующим росту недовольства коренного населения.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3493
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика