Со следующего, 2021 года почти всё обучение в школах нацменьшинств Латвии будет проходить на латышском языке. В соответствии с решением, принятым властями еще в 2018 году, в основных школах, где учатся русские дети, на госязыке будут преподаваться 80% предметов, а в начальных – 50%. Несмотря на то, что постепенный переход на новую модель уже начался, несогласные с поправками родители подали иск в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Бить в колокол тревоги
В начале марта представители оппозиционной партии «Русский союз Латвии» (РСЛ) сообщили, что в Европейский суд по правам человека направлены 133 индивидуальные жалобы жителей республики, оспаривающих отказ от обучения на родном языке в школах национальных меньшинств. Поскольку, согласно существующим правилам, жалобы на тот или иной закон (в данном случае – на латвийский закон об изгнании русского языка из школ нацменьшинств) подаются в Страсбург в течение полугода после вступления его в силу, к марту подача документов оказалась уже завершена. Однако ещё более сотни заявок от родителей, поступивших слишком поздно для подачи документов в ЕСПЧ, были направлены в Комитет по правам человека ООН, где нет столь жёстких временных ограничений.
Кстати, в декабре 2019 года на форуме ООН по теме образования, языков меньшинств и прав человека выступила активистка Штаба защиты русских школ Латвии Юлия Сохина – она рассказала о проведенной в её стране «реформе образования», имеющей самые плачевные последствия для русскоязычных учеников. «Несмотря на критику от международных профильных организаций по поводу данной реформы и рекомендации пересмотреть дискриминирующие поправки, Латвия до сих пор отказывается принимать какие-либо меры для решения этого вопроса», – подчеркнула активистка. Она сообщила о фактах уголовного преследования людей, защищающих права русскоязычного меньшинства, о намеренном искажении латвийскими чиновниками фактов в отчётах для международных правозащитных организаций и о постоянно звучащих в адрес русскоязычной общины и её активистов человеконенавистнических высказываниях.
В конце ноября 2019-го в ходе пленарного заседания на 12-й сессии Форума ООН по вопросам меньшинств российский политолог Александр Носович призвал обратить внимание на факты дискриминации русского меньшинства в Литве, Латвии и Эстонии. Он напомнил, что в этих странах дети из семей нацменьшинств имеют неравный по сравнению с «титульными» ровесниками доступ к получению образования на родном языке. При этом специалист отметил, что страны Прибалтики являются членами Европейского союза – и в этом качестве подписали все фундаментальные соглашения по обязательствам в сфере защиты прав нацменьшинств. «В странах Балтии русские дети стали заложниками антироссийской политики. К сожалению, в этих странах проходят образовательные реформы, нацеленные на полную ликвидацию школ национальных меньшинств и перевод обучения в них на государственный язык», – констатировал Носович.
Податели жалоб в ЕСПЧ отмечают, что изгнание их родного языка из школ автоматически ведет к кардинальному ухудшению качества образования, получаемого русскими школьниками, убивает их мотивацию к учебе, создаёт для детей и их родителей дополнительную нагрузку, мешает сохранять национальную идентичность. Сопредседатель РСЛ Мирослав Митрофанов отметил: «Основную работу при подготовке исков в международный суд проделал наш народный омбудсмен Владимир Бузаев – экс-депутат сейма и Рижской думы, сопредседатель Латвийского комитета по правам человека. Не будет преувеличением сказать, что Владимир совершил трудовой подвиг, потратив несколько месяцев на юридическое обоснование и организацию этой акции. Владимиру помогали десятки активистов РСЛ и, конечно, сами родители – заявители жалоб в ЕСПЧ. Работа проделана качественно: к настоящему времени первые заявители уже получили письма из Страсбурга, подтверждающие регистрацию жалоб. Массовое обращение латвийцев в ЕСПЧ, этот поток жалоб невозможно будет не заметить... При этом нельзя уповать только на суд – мы продолжим массовые акции протеста в Латвии с целью давления на власти и подтверждения важности нашего обращения в ЕСПЧ».
Иск как оружие защиты
Увы, на время об этих надеждах пришлось забыть: эпидемия коронавируса замедлила работу многих учреждений, в том числе и ЕСПЧ. Однако поданные туда жалобы никуда не исчезли, рано или поздно суду придется их рассмотреть. По мнению Юлии Сохиной, иск в ЕСПЧ – это тот инструмент, с помощью которого можно изменить сложившуюся ситуацию и отменить принятые поправки. «Решение ЕСПЧ будет обязательным для исполнения. И если оно окажется принято в нашу пользу, то Латвии придется пересмотреть сложившуюся практику, ведущую к латышизации школ нацменьшинств», – заявила Сохина. Она считает, что шансы на выигрыш дела есть, так как в практике ЕСПЧ уже были похожие случаи и суд вставал на сторону заявителей.
Сам факт насильственного перевода русских школ на обучение на латышском языке Ю. Сохина оценивает крайне негативно. Она небезосновательно считает, что это только приведёт к падению уровня образования. «Кому-то из детей изучение языков даётся лучше, кому-то хуже. И вторые явно будут отставать по предметам и потеряют к ним интерес. А раз не будет интереса, то дети начнут пропускать уроки. И все это приведет лишь к тому, что у нас появится много русских детей, закончивших школу с худшими результатами, чем могли бы. Значит, средний уровень образования в русской среде понизится, а это прямая дорога к росту криминогенности и маргинализации», – предупредила общественница.
Впрочем, по словам Сохиной, в школах нацменьшинств Латвии налицо и другие проблемы. «Не хватает педагогов, в том числе и билингвальных педагогов. Да и методики, как преподавать русским детям предмет на латышском языке, разработаны так и не были. Поэтому непонятно, кто будет их учить. К тому же сейчас много детей, которым необходимо улучшить навыки речи, но русских логопедов в Латвии уже не готовят», – пожаловалась Сохина. «Лучшее образование для детей – это образование на родном языке. Особенно оно важно в первые годы обучения, вплоть до восьмого класса, но чем дольше продлится, тем лучше», – отметила правозащитница.
Аналогичных взглядов придерживается и мать троих детей из Даугавпилса Евгения Крюкова. Она не только сама подписала иск в Европейский суд по правам человека, но и уговорила пятерых своих знакомых поступить так же. «Просто я считаю, что нужно всеми способами бороться за наших детей и за возможность получения ими качественного образования. Ведь из-за перевода на латышский язык оно, можно сказать, уже стало недоступным. Многие дети не понимают по-латышски. Я сама столкнулась с таким случаем и была вынуждена двоих своих дочек перевести в дистанционную российскую школу, чтобы они могли учиться на родном языке», – пояснила женщина. По словам Крюковой, её старшая дочка отучилась в муниципальной школе четыре класса и совершенно ничего не успевала, хотя всё время очень старалась. «То время, которое она посвящает учебе, должно тратиться на изучение предмета, а не на перевод с латышского на русский», – настаивает Крюкова.
Отнимают последнее
А тем временем в Латвии продолжается планомерное додавливание остатков русского образования. На днях родителям в ходе собраний сообщили, что в латвийских школах идёт «реформа содержания образования». Появились новые предметы – например, драматургия и инженерные науки. Но при этом, как указывают авторы «реформы», перегружать ребёнка нельзя. И в школах нацменьшинств новые предметы вводятся за счёт уменьшения уроков русского языка и литературы. В этом году реформа коснулась первых, четвертых, седьмых и десятых классов. Количество уроков уменьшилось до трёх в основной школе – вместо прежних четырех, пяти или шести в зависимости от школы и класса.
Но не все школы готовы с этим мириться. «В седьмом, в четвёртом классе можно сократить произведения литературных авторов, уменьшить, но в начальной школе, в первом классе, родной язык – это очень важно. Развитие навыков чтения именно первоклашек – это основа освоения всех остальных предметов, развитие умственной и познавательной деятельности. Поэтому мы по желанию родителей, по согласованию с ними в первом классе сделали одно факультативное занятие по развитию навыков чтения», – рассказала директор Рижской 54-й средней школы Галина Гусакова.
В латышских школах тоже вводятся новые предметы, однако часов изучения родного языка в них меньше не стало. Налицо дискриминация русских школьников, и так вынужденных учиться на латышском языке. Как итог, с последствиями изменений столкнутся не только дети, но и учителя, ведь от нагрузки педагога зависит его зарплата. В ближайшие несколько лет нагрузка будет уменьшаться. «Поэтому школам нужно пересматривать кадровую политику. Часов будет меньше безусловно. Следовательно, меньше потребуется учителей русского языка и литературы. У нас три педагога. Со следующего года нагрузка будет падать и будем решать вопрос, как оставлять чуть меньше учителей, мягко скажем», – отмечает Г. Гусакова. Впрочем, некоторым учителям удалось сохранить нагрузку за счёт нового предмета. Так, например, в 54-й школе учитель русского языка и литературы ведёт драматургию. Но для этого нужно было предварительно пройти специальные курсы.
В конце августа самоуправление города Резекне сообщило, что в местных школах национальных меньшинств с начала нынешнего учебного года русский язык и литература доступны ещё и на факультативных занятиях. На эти цели муниципалитет выделил из городского бюджета более 5 тыс. евро. «Дополнительно два часа для каждого класса. Я считаю, что это правильно, потому что родной язык дает воспитание, идентичность национальности. Это наша большая ценность, богатство. Мы все знаем, какая русская литература богатейшая, которую читает весь мир. И всё это в три часа в неделю как-то успеть, наверное, нереально», – считает заместитель мэра Резекне по вопросам культуры, образования и социальным делам Лидия Остапцева.
А вот в соседнем Даугавпилсе, где русскоязычные составляют абсолютное большинство населения, договориться относительно введения подобной же меры политики так и не смогли. 28 августа пятеро депутатов думы Даугавпилса предложили ввести в местных школах факультативные занятия по русскому языку и литературе. Однако большинством голосов депутаты идею отвергли. Мэр Игорь Прелатов высказался, что, дескать, идея внесения в процесс обучения дополнительных часов по предметам русского языка и литературы сама по себе, может быть, и неплохая, но есть вещи и поважней – например, латышский язык…