На октябрь, по прогнозам учёных, придётся пик заболеваемости Covid-19 в стране. После спада в конце лета случаев заражения осенью вновь пошёл интенсивный рост. Карантинные меры под давлением общественности были сняты, оставшиеся запреты на массовые мероприятия не соблюдаются, прекратилась пропаганда социального дистанцирования. Все эти и другие факторы способствуют новой вспышки заболеваемости.
По данным на 1 октября, в Кыргызстане выявили еще 172 случая заражения коронавирусом, всего было выявлено почти 47 тысяч человек, умерли 1065 человек. Если летом основной рост приходился на столицу, то сейчас всё чаще заражаются в трёх южных областях. Почему именно там? Для ответа на этот вопрос Минздрав отправил на место специалистов, чтобы они дали своё оценку. Предварительная версия уже есть.
«Ответ напрашивается сам. Несоблюдение элементарных правил, несоблюдение личной защиты, общественной гигиены, не выдерживается социальное дистанцирование», – сказал на брифинге замминистра здравоохранения Нурболот Усенбаев.
Сейчас около половины всех инфицированных приходится на Бишкек и прилегающую Чуйскую область. Республиканский штаб по борьбе с COVID-19 выдал следующую статистику (на 30 сентября) по регионам:
Бишкек – 18 043;
Чуйская область – 5 584;
Иссык-Кульская область – 4 020;
Нарынская область – 1 754;
Таласская область – 1 485.
Джалал-Абадская область – 4 700;
Баткенская область – 3 105;
Ошская область – 4 623;
город Ош – 3 527;
На этот раз чиновники избегают голословных заявлений о том, что страна полностью готова к новой волне эпидемии. Наученные горьким опытом, они пытаются предотвратить повторение летнего коллапса, когда вдруг все больницы оказались переполнены и некоторые заболевшие умирали буквально у входа в медучреждение.
29 сентября на совещании Республиканского штаба (по противодействию эпидемии) премьер-министр Кубатбек Боронов устроил разнос своим подчинённым, в частности министр здравоохранения получил выговор за ненадлежащий контроль госзакупок. «Последние несколько дней наблюдается неблагополучная эпидемиологическая ситуация в ряде районов страны. Растет уровень заболеваемости, число лиц, находящихся в тяжелом состоянии. Как я поручал ранее, к каждому пациенту необходим особый подход в лечении. Необходимо повысить все меры безопасности, в том числе проводить проверки по соблюдению санитарных норм в общественных местах, транспорте, на рынках, в торговых центрах, ресторанах», – сказал премьер.
Власти активно пытаются избежать и дефицита необходимых лекарств, который остро ощущался в июле, тогда аптеки, наплевав на антимонопольные органы, в несколько раз взвинтили цены на жизненно важные препараты. Зачастую люди просили родственников, живущих за границей, прислать им лекарства, т. к. даже за большие деньги в стране было невозможно найти то, что нужно. Даже тем, кто лечился в больнице, тоже приходилось закупать дефицитные лекарства у частников, так как у врачей далеко не всегда они были в наличии.
Департамент лекарственных средств и медицинских изделий при Минздраве разослал фармкомпаниям письмо, в котором потребовал иметь не снижающийся 3-месячный запас лекарств и медизделий, необходимых для диагностики и лечения коронавирусной инфекции. После второй волны в июле власти сумели купировать угрозу в наибольших очагах распространения, что позволило не отменять выборы 4 октября.
Но у такого решения есть свои плюсы и минусы.
Последствия карантина
После ведённого весной в стране жёсткого карантина вместе с чрезвычайным положением властям удалось добиться снижения числа новых заболевших. Больницы разгрузили, а временные стационары законсервировали за временной ненадобностью. Коллапс системы здравоохранения удалось предотвратить, но дорогой ценой.
Все экономические потери ещё предстоит подсчитать, но цифра в любом случае будет астрономической для и без того бедной страны. Кыргызстану пришлось взять сотни миллионов в кредит от МВФ, ЕАЭС и просить Китай реструктуризировать старые долги, проценты не из чего платить.
Немалую поддержку республике оказала и Россия, ещё вначале эпидемии в страну группами приезжали российские врачи для непосредственной помощи на местах. Также Россия оказалась главным источником поставки тестов для определения Covid-19. Во время последней встречи Сооронбая Жээнбекова и Владимира Путина президент Кыргызстана поблагодарил коллегу за оказанную помощь.
«Благодаря вам нам удалось стабилизировать эпидситуацию в стране. <…> В этом ваша личная заслуга. Вы искренний и большой друг Кыргызстана. Кыргызстан всегда чувствует крепкое плечо России как истинного друга, союзника, стратегического партнера, особенно в это нелегкое время», – сказал С. Жээнбеков во время переговоров в Сочи.
Но никакая иностранная помощь не могла помочь мелкому бизнесу, который пострадал больше всего. Многие бизнесмены не смогли отдать кредиты и обанкротились, больше всего пострадала сфера услуг.
В сфере образования возникла «яма»: неожиданно переведённые на дистанционное образование школьники не в силах были освоить предметы, у многих для этого не было и технических средств для доступа в интернет. С 6 октября, кроме первоклашек, в школу разрешат приходить и ученикам 5-6 классов. Это при условии, что эпидемиологическая ситуация после выборов не выйдет из-под контроля.
Побочным эффектом пандемии стала более прозрачная деятельность Минздрава, критическая ситуация обнажила изъяны в его работе. В первую очередь неисполнение поручения президента о подготовке к массовой эпидемии. В начале года чиновники уверяли, что всё под контролем, запасов лекарств достаточно, как и коек в больницах, в итоге же выяснилось, что это совсем не так. От коронавируса уже умерло больше тысячи человек, и это только те, кто попал в статистику. Отчасти за это сейчас под арестом находится экс-министр здравоохранения.
Тревожная осень
Ещё в августе специалисты прогнозировали резкий рост заболеваний, что мы сейчас и наблюдаем. Об этом, в частности, говорил эпидемиолог Республиканского научно-практического центра инфекционного контроля Алексей Кравцов, который вместе с английскими коллегами провел анализ эпидемиологической ситуации.
«Он [анализ] чётко показал, что пика заболеваемости мы достигнем примерно в октябре. Если ничего не предпринимать, то снижение получим только в конце этого года или в начале следующего. Поэтому нам надо быть объективно готовыми, что осенью у нас будет так называемая вторая волна, второй пик. Он придется на сезон ОРВИ и гриппа. Минздрав к этому готовится, закупает вакцину от гриппа, потому что микс инфекций приводит к более тяжелому течению болезни», – заявил эпидемиолог.
Пока российская вакцина ещё только запускается в массовое производство, кыргызстанские власти решили провести вакцинацию от сезонного ОРВИ. Массовая вакцинация пока не началась, но прививать в любом случае будут только людей из «группы риска». Бесплатную прививку уже можно получить в некоторых больницах.
Новые больницы, которые, кстати, в Кыргызстане почти не строили последние лет тридцать, стали экстренно возводить в разгар эпидемии. В ряде регионов небольшие учреждения уже ввели в строй, в Бишкеке достраивают (правда, с превышением всех сроков) большую инфекционную больницу, для которой пока не успели закупить оборудование.
Политики были больше заняты подготовкой к выборам, чем занимались скучным строительством. Тревожит и то, что эти парламентские выборы наверняка станут ещё одним фактором повышения роста заражения, ведь люди будут массово собираться в одном месте. Это происходило и во время агитационных акций некоторых крупных партий.
Большинство школьников после выборов возвращаются в школы для очного обучения. Открываются границы, откуда всё больше возвращаются трудовых мигрантов. Отдельно стоить заметить, что большинство людей, особенно в регионах, перестали соблюдать масочный режим и другие меры социального дистанцирования. Людям это просто надоело. У входа в общественный транспорт или в любое учреждение, даже государственное, висят грозные надписи: «Без маски вход воспрещён», но их игнорируют не только большинство посетителей, но и госслужащие.
Эти и многие другие факторы вкупе с благоприятной для вируса погодой неизбежно приведут к росту заболеваний коронавирусом. Видимая готовность властей к этому есть, как и заверения, что аврала сумеют избежать. Однако оперативные действия соответствующих министерств и ведомств могут быть парализованы политической неопределённостью. В Кыргызстане состав правительства утверждают депутаты, для начала им нужно будет сформировать парламентскую коалицию, и если этот процесс затянется, то это отразится на качестве функционирования госструктур.