Нелегальный Союз поляков в Белоруссии Анжелики Борыс сообщил о выходе из печати очередного издания книги профессора Вроцлавского университета Здзислава Юлиана Винницкого «В Минске Литовском, городе древней Речи Посполитой».
Минском Литовским раньше называли столицу сегодняшней Белоруссии. Впервые книга увидела свет в 1991 г., но тогда Польша только начинала выстраивать отношения с постсоветской Белоруссией и выбирала будущую стратегию контактов с польской диаспорой в республике. Посему книга не вызвала широкого резонанса.
Другое дело сейчас. Союз поляков не скрывает, что появление такой книги весьма кстати, учитывая продолжающиеся уличные беспорядки в Белоруссии. Издание вышло при содействии Польского института в Минске и его цель - обосновать польскость Минска и опровергнуть его исторические связи с Русью.
«Это основной отрезок Великого княжества Литовского, он вырисовался после присоединения окраинных земель к Польской Короне перед польско-литовской Люблинской унией 1569 г. Такими эти земли видели будущие монархи XIX в., хоть и с другой перспективы… и сегодняшние сознательные белорусы, говоря просто «Наше имя – слова два: мы Великая Литва», - пишет Винницкий в книге.
Директор Польского института в Минске Чезарий Карпиньский в предисловии к книге утверждает, что история Минска – это польская история, и таковой остаётся по сей день. Доказательства? Перед вторым разделом Речи Посполитой в 1793 г. в городе было 12 католических костёлов, 5 униатских и всего один православный.
Доказательство жиденькое. Пан Карпиньский «забыл» пояснить, что польская шляхта подавляла православие в Белой Руси, притесняла православное духовенство, в то время как католикам предоставлялись определённые льготы. Отсюда и превышение численности католических храмов перед православными.
С пиететом автор приводит биографию трёх поляков братьев Ивановских. Вацлав считал себя белорусом, его братья – один поляком, другой литовцем. Все трое служили в оккупационной немецкой администрации в Первую мировую, но проф. Винницкого этого не смущает. Более важным он считает акцентировать внимание на том, что выбор национальности для братьев Ивановских был политическим актом, а историю польско-белорусских связей эти прислужники немецких захватчиков вели от Городельской унии 1413 года.
Уния окончательно подчинила полякам Великое княжество Литовское и находящихся в его составе белорусов, и в этом Винницкий видит её ценность. Ради торжества таких ценностей можно, в его понимании, и немцам послужить.
Участие Союза поляков в Белоруссии в рекламе подобного опуса говорит о том, что Варшава ведёт против исторической памяти белорусского народа настоящую войну. У белорусов не может быть русской истории, уверены в Варшаве. У них должна быть только польская история, написанная польскими пропагандистами.
Наш корр.