Характер очередных президентских выборов в Республике Молдова в корне отличается от предыдущих, несмотря на то что, как и в 2016 году, в 2020-м глава государства снова будет избран в результате всенародного голосования.
Поясним свою мысль: до этого, начиная с 2001 года, когда президент избирался парламентом, система выборов главы государства неоднократно «давала сбой» и даже приводила к курьёзным ситуациям, когда, например, с сентября 2009 года по март 2012 года парламент оказался неспособен найти консенсус для избрания главы государства.
В марте 2016 года Конституционный суд принял весьма спорное и неоднозначное решение о возврате к избранию президента путем всенародного голосования. На выборах, прошедших в октябре 2016 года, победу одержал лидер Партии социалистов Игорь Додон, который опередил во втором туре кандидата правых сил Майю Санду.
По всем прогнозам, выборы этого года (их первый тур назначен на 1 ноября) также пройдут под знаком противостояния Додона и Санду. Однако в нынешнем противостоянии есть принципиальные отличия от той политической борьбы, которую вели лидер Партии социалистов и лидер правой «проевропейской» партии PAS.
Прежде всего, необходимо отметить, что нынешние президентские выборы проходят в принципиально новых условиях, когда государственная система страны освобождена от влияния экс-олигарха В. Плахотнюка, контролировавшего в 2016 году практически все ветви государственной власти.
Еще одним принципиальным отличием нынешних выборов является то, что главным мотивом практически всех кандидатов является стремление не допустить переизбрания на второй срок действующего президента Игоря Додона. Вся их предвыборная программа построена не на предложении своего видения развития страны, а на критике главы государства и правительства. Сможет ли Додон в одиночку противостоять всем остальным претендентам на высший государственный пост страны?
За первую неделю избирательной кампании Игорь Додон посетил восемь районов страны и провел более 50 встреч с гражданами
Впрочем, вся политическая карьера Додона представляет собой противостояние со всем политическим спектром республики. Начав работу в органах государственного управления в качестве заместителя министра экономики и торговли в 2005 году, он уже на следующий год возглавил это министерство, а в 2008 году был назначен еще и на должность первого заместителя премьер-министра.
В следующем году по спискам Партии коммунистов Додон стал депутатом парламента. Позднее стал кандидатом от ПКРМ на выборах мэра Кишинева, набрал во втором туре 49,4% голосов, но в итоге все же проиграл Дорину Киртоакэ. Это поражение многие назвали очень странным в первую очередь потому, что буквально накануне выборов штаб Додона предоставил ему недостоверную информацию, которая, по оценкам многих экспертов, и стала главной причиной поражения. Это случай многие связывают с внутренней борьбой в Партии коммунистов и стремлением отдельных партийных групп не допустить усиления влияния Додона в партии в случае избрания мэром столицы.
Возможно, именно этот случай и стал одной из причин, по которой 4 ноября 2011 года вместе с депутатами парламента Зинаидой Гречаный и Вероникой Абрамчук Додон покинул фракцию Партии коммунистов и присоединился к Партии социалистов республики, председателем которой был избран уже в декабре того же года.
На тот момент Партия социалистов представляла собой политформирование, пребывавшее в состоянии глубокого политического анабиоза. Однако под руководством Додона уже на ближайших парламентских выборах 2014 года социалисты набрали 20,51% голосов и сформировали самую многочисленную фракцию в парламенте XX созыва. Не поддержав программу правления коалиции проевропейских партий, Партия социалистов перешла в оппозицию.
В период массовых протестов в Молдове в 2015-2016 гг. Партия социалистов поддержала протестное движение, в котором также участвовали новообразованные партии «Платформа DA» Андрея Нэстасе, PAS Майи Санду и «Наша партия» Ренато Усатого. Игорь Додон совместно с Андреем Нэстасе и Ренато Усатым координировал действия протестного движения и выступал в качестве одного из лидеров оппозиции на переговорах с представителями правящего большинства.
Результатами протестов стали арест и осуждение за коррупцию экс-премьера Влада Филата и возврат к избранию главы государства всенародным голосованием.
Выборы президента состоялись осенью 2016 года, и Додон стал главой государства, набрав во втором туре выборов 52,27% голосов, обойдя кандидата правых сил Санду. Первые перемены не заставили себя ждать. Уже через три дня после инаугурации президента со здания администрации президента РМ был снят флаг Евросоюза, висевший рядом с молдавским флагом, а версия официального сайта президента Молдовы с румынского языка была изменена на молдавский, согласно Конституции РМ.
После избрания в интервью изданию Deutsche Welle Игорь Додон заявил: «Я считаю, что у нас много проблем, которые нужно решать вместе с Россией, это правда. Но при этом я не пророссийский, не прозападный, а промолдавский политик, сторонник нашей государственности. Я считаю, что самое главное – соблюдать интересы собственной страны. Моя „пророссийскость“ – клише, которое пытаются внедрить в сознание граждан мои политические оппоненты».
В то же время внешнеполитическая активность главы государства была направлена на восстановление отношений с Российской Федерацией и возобновление экономического сотрудничества как с Россией, так и с другими странами-членами ЕАЭС. Именно восстановление нормальных рабочих отношений с Россией и получение Молдовой статуса страны-наблюдателя в ЕАЭС в интервью «Ритму Евразии» 9 февраля 2019 года Игорь Додон оценил как главный результат своей деятельности на посту президента за первые два года.
Те первые два года президентского срока были очень сложными и напряженными и фактически прошли в режиме конфронтации между проевропейскими правительством и парламентом, с одной стороны, и президентом – с другой. Чтобы проиллюстрировать накал этой борьбы, достаточно упомянуть, что подконтрольный олигарху Плахотнюку Конституционный суд 5 раз передавал полномочия президента спикеру парламента А. Канду для промульгации законодательных актов, с которыми И. Додон был не согласен. Среди них, в частности, закон о борьбе с иностранной пропагандой, принятый парламентом в конце 2017 года и запретивший ретрансляцию в Молдове информационных и аналитических передач Российской Федерации.
В результате прошедших в 2018 году парламентских выборов в Молдове была сформирована парламентская коалиция Партии социалистов, «Платформа DA» и PAS. Демократическая партия Молдовы, подконтрольная Плахотнюку, была отстранена от власти, сам олигарх был вынужден покинуть Молдову. В создании этой коалиции огромную роль сыграл президент Молдовы, который проявил настойчивость и терпение в общении с представителями «Платформа DA» и PAS. Несмотря на то, что коалиция просуществовала всего пять месяцев, этого оказалось достаточно для того, чтобы процессы возврата Молдовы на путь нормального демократического развития приняли необратимый характер.
Последний перед президентскими выборами год стал для Молдовы, как и для других стран, очень сложным вследствие пандемии коронавируса. Ситуация в Молдове также осложнилась небывалой засухой, ударившей по сельхозпроизводителям страны. Однако в этой ситуации тесное и плодотворное взаимодействие между президентом, правительством и парламентом позволило смягчить негативные последствия пандемии и засухи. В стране продолжают осуществляться социальные и инфраструктурные проекты, реализован ряд мер помощи сельхозпроизводителям.
Триумвират президент – премьер – спикер парламента продолжает работу в тесном и конструктивном взаимодействии. И, в отличии от других кандидатов, строящих свою предвыборную кампанию исключительно на нападках в адрес президента, Игорю Додону есть что показать избирателю в качестве достигнутого и в качестве планируемого для страны.
_________________________
Фото: https://www.kp.md/