Пока есть институт массового безгражданства, Латвии не быть демократической - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Пока есть институт массового безгражданства, Латвии не быть демократической

10 октября 2020 года в Доме Москвы в Риге состоялась 13-я конференция организаций российских соотечественников Латвии. В конференции приняли участие 212 делегатов от общественных организаций российских соотечественников из всех регионов Латвии, а также делегации политической партии «Русский союз Латвии» и Социалистической партии Латвии, представители СМИ.

Конференция была приурочена к 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне с нацистской Германией. Но ключевой все же стала тема (не)соблюдения прав человека и прав национальных меньшинств в современной Латвии.

* * *

Повод поговорить на эту крайне болезненную тему был более чем уместный. 4 мая этого года исполнилось 30 лет со дня принятия Декларации о восстановлении независимости Латвийской Республики. Декларация была принята 4 мая 1990 г. на первой сессии Верховного Совета Латвийской ССР, избранного на состоявшихся 18 марта 1990 г. последних в новейшей истории Латвии всеобщих выборах.

Уже неоднократно говорилось о том, что идеологию этого документа определили взгляды радикальной части латышской эмиграции, обосновавшейся после 1940-го и 1944-1945 гг. в США, Канаде и других странах Запада. Эта часть латышской эмиграции унаследовала идеологию этнократического политического режима Карлиса Ульманиса (1934-1940) и латышского нацистского коллаборационизма периода гитлеровской оккупации Латвии. Несмотря на свои антидемократические политические взгляды, эта часть латышской эмиграции в течение всего периода после Второй мировой войны имела поддержку США и других стран Запада и активно использовалась ими в ходе холодной войны против СССР.

В 1990 г. Декларация о независимости Латвийской Республики была принята без проведения всенародного референдума, т. е. в нарушение действующих Конституции Латвийской ССР и Конституции СССР. Кроме того, Верховный Совет, игнорируя Хельсинкский Заключительный акт СБСЕ 1975 г. и другие международные договоры, подписанные в период с 1945 по 1990 год, объявил в Декларации о независимости о правовой непрерывности существования Латвийской Республики с 1918 по 1990 г. и о якобы существовавшей оккупации Латвии Советским Союзом в 1940-1941 и 1945-1990 гг., что в корне противоречило действовавшему в 1990 г. международному праву.

Опираясь именно на эту Декларацию, Верховный Совет Латвии 15 октября 1991 г. принял постановление, согласно которому все постоянные жители, которые поселились на территории Латвии после 17 июня 1940 г., а также их потомки (всего 893 412 человек, или 34,28% избирателей), были лишены права автоматически получить гражданство Латвийской Республики в соответствии с международно признанным правом оптации. И это при том, что факт оккупации Латвии на уровне международного права не был признан в 1990 г. и не признан до настоящего времени, а само Латвийское государство после 1991 г. вообще отказалось требовать признания этого факта в ООН.

После 1991 г. при сохранении внешних атрибутов демократического государства (регулярно проводимые выборы в местные органы власти и национальный парламент, которые более не являлись всеобщими, а значит, и честными, наличие многопартийной системы, создание Конституционного суда и др.) в Латвии стал быстро формироваться недемократический политический режим. Уже во второй раз в истории ХХ века. В первый раз это случилось после государственного переворота 15 мая 1934 г. Во второй раз – после 15 октября 1991 г.

Сейм Латвии принимает законы о гражданстве, о языке и об образовании, которые дискриминируют национальные меньшинства и закладывают фундамент для повторного строительства недемократической "латышской Латвии", или "Латвии для латышей" (т. е., по сути, нацистской Латвии). Одновременно начинается активная кампания по формированию новой политики исторической памяти, главной целью которой является политическая реабилитация авторитарного и этнократического режима Ульманиса, нацистских коллаборационистов периода гитлеровской оккупации Латвии, что неизбежно влечет за собой оправдание нацизма и очернение истории пребывания Латвии в составе СССР.

Вступление Латвии в Европейский союз в 2004 г. не только не способствовало демократизации ее национальной политики и политики в вопросах истории, но, напротив, стало рассматриваться властями Латвии как их оправдание и поощрение.

Вывод Парламентской ассамблеи Совета Европы от 8 ноября 2002 г. о том, что в Латвии после 1991 г. из-за сохранения института массового безгражданства сформировался "долговременный дефицит демократии", латвийские власти последовательно игнорируют. Более того, продолжают укреплять недемократический этнократический политический режим, активно используя для этого антироссийскую пропаганду и всячески поощряя межнациональную рознь в латвийском обществе.

Проведение в феврале 2012 г. референдума по вопросу придания русскому языку статуса второго государственного языка, в ходе которого практически вся русскоязычная община Латвии поддержала данное предложение; антиконституционный переворот 21-22 февраля 2014 г. на Украине и начало по инициативе властей Киева гражданской войны на юго-востоке этой страны; введение под давлением США нелегитимных санкций в отношении России за то, что якобы Россия спровоцировала и поддерживает конфликт на Украине, хотя на самом деле именно США и другие страны Запада, включая страны Балтии, ранее всегда политически поддерживали и продолжают поддерживать сегодня национал-радикальные и неонацистские политические силы на Украине – все это вызвало в Латвии новый мощный всплеск русофобии и антироссийской истерии и способствовало дальнейшему наступлению государства на права человека и права национальных меньшинств.

19 июня 2014 г. парламент Латвии принял преамбулу к Конституции Латвии, в которой интересы латышской нации ставятся выше интересов всех других народов. Преамбула стала своеобразным венцом в списке решений парламента, направленных на формирование пресловутой "латышской Латвии".

Сегодня в стране постоянно увеличиваются расходы на оборону, продолжается запугивание населения страны мифической "российской угрозой"; не ослабевает пропаганда, направленная на политическую и историко-культурную реабилитацию бывших нацистских коллаборационистов; все чаще звучат предложения снести главный латвийский монумент Победы в Великой Отечественной войне – Памятник воинам Советской армии – освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков.

Уже приняты решения о существенном ограничении использования русского языка в основной школе и детском саду, а также о полном запрете русского языка в учебном процессе в средней школе. Русские СМИ, как печатные, так и электронные, переживают сегодня период упадка и значительного сокращения своего влияния.

Как следствие всех этих процессов, за последние 20 лет существенно ослабела и русская лингвистическая община. И сегодня, это нужно признать, уже невозможны такие массовые акции в защиту демократии, какие проводились с конца 1990-х годов по 2005 г. включительно.

Можно ли было избежать или хотя бы смягчить столь фатальное развитие событий для демократии в Латвии и для русской лингвистической общины?

Что касается принятия 4 мая 1990 г. этнократической по своей сути Декларации о восстановлении независимости, текст которой прямо противоречит международному праву, то в то время что-то изменить было не по силам русской лингвистической общине, поскольку она сама была во многом дезориентирована якобы "демократической" пропагандой латышских националистов.

В самой Европе, куда в это время так стремилась Латвия, стали всё более усиливаться позиции националистических и неонацистских политических партий. Тем не менее в Латвии в 1990-е годы сформировалось политическое представительство (фракция "Равноправие" и политическая партия ЗаПЧЕЛ), которое последовательно отстаивало ценности демократической Латвии. Но силы в итоге оказались неравные. А сегодня этот разрыв благодаря взрывному росту в Европе антироссийских и ультраправых настроений в последние годы стал еще больше.

Ключевой проблемой политического развития современной Латвии было и остаётся сохранение института массового безгражданства. Латвийское государство не сможет вернуться к демократическому политическому развитию до тех пор, пока существует институт массового безгражданства. Никаких иллюзий на этот счет быть не должно! Но даже если представить, что завтра этот позорный институт будет отменён и все жители нашей страны будут иметь равные гражданские права, то это вовсе не будет означать, что Латвия стала страной победившей демократии. Вовсе нет, поскольку за 30 лет существования Второй Латвийской Республики сформировалось мощное антидемократическое законодательство, и именно это законодательство препятствует сегодня и будет препятствовать завтра возвращению государства на демократический путь развития.

Нужно также признать очевидную вещь: благодаря перераспределению бюджета государства в пользу латышской политической элиты, а также той части населения страны, которая обслуживает или поддерживает интересы этой элиты (делается это за счет сохранения ограничений для национальных меньшинств на занятие различных должностей, при помощи распределения госзаказов для "своих" предпринимателей и грантов для "своих" общественных организаций и СМИ и т. д.), этнократический политический режим имеет солидную опору. Латышская политическая элита и те, кто ее поддерживает, вовсе не заинтересованы в том, чтобы потерять те блага, которые они сегодня имеют ради какой-то там демократии.

Наконец, нужно признать, что латвийская система образования и латышские СМИ за последние 30 лет сформировали достаточно большой по численности отряд националистов, которые готовы рьяно отстаивать идеалы "латышской Латвии", включая идеологию нацизма.

Ситуация в стране сложилась более чем тревожная. Власть ради сохранения самой себя готова к дальнейшему ограничению прав и свобод, вплоть до установления самой настоящей диктатуры. Соответствующий опыт уже был накоплен в 1930-е годы, и сложившаяся на сегодняшний день общая обстановка в стране и в мире свидетельствует о том, что власть может пойти на дальнейшие ограничения демократии. Недавняя депортация известного общественного деятеля русской общины Латвии В.С. Норвинда лишний раз это подтверждает.

Сегодня у нас фактически осталась только одна возможность защитить мир и демократию в Латвии – максимально громко требовать у Европы поддержки в вопросе ликвидации "долговременного дефицита демократии", притом что внутри страны мы сами должны активно выступать за восстановление всеобщего избирательного права и проведение первых после 18 марта 1990 г. всеобщих выборов в местные органы власти, национальный и Европейский парламенты.   

Мы должны признать, что массовое безгражданство – это расизм, что массовое безгражданство ведет к недемократическим выборам, а недемократические выборы приводят к образованию нелегитимных органов власти, которые принимают нелегитимные решения. Последний пример такого рода – состоявшиеся 29 августа выборы в Рижскую думу.

Крайне важна в этом вопросе поддержка со стороны политических партий. 3 октября партия «Русский союз Латвии» приняла заявление, в котором дала оценку выборам в Рижскую думу как недемократическим. Уверен, что своё мнение должны высказать и другие политические партии, которые позиционируют себя как демократические.

Совершенно очевидно также, что решение проблемы массового безгражданства должно опираться на отказ от пресловутых "концепции оккупации" и доктрины правовой "непрерывности" существования Латвийского государства как не имеющих обоснования ни с исторической точки зрения, ни с точки зрения международного права.

Наконец, крайне важна позиция России. Критика института массового безгражданства при одновременном отказе от признания невсеобщих выборов в Латвии как недемократических делает позицию России крайне неэффективной и фактически обнуляет все усилия латвийских правозащитников и борцов с нацизмом.

Сегодня русская лингвистическая община Латвии стоит перед выбором: или ассимилироваться, приняв тоталитарную идеологию современного режима и отказавшись от сохранения собственной национально-культурной идентичности (а часть населения, к сожалению, готова принять такую линию поведения), или уезжать из страны. Но есть ещё третий путь – не просто продолжать нашу борьбу за восстановление демократии, а значительно ее активизировать, выдвинув в качестве главного лозунга требование восстановления всеобщего избирательного права и проведения первых после 18 марта 1990 г. всеобщих выборов в местные органы власти, национальный и Европейский парламенты!

Именно по этому пути я и предлагаю следовать!

_______________________________

В.И. Гущин – координатор Совета общественных организаций Латвии.

Статья подготовлена на материалах выступления автора на 13-й конференции организаций российских соотечественников Латвии, состоявшейся 10 октября с.г. в Риге

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4408
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика