В Кыргызстане поделили власть. Что будет дальше? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

В Кыргызстане поделили власть. Что будет дальше?

16 октября парламент принял отставку Сооронбая Жээнбекова, а спикер, которому должны были перейти его полномочия, отказался от такой чести. В результате и. о. президента стал Садыр Жапаров, который ранее, пусть и с трудом, получил пост премьера. Таким образом, С. Жапаров стал обладателем двух высших постов в стране. Однако иностранные лидеры пока не спешат признавать его легитимным.

Ещё 5 октября Садыр Жапаров был в заключении в СИЗО ГКНБ по приговору суда за захват заложника в ходе митинга в 2013 году в селе Саруу Иссык-Кульской области, участники которого требовали национализации рудника Кумтор. Его вызволила оттуда толпа сторонников, прибывших в Бишкек митинговать против итогов парламентских выборов. Феноменальный карьерный взлёт! Теперь экс-заключенному предстоит оправдывать высокие надежды населения страны, которая всё больше погружается в кризис.

С. Жапаров своим указом назначил главой Госкомитета национальной безопасности своего друга и однопартийца от партии «Мекенчил» Камчыбека Ташиева. Новоявленный глава могущественной спецслужбы, который сам успел год отсидеть в её застенках, на пресс-конференции раздал много громких заявлений, в частности обещал разобраться с криминалом и посадить скандально известного Райымбека Матраимова.

Новые парламентские выборы должны состояться в конце декабря текущего года, а президентские – в начале января 2021 года. Хотя, учитывая дороговизну выборных мероприятий, их могут провести в один день, в том числе для скорейшего формирования новой всенародной избранной власти.

Непонятно, правда, на какие вообще средства будут проходить выборы, поскольку бюджет – дефицитный, а Россия заморозила предоставление финансовой помощи Кыргызстану.

* * *

Текущую ситуацию в стране в интервью «Ритму Евразии» прокомментировал политолог из Кыргызстана Игорь Шестаков. По мнению эксперта, текущие события отличаются от предыдущих двух революций и их последствия будут другими.

– Игорь Альбертович, как вы можете оценить нынешние события, закончился или нет дележ власти?

– Текущие события по-разному трактуют, я не вижу здесь каких-то революционных составляющих. Сам повод к протестам в Бишкеке заключался в пересмотре итогов парламентских выборов. 13 партий (из 16, которые участвовали в выборах) требовали отменить их результаты, 5 октября никто не требовал отставки президента. Причём перевыборы требовали и две партии («Бутун-Кыргызстан» и «Мекенчил» занимали 4-5-е места), когда начался ручной пересчёт голосов, они имели шансы преодолеть проходной барьер и попасть в парламент.

Вся эта ситуация говорит о том, что, в отличие от смены режимов в 2005 и 2010 годах, сейчас не было повода для силовой смены власти. Это были скорее политические разборки с теми партиями, которые заняли первые два места («Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан») и, таким образом, забрали бы себе почти 90% депутатских мандатов.

Произошедшее скорее напоминает бунт против определённых политических сил по итогу выборов, но всё постепенно переросло в требование отставки президента, причём почему-то его выдвигали только сторонники Садара Жапарова. Для Кыргызстана эта новая политическая конфигурация, ведь в 2010 году после свержения Бакиева вся власть перешла к временному правительству, которое объединило всю оппозицию.

Со временем мы узнаем, кто стоит за партией «Мекенчил», от которой баллотировался Жапаров. Поэтому ещё раз хочу сказать, что это был бунт, который привёл к отставке президента. Создали новый прецедент – в результате митинга президент покинул свой пост, причём оставил за собой привилегии экс-президента, чего раньше тоже не было. Если Акаев и Бакиев сбежали из страны, то Жээнбеков будет спокойно жить в Кыргызстане.

Можно происходящее назвать и бархатной революцией, поскольку события были почти бескровными. Больше всего пострадали резиденция парламента и сам президент. Но в любом случае для Кыргызстана, попавшего в кризисную полосу, нынешние события с погромами предприятий по добыче полезных ископаемых –  это  ещё один сильный удар по экономике, которая и так еле дышит после коронавирусного кризиса.

       

Однако до стабильной общественно-политической жизни нам далеко, потому что уход Жээнбекова абсолютно не означает политического консенсуса ведущих политических сил и элит. Единого политического центра, даже несмотря на наличие Жапарова, у нас в стране нет. Поэтому ситуация будет представлять из себя маятник, пока не пройдут выборы.

– Какие выборы пройдут раньше, парламентские или президентские?

– Как предложил вернувшийся в парламент Омурбек Текебаев, учитывая сложную экономическую ситуацию, нужно провести одновременно парламентские и президентские выборы. Если такое случится, то это будет ещё одним прецедентом. Дату парламентских выборов своим указом должен объявить президент, а Жапаров сейчас и. о. президента. То есть существует юридическая коллизия, непонятно, имеет ли право и. о. объявлять о новых выборах.

– За рубежом кто-нибудь признал легитимность и. о. президента Жапарова?

– Пока из числа иностранных лидеров поздравления Жапарову прислал только премьер-министр Узбекистана, да и то с назначением на должность премьера. Никаких других поздравлений я не видел, в том числе от стран – основных партнёров Кыргызстана. Россия пока находится в задумчивости, комментарии от Москвы носят общий характер, страны Европейского союза и других западных стран тоже пока взяли паузу.

Думаю, что для всех наших иностранных партнёров нынешние события стали сюрпризом. Тот же Запад, который постоянно мониторит нашу жизнь и следит, как соблюдаются права человека, не делал заявлений, что не признаёт итогов наших выборов (как это, например, было с Белоруссией).

Ведь эти отменённые выборы в любом случае были конкурентоспособны, представители оппозиционных сил имели много эфирного времени на главных телеканалах страны. Да, был подкуп голосов, но это не фальсификация выборов. Поэтому предъявлять претензии Сооронбаю Жээнбекову особых поводов не было.

– Почему РФ приостановила финансовую помощь КР и к чему это приведёт?

– Россия – стратегический партнёр Кыргызстана, но она, как и все остальные государства, хоть на Западе, хоть на Востоке, изначально поддерживала президента Жээнбекова, обснованно считая, что он – легитимно избранный глава государства.

Поэтому сейчас Россия, исходя из своей традиционной позиции признания легитимного лидера, пока находится в стадии мониторинга. Что касается приостановки помощи, то это будет чувствительный удар по экономике Кыргызстана.

       

Только в период эпидемии Россия оказала нам помощь в устранении последствий, причинённых коронавирусом, в размере 200 млн рублей, в том числе направила врачей, поставила медикаменты, медицинское оборудование. Кроме того, РФ регулярно оказывает поддержку бюджету КР в размере не менее 30 млн долларов, как это было в прошлом году. В самой же России находятся около 800 тыс. трудовых мигрантов из Кыргызстана, которые присылают деньги своим семьям на родине.

Кроме того, Россия является одним из основных партнёров нашей страны в деле обеспечения региональной безопасности, оказывая техническую помощь силовым структурам.

Кыргызстан получает целый комплекс преференций, что, конечно, играет существенную роль, в том числе в плане стабилизации обстановки в стране. Думаю, что Россия вернётся к прежнему сотрудничеству, когда пройдут выборы нового главы государства. Но рабочий диалог с Садыром Жапаровым Москва будет вести в любом случае.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4323
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика