Монастырский комплекс Давид Гареджи, сооружения которого разбросаны по обе стороны Гареджийского кряжа и принадлежность и происхождение которого не раз становились предметом дискуссий с соседним Азербайджаном, в напряженный предвыборный период в Грузии оказался в центре внимания политического спектра и общественности из-за возбужденного прокуратурой уголовного дела.
29 сентября Генпрокуратура Грузии сообщила первые подробности этого дела, которое квалифицировала как действия, направленные на передачу части грузинской территории иностранному государству. Преступление предусмотрено статьей 308, часть 1 УК Грузии, по которой виновным грозит лишение свободы сроком от 10 до 15 лет.
По информации прокуратуры, основанием для начала расследования стало письмо, полученное от Министерства обороны Грузии 17 августа текущего года и касающееся деятельности грузинской части комиссии по делимитации и демаркации государственной границы. Имеется в виду граница с Азербайджаном, определенные участки которой до сих пор остаются несогласованными. В период 2006-2007 годов, когда страной управляло «Единое национальное движение» Михаила Саакашвили, «по полученной от Министерства обороны информации, определенные участки государственной границы Грузии с Азербайджаном были согласованы неправомерно, в ущерб территориальным интересам нашей страны», – пояснили в ходе первого брифинга по этой теме в Генпрокуратуре.
Тогда же стало известно, что благодаря некоему «российскому бизнесмену грузинского происхождения» Давиду Хидашели (как выяснилось позднее, гражданину Грузии, работающему в настоящее время в Швейцарии) грузинская сторона получила карты, изданные в 1938 году, на которых граница Грузии определена таким образом, что комплекс Давид Гареджи целиком оказывается на ее территории. Следствие предположило, что некоторые члены комиссии могли припрятать эти карты и использовать другие, менее подробные и изданные позднее, по которым Грузия теряла значительную часть ранее относившейся к ней территории.
Полученные карты были сданы на экспертизу в Национальное бюро судебной экспертизы имени Л. Самхараули и изучены с помощью ученых и специалистов – геодезистов и картографов.
По уголовному делу были допрошены несколько десятков человек, в том числе бывшие члены комиссии по делимитации, бывший премьер-министр Грузии Зураб Ногайдели (именно в период, когда он занимал пост премьера, и произошел факт, привлекший внимание прокуратуры).
Выделились и главные на данный момент виновники случившегося – бывшие члены комиссии по делимитации/демаркации госграницы: начальник службы по пограничным отношениям департамента по отношениям с соседними странами МИД Грузии Ивери Мелашвили и главный инспектор департамента по охране сухопутной границы пограничной полиции МВД Грузии Наталья Ильичева. В кабинетах Мелашвили и Ильичевой был проведен обыск, а сами на тот момент еще подозреваемые были допрошены.
После первого допроса в прокуратуре И. Мелашвили полуиронично заявил, что все происходящее связано с предстоящими в Грузии выборами, и предположил: «…пройдут выборы, и все успокоится». 7 октября прокуратура сделала еще одно заявление по этому делу и сообщила, что Мелашвили и Ильичева арестованы.
По информации прокуратуры, в период существования СССР граница между Грузинской и Азербайджанской республиками была окончательно согласована в 1938 году согласно карте масштаба 1:500 000. После распада СССР, с целью определения государственной границы между двумя независимыми странами, в 1994 году были созданы правительственные комиссии по делимитации/демаркации границы, которые в июне 1996 года договорились, что основанием для определения госграницы будет согласованная в 1938 году административная линия между бывшими советскими республиками.
Мелашвили и Ильичевой в этой комиссии поручалось провести геодезические и картографические работы с подключением специалистов, найти соответствущие карты и материалы, проанализировать их и составить альбомы карт, отражающих границы Грузии. По информации следствия, экспертные исследования с участием специалистов члены комиссии не провели. Более того, следствие установило, что у них имелся оригинал карты 1937-1938 годов масштаба 1:200 000, но члены комиссии информацию о нем скрывали, чтобы не использовать эту карту в процессе делимитации границы. Оригинал данной карты был найден при обыске в кабинете Ильичевой.
В результате таких действий в процессе делимитации границы были использованы карты 1970-1980 годов, которые, как заявляют в прокуратуре, «противоречили историческим границам Грузии, в том числе в отношении Давид Гареджи». Последствием деятельности Мелашвили и Ильичевой называется «создание угрозы потери Грузией территории площадью 3500 гектаров».
Так как следствие касается периода 2006-2007 годов, вина напрямую падает и на высокопоставленных представителей бывшей власти, которые, соответственно, не могли не откликнуться на начатое прокуратурой расследование. Они однозначно расценили происходящее как деяния, носящие чисто политический характер, связанные с предстоящими выборами и направленные на ухудшение и без того пошатнувшихся в период правления «Грузинской мечты» стратегических отношений с Азербайджаном. А экс-президент М. Саакашвили пообещал, что все это закончится через несколько недель, сразу после выборов.
«То, что сейчас делают с Ивери Мелашвили и этими людьми, – это попытка перекрыть то, что происходит в Грузии: народ нищает, так как один прихотливый феодал пытается сделать всю страну своей собственностью. Хочу обратиться к Ивери Мелашвили и остальным: потерпите еще немного! Этот маразм закончится через несколько недель. Никто не сможет создать хаос ни внутри страны, ни в отношениях с нашими соседями», – подчеркнул Саакашвили.
Интересно, что категоричны в оценках этого дела и некоторые бывшие соратники и бывшие сторонники «Грузинской мечты». Так, бывший госминистр по урегулированию конфликтов Паата Закарешвили в одном из интервью грузинским СМИ назвал арест Мелашвили и Ильичевой чисто политическим делом. «Это часть предвыборной кампании. Ничего общего с Гареджи это дело не имеет. Наоборот, оно вредит теме Гареджи. Вопрос Давид Гареджи пока не решен, и, как видно, еще долго решен не будет, потому что установление границ – дело непростое. Более того, в отношениях между дружественными государствами вопрос границ не является решающим, дружественные страны объединяют совсем другие вопросы, и неопределенность границ для них проблемы не представляет. Эта тема не должна портить отношения между странами» – так оценил происходящее П. Закареишвили.
Еще год назад Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй обращался с письмом к премьер-министру Грузии Георгию Гахарии в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг монастырского комплекса.
Сегодня своими тревогами относительно судьбы комплекса Давид Гареджи и информацией о затянувшемся процессе делимитации/демаркации границ с журналистами продолжает делиться один из священнослужителей Гареджийского монастырского комплекса архимандрит Кирион. Прокуратура допросила священника. Он в своих показаниях прямо обвинил правительство экс-президента Саакашвили в преступлении и нанесении ущерба интересам Грузии.
По информации архимандрита, до 2004 года пока еще не определенная граница проходила за пределами монастырского комплекса, который целиком оказывался на грузинской территории. И пограничники стояли по ту сторону Гареджийского кряжа. Но в период правления Саакашвили грузинских пограничников с этой территории убрали, а затем началось постепенное продвижение границы вглубь комплекса. Азербайджанцы же начали на территории комплекса строительство военных объектов. Причем священнослужитель считает, что решить вопрос границы, а заодно и принадлежности комплекса Давид Гареджи, благодаря полученным прокуратурой новым материалам, можно без ущерба дружественным отношениям между странами.
Заявления и показания очевидца «делимитационных событий» в Давид Гареджи не убедили оппонентов нынешней власти в отсутствии у нее политических целей, и они с еще большим «энтузиазмом» продолжили критику «недальновидного» правительства «Грузинской мечты». А также президента Саломе Зурабишвили, которую обвинили в необдуманных заявлениях, направленных на ухудшение отношений с Азербайджаном. Ей также припомнили, что в правительстве Саакашвили она занимала пост министра иностранных дел, поэтому доля вины за «уступку грузинских территорий» лежит и на ней.
На развернувшуюся в СМИ и соцсетях острую полемику и высказанные в ее адрес подозрения президент Грузии откликнулась специальным заявлением. По оценке С. Зурабишвили, «разразившийся в последний период ажиотаж нацелен на ослабление института президента». «Начнем с того, что в период моей работы министром (иностранных дел) вопрос государственной границы действительно был одним из важнейших вопросов двусторонней повестки дня во время моих встреч как с азербайджанским, так и с армянским коллегами. Тогда, как и сейчас, я верила и верю, что прочные добрососедские и дружеские отношения требуют делимитации границ и доведения дела до конца, что исключит любые недоразумения и возможные инциденты в будущем. С другой стороны, я считала и считаю, что справедливое установление границ имеет большое значение для грузинского государства и его евроатлантических устремлений. Исходя из этого, в период, когда я была министром, комиссия работала в обоих направлениях, но окончательное соглашение ни с одной из сторон достигнуто не было», – сообщила она.
С. Зурабишвили напомнила, что занимала пост главы МИД в 2004-2005 годах, и подчеркнула, что после отставки с поста министра, после 19 октября 2005 года, никакой информацией о дальнейшей работе над делимитацией границ не владела.
В Азербайджане, которого сегодня, естественно, куда больше волнует состояние войны с Арменией, на возбужденное прокуратурой Грузии уголовное дело отреагировали достаточно сдержанно. Советник посольства в Тбилиси Эльдар Байрамов заявил грузинским СМИ, что делать комментарии о юридическом процессе, протекающем на территории другой страны, считает по меньшей мере делом некорректным. Он также отметил, что и МИД, и помощник президента Азербайджана по внешним вопросам ранее уже делали короткие, но конкретные заявления по этому вопросу.
В беседе с корреспондентом «Ритма Евразии» азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде отметил, что пока разбирательство проходит внутри Грузии и вопрос на рассмотрение двусторонней правительственной комиссии по делимитации–демаркации границы не выносился, официальная позиция грузинской стороны не озвучена, поэтому у официального Баку на данном этапе никакой реакции нет.
«На сегодняшний день мы ориентируемся на те договоренности и процессы, которые протекали в комиссии до сих пор. Что касается того, что может произойти, если этот вопрос будет озвучен, можно лишь предполагать. Пока вопрос в целом не закрыт, могут быть различные версии, в частности карта 1938 года будет изучена и азербайджанской стороной. Но для этого грузинская сторона должна предоставить комиссии эту карту, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах, кем и когда она была составлена, кем и когда утверждена, существуют ли подтверждающие ее решения соответствующих органов. Пока же мы опираемся на карту 60-х годов, утвержденную Верховными советами Грузинской и Азербайджанской ССР. Но судя по всему, процесс (делимитации границы) затягивается, так как в нем появились новые обстоятельства, поэтому сторонам предстоят дополнительные консультации», – заявил И. Велизаде.
В протекающих в Грузии процессах азербайджанский эксперт обратил внимание на один немаловажный, с его точки зрения, момент – популяризацию еще до конца не проясненного вопроса. «Думаю, что пока все детали не выяснены и предстоят разбирательства, выносить эти вопросы на суд общественности и популяризировать, так сказать, эту тему не следует. Потому что речь идет о сугубо чувствительном вопросе. Желательно, чтобы этим делом занимались специалисты, а не фрагментарно наслышанные о процессе представители общественности, которые высказывают свое мнение, не владея достаточными знаниями о процессе. А это непродуктивно и безответственно», – пояснил И. Велизаде.
От подробных комментариев и оценки сегодня воздерживаются и грузинские независимые эксперты, которые считают, что Генпрокуратура и официальные лица на данном этапе сказали больше чем достаточно, и предпочитают дождаться окончания расследования, в ходе которого может встать вопрос о привлечении к ответственности других, более высокопоставленных лиц бывшего правительства.
Хотя... На носу в Грузии выборы, и многие небезосновательно предполагают, что после 31 октября (день парламентских выборов) – в зависимости от их исхода – это дело либо получит закономерный исход, либо окажется заброшенным на пыльную полку следственных органов, а то и начнет развиваться в прямо противоположном направлении.