Плотина на трансграничной Ульдзе угрожает объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Плотина на трансграничной Ульдзе угрожает объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО

Руководство Государственного природного биосферного заповедника «Даурский» в первой декаде октября с. г. обратилось в Минприроды РФ в связи с сооружением в сопредельном районе Монголии плотины, угрожающей биосфере не только заповедника, но и прилегающего к нему обширного района. В это и другие ведомства обратилась и администрация Забайкальского края. Схожие апелляции направлены туда же международной экологической коалицией «Реки без границ». В ответ – пока тишина.

Создание указанного объекта на трансграничной Ульдзе – реку планируется перегородить плотиной длиной 700 метров и высотой 9-12 метров для создания водохранилища емкостью 27 млн кубометров – происходит без уведомления российской стороны. И создаёт условия для ликвидации объекта Всемирного природного наследия (ВПН) ЮНЕСКО – «Ландшафты Даурии», в который с российской стороны входят заповедник «Даурский» и часть заказника «Долина дзерена» в Забайкальском крае, а с монгольской – строго охраняемая природная территория «Монгол Дагуур». Жемчужиной объекта является каскад уникальных Торейских озер, включенных еще в 1994-м в реестр Рамсарской конвенции ООН – международно значимых водно-болотных угодий. Они формируют природно-климатические и, соответственно, хозяйственные условия на больших территориях, что прилегают к этим угодьям.

«Строительство плотины на трансграничной реке Ульдзе начато без двусторонней оценки влияния гидросооружения на природные комплексы устья реки Ульдзы и Торейских озер, в которые она впадает», – отмечено в обращении директора заповедника Алексея Черепицына. Кроме того, уточняется, что в случае реализации проекта потери воды в этих озерах «могут составить не менее 39% в засушливые годы. Для Торейских озер это особенно важно, так как они наполняются и пересыхают циклами в 30 лет». А значит, неизбежны катастрофические последствия для экологической ситуации как в заповедной зоне, так и в прилегающем к ней районе.

Аналогичные аргументы содержатся в обращении администрации Забайкалья в адрес не только российского Минприроды, но и МИД РФ. Как заявила на днях Ксения Гусенцова, руководитель пресс-службы правительства Забайкальского края, «строительство плотины ведётся в нарушение российско-монгольских договорённостей, закреплённых соглашениями, конвенциями, протоколами».

Между тем руководство монгольского сектора «Ландшафтов Даурии» (примерно 20% территории этого объекта ВПН ЮНЕСКО) на оценки российской стороны пока не реагирует. Видимо, там не хотят прерывать или хотя бы замедлять сооружение плотины ввиду дискуссий, а если и среагируют, то на стадии приближения строительства к его завершению.

Складывается впечатление, что монгольская сторона выбрала ту же тактику, что имеет место и с проектами северомонгольских ГЭС в Южном Прибайкалье: то есть в лучшем случае реагировать на российские апелляции только в ходе развернутых работ.

Что же касается каскада Торейских озер, давно включенных, повторим, в перечень международно значимых водно-болотных угодий, то их деградация чревата бессрочными последствиями – не только экологическими, но и социально-экономическими. По данным руководства Даурского заповедника и комитета по экологии и природопользованию Забайкальского края, Торейские озера питают «реки, 98% площади водосбора которых находится на территории Монголии (Ульдза и ее притоки. – Ред.). Причем в Монголии «не имеется развитого водного и земельного законодательства», что потворствует и проектам северомонгольских ГЭС, и плотинному проекту на Ульдзе.

       

В то же время водозаборы здешних рек и озёр находятся в непосредственной близости от сельхозугодий. Однако «малая изученность региона не позволяет разработать здесь достаточно полную сеть водно-болотных угодий». По факту получается, что упомянутая экологическая недоизученность района – едва ли не стимул в пользу изменений монгольской стороной трансграничной значимости Ульдзы и Торейских озёр.

И это при том, что в этой заповедной территории и в пределах природоохранной зоны озёр (в целом это свыше 172 тыс. га) запрещены изменение гидрологического режима, применение ядохимикатов и удобрений, все виды охоты. Вылов рыбы разрешен в специально отведённых участках.

Создание и использование плотины на Ульдзе приведет, помимо всего прочего, еще и к ущербу для местных рыборесурсов. Ведь Торейские озера относятся к числу наиболее рыбопродуктивных озер Южного Забайкалья. При понижении уровня и изменении состава воды рыба и без того гибнет в массовом количестве.

При реализации монгольского проекта неизбежно также максимальное истощение (если не ликвидация) крупных запасов в Торейском каскаде различных видов солей и высокоцелебной голубой глины, являющихся значимым сырьем для фармацевтики и в целом  для химпрома и пищепрома.

Все эти аргументы содержатся в вышеупомянутых обращениях администрации Забайкалья в Минприроды и в МИД РФ.

Но в контексте возможного экологического кризиса наверняка проявится также этно- и социально-политический фактор. Ибо, по данным Даурского заповедника и экологического комитета Забайкальского края, «коренное население всегда использовало воды озёр для водопоя скота»; на берегах озер вблизи заповедника находится «большое число стоянок коренного населения» (имеются в виду, прежде всего, агинские буряты. – Ред.). На важную роль озер в жизни коренного населения указывает и тот факт, что в их окрестностях находится несколько святых для бурятов мест.

Будет ли учтена указанная аргументация в Минприроды, МИД РФ, да и монгольской стороной, пока неизвестно. В любом случае очевидно, что, судя по означенной ситуации, как и по другим международным коллизиям такого характера (а их число растёт), включение трансграничных объектов в Рамсарскую конвенцию (РК) и ВПН ЮНЕСКО должно сопровождаться соответствующими межгосударственными соглашениями. Последние должны гарантировать неизменность правового режима этих объектов и, соответственно, невозможность  без экспертизы в рамках РК или ЮНЕСКО  подготовки/реализации проектов, нарушающих трансграничный статус водно-болотных угодий и объектов Всемирного природного наследия.

Иначе экологически спорные ситуации между странами могут трансформироваться и в политические конфликты. Что, напомним, имеет место – отнюдь не первый год – в постсоветских Центральной Азии и Закавказье, в Центральной и Южной Америке, Северо-Восточной Африке, во взаимоотношениях Индии с Бангладеш и Бутаном, в отношениях КНР с некоторыми соседними странами.

Что же касается «озёрного» контекста этих вопросов в отношениях между Монголией и РФ, представляются целесообразными подготовка и подписание двусторонних соглашений о недопустимости односторонних изменений в режиме и биосфере сопредельных/трансграничных озёр, впадающих в них рек и примыкающих к ним водно-болотистых угодий. А таких озёрных бассейнов, притом весьма крупных, в этом приграничье немало: наряду с Байкалом и Торейским каскадом это еще и Убсу-Нур, Хубсугул, Улаг-Нур, Торе-Холь.

____________________________

Фото: https://www.9111.ru/

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1724
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика