Электроэнергетические «маневры» Казахстана - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Электроэнергетические «маневры» Казахстана

В Казахстане высока – более 70% – доля угольных неманевренных электростанций (в энергосистемах Евросоюза она составляет 19%, США – 27%, в Российской Федерации – 17%), и потому существует дефицит маневренных (гидро- и газотурбинные электростанции) генерирующих мощностей. Более того, с развитием альтернативных источников энергии для покрытия пиковых нагрузок необходимость в маневренных мощностях растет. Им, в отличие от угольных, не требуется много времени для выдачи мощности в энергосистему, и они способны обеспечить баланс при использовании электроэнергии, вырабатываемой возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), которые отличаются нестабильностью генерации.

Это приводит к необходимости крупных дополнительных инвестиций по обеспечению стабильности и надёжности работы энергосистемы. Ситуация осложняется тем, что балансирующий рынок, который должен был стать основным рыночным механизмом регулирования дисбалансов (позволяя привлекать частные инвестиции в развитие электроэнергетики) не сопрягается с рынком электроэнергии с предельными тарифами и потому уже более 10 лет работает в имитационном режиме.

Структура электрогенерации в Казахстане (в %)

Озаботившись нарастающим дефицитом маневренных мощностей, депутаты мажилиса парламента Казахстана в начале октября одобрили законопроект по вопросам поддержки использования ВИЭ. Документ предлагает создать привлекательные условия для строительства генерирующих мощностей с маневренным режимом генерации. Это не только должно снизить зависимость электроэнергетической системы страны от внешних источников, но и позволит сэкономить финансовые средства, которые ежегодно уходят в Россию за услугу по компенсации почасовых отклонений и оцениваются в 10-12 млрд тенге (23-27,9 млн долларов).

Развитие ВИЭ в Казахстане началось с принятием закона «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» почти 10 лет назад. Тогда были поставлены амбициозные цели довести долю возобновляемой энергетики в общем объеме производства электроэнергии до 3% в 2020 году, 6% – в 2025 году, 10% – к 2030 году. С тех пор рынок ВИЭ ежегодно растет. В настоящее время в стране действует 90 объектов ВИЭ с установленной мощностью 1050 МВт, из которых ветровые станции составляют 27%, солнечные – 52%, малые ГЭС – 21%. В их числе солнечная электростанция SES «SARAN» в Карагандинской области (100 МВт), ветровая ТОО «ЦАТЭК Green Energy» в г. Нур-Султане (50 МВт), ГЭС в Алматинской области на реке Кора (28,5 МВт).

По итогам прошлого года энергетическая отрасль республики произвела свыше 106 млрд кВт/ч электроэнергии. При этом выработка электроэнергии на ВИЭ составила 2,4 млрд кВт/ч, из которых малыми ГЭС – 1105,3 млн кВт/ч, ветроэлектростанциями – 717,4 млн кВт/ч, солнечными –563,1 млн кВт/ч, биоэлектрическими – 14,9 млн кВт/ч.

Доля ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии на конец прошедшего года составила 2,3%. При этом объемы покупки производимой ими электроэнергии выросли с 8 млн кВт/ч в 2014 году до 1,7 млрд кВт/ч в 2019 году. Ожидается, что в текущем году ВИЭ выработают 3,5 млрд кВт/ч.

Согласно прогнозному балансу электрической энергии единой электроэнергетической системы (ЕЭС) РК, утвержденному приказом министра энергетики РК от 15 января 2020 года, выработка электроэнергии ВИЭ к 2023 году должна достичь 5,6 млрд кВтч. Отметим, что если ранее прогнозировалось достижение выработки 7,2 млрд кВт/ч в 2025 году, то теперь с 2023 года этот показатель останется неизменным.

В прогнозной схеме показатель доли генерации электроэнергии от ВИЭ к 2025 году вместо 6% составляет всего 4,3%, что говорит о политике снижения ввода новых объектов ВИЭ. И это понятно. Поскольку объекты ВИЭ отличаются нестабильностью генерации, то проблема обеспечения баланса мощностей является ограничивающим фактором для роста доли ВИЭ в энергосистеме Казахстана. Динамика показывает, что в среднем ежегодный прирост производства электроэнергии за последние пять лет составил 2%, тогда как прирост ее потребления – 3%.

Наряду со стимулированием ввода новых маневренных генерирующих мощностей и их участия в регулировании баланса мощности в энергосистеме, необходимо усиление и развитие электросетевой инфраструктуры, внедрение дорогостоящих промышленных систем хранения энергии. Остро стоит проблема износа основных фондов традиционной электроэнергетики. Износ генерирующих мощностей и электрических сетей в республике достигает 60–80%. По экспертным оценкам, растущий спрос на электроэнергию и вывод из эксплуатации износившегося основного оборудования электростанций в РК требуют ввода новых мощностей: 11–12 ГВт к 2030 году и 32–36 ГВт к 2050 году.

Для всего этого необходимы инвестиции на десятки миллиардов долларов. В бюджете таких денег нет. При этом в стране сохраняется курс на развитие дорогой для экономики «зелёной» электроэнергетики (ветровые и солнечные электростанции). Правда, если правительство для привлечения инвестиций в ВИЭ гарантировало инвесторам «зелёные» (в 3–4 раза выше, чем из традиционных источников) электротарифы на 15 лет, то теперь предлагается увеличение этого срока до 20 лет, что, возможно, позволит несколько их снизить.

Отметим, что государственное субсидирование ВИЭ в Казахстане отсутствует и гарантируемое государством тарифное стимулирование на самом деле перекладывается на угольные электростанции, обязанные (через единого закупщика - ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии», входящее в состав АО «KEGOC»), закупать экологически чистую, но в разы более дорогую электроэнергию, а затем перепродавать её потребителям, растворяя ее стоимость в своей более дешевой. Таким образом, вместо субсидирования высоких тарифов ВИЭ из госбюджета, они продолжают перекладываться на прибыль традиционных систем генерации.

Так, если предельные тарифы для основных электростанций казахстанской энергосистемы составляют 4-6 тенге/кВт-час (без НДС), то средняя аукционная цена 2019 года для ветровых электростанций – 20 тенге/кВт-ч, солнечных – 15 тенге, биогазовых – 32 тенге/кВт-час. При этом прописанные в законодательстве привилегированные условия для ВИЭ препятствуют частным инвестициям в манёвренные генерирующие мощности.

Дальнейшее строительство ВИЭ вынуждает Минэнерго повышать тарифы в энергосистеме. В частности, в сентябре текущего года тариф на электроэнергию по стране подскочил на 6,6% по сравнению с сентябрем прошлого года. Сильнее всего ощутили рост цен жители Западно-Казахстанской области (сразу на 19,9% за год), Нур-Султана (на 15,5%), Чимкента (на 10,1%).

Таким образом, в существующем виде «зеленая энергетика» в Казахстане – это лоббистский коммерческий проект, гарантирующий его участникам сверхприбыли за счет гарантированных на годы вперед высоких тарифов без решения имеющихся в национальной энергосистеме проблем ее развития. В итоге существующая проблема балансирования единой электроэнергетической системы Казахстана продолжает усугубляться.

Для обеспечения устойчивой работы ЕЭС республики, как полагают специалисты, необходимо внедрение действенных инструментов, позволяющих обеспечить инвестиционную привлекательность строительства и модернизации маневренных генерирующих мощностей, в том числе путем улучшения условий государственной поддержки строительства регулирующих ГЭС и контррегуляторов.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4628
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика