Российско-украинские «газовые войны» после подписания сторонами в 2019-2020 годах ряда документов, как казалось многим, должны были утихнуть как минимум до тех пор, пока в строй не вступит газопровод «Северный поток - 2» (СП-2). Многолетние противоречия, взаимные обвинения, судебные тяжбы и обоюдные многомиллиардные иски – все это представлялось ушедшим в историю. Однако, как показывают последние события, вопрос прокачки голубого топлива из РФ через украинскую территорию по-прежнему далек от своего разрешения.
Украина, так долго добивавшаяся сохранения у себя транзита российского газа в ЕС, еще в декабре 2019 года подписала с российским монополистом пакет соглашений, в котором был транзитный контракт сроком на 5 лет. Согласно ему, «Газпром» гарантировал прокачку 65 млрд кубометров газа в первый год и по 40 млрд в последующие четыре. При этом контракт был заключен по принципу «качай или плати», то есть российская компания в любом случае должна будет оплатить указанные объемы вне зависимости от того, прокачала она столько через Украину или нет. Пойти на такие условия, как известно, России пришлось из-за проблем со строительством «Северного потока - 2», которые даже к октябрю нынешнего года так и не решены.
Кроме того, тогда же был согласован протокол о газовом сотрудничестве, который подтверждал, что «Газпром» и украинский «Нафтогаз» могут рассмотреть прямые поставки газа на Украину со скидкой от цены европейского хаба в зависимости от объемов. Однако в силу политических причин, прежде всего на Украине, о последнем сегодня речи по-прежнему не ведется. При этом, как показывает нынешняя ситуация, Киев, стремящийся сохранить и даже расширить транзит газа с российской территории, планирует и дальше «воевать» с «Газпромом», добиваясь от него заведомо невыгодных условий.
Для украинских властей этот вопрос уже давно перерос из плоскости экономики в сферу политической необходимости. Официальный Киев, объявив Россию «агрессором», не может официально позволить себе закупать именно «российский» газ, но готов это делать, если топливо будет поступать со стороны РФ без формальной привязки к «Газпрому».
В частности, в середине октября об этом заявил генеральный директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон. По его словам, украинские компании уже давно не закупают российский газ напрямую, но смогут это делать, если «Газпром» будет продавать топливо на границе. Тогда, по мнению украинского чиновника, называть данное топливо российским будет нельзя. При этом Макогон не стал скрывать, что европейские трейдеры на протяжении последних лет закупают газ в России как раз для перепродажи его на Украине, «которая несколько лет назад стала премиальным рынком в Европе». Однако и здесь представитель официального Киева не смог не отметить, что хотел бы и вовсе уйти от необходимости покупки топлива именно от российской компании. Поэтому, как подчеркнул Макогон, Киев и дальше планирует «продолжать борьбу с «Газпромом» и искать поддержки Евросоюза, чтобы открыть свободный транзит из Центральной Азии в Европу». Правда, каким образом это будет происходить, он не уточнил.
Такая позиция украинской стороны обусловлена тем, что в Киеве прекрасно понимают, что, в отличие от ситуации с поставками газа на европейский рынок, в данном случае заставить «Газпром» плясать под дудку ЕС, а тем более США не получится. Возможность транзита газа из Казахстана или Туркменистана в направлении Европы сегодня окончательно не решен даже в рамках Евразийского экономического союза, так как имеется множество подводных камней. И никакие международные институты и решения не могут отменить суверенное право России решать, кого допускать к своей газотранспортной системе (ГТС), а кого нет. В отличие от Украины, где решения в последнее время принимаются далеко не в Киеве. Поэтому заявления, подобные тому, которое сделал С. Макогон, выглядят не более чем политический пиар, цель которого напоминать об Украине как о стране-транзитере российского голубого топлива в Европу.
Сегодня украинским властям крайне важно сохранить такой статус. Страна не только зарабатывает на этом миллиарды долларов ежегодно, но и имеет возможность за счет заработавшего в текущем году «виртуального реверса» отбирать идущий в ЕС российский газ для собственных нужд. Например, по данным оператора украинской ГТС, в начале сентября только за один день «Газпром» отправил транзитом через Украину 152 млн кубометров газа. Однако на выходе из украинской газотранспортной системы было физически прокачано только 83 млн кубометров. Таким образом, Киев забрал около половины топлива, которое российская компания направляет транзитом через украинскую территорию. К слову, это позволило к началу сентября закачать в подземные хранилища (ПХГ) Украины рекордные объемы газа – 28 млрд кубометров. Как отмечали украинские чиновники, такого в стране не было уже давно.
Кроме того, еще в начале осени глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев назвал сумму, которую российский «Газпром» заплатит стране за транзит газа в 2020 году – примерно $2 млрд. Правда, события текущего года уже продемонстрировали всю хрупкость украинских надежд.
Известно, что в связи с пандемией коронавируса и рядом экономических проблем «Газпром» в первом полугодии снизил транзит газа через Украину. В июле отмечалось, что с начала года «Оператор ГТС Украины» транспортировал только 29,8 млрд кубометров газа, что на 44% меньше прошлогоднего показателя (45,1 млрд). Это заставило Киев пересмотреть свой прогноз по 2020 году, уменьшив запланированные объемы прокачки до 52-55 млрд кубометров (самый низкий показатель за всю историю) при забронированных ранее 65 млрд кубометров. При этом стоит отметить, что, исходя из направлений транзита, можно сделать вывод о том, что львиная его доля предназначалась именно Украине. Так, согласно официальным данным, из поставленных транзитом за 9 месяцев кубометров газа в западном направлении было прокачано 36,8 млрд, что на 40% меньше прошлогоднего. В частности, в Польшу было отправлено 2,9 млрд кубометров, Венгрию – 6,8 млрд, а в Словакию – 27,1 млрд. В южном направлении транзит составил всего 2,6 млрд кубометров, или на 76% меньше уровня прошлого года, что связано с запуском в январе 2020 года «Турецкого потока», по которому газ доставляется из России в Турцию и страны Балканского полуострова. Из них 2,05 млрд кубометров ушло в Молдову и 0,54 млрд в Румынию. При этом «Газпром» полностью рассчитывается за весь объем забронированных мощностей, из которых использовал только 81%.
Как видно из приведенных данных, самые значительные объемы транзита российского газа были в направлении Словакии. И это не случайно, так как именно эта страна стала в последние годы главным поставщиком голубого топлива на Украину. Учитывая то, сколько было официально отправлено в Словацкую Республику и сколько газа Киев закачал в свои ПХГ, можно смело говорить, что большая часть идущего транзитом газа из России предназначается европейскими партнерами Киева не себе, а Украине. Проще говоря, настаивая на сохранении и расширении транзита через свою территорию, Киев рассчитывает попутно решить вопрос и с поставками газа для себя, формально оставаясь независимым от «Газпрома». И именно на это рассчитаны все нынешние заявления и действия киевских властей.
В складывающейся ситуации, как отмечают аналитики, транзит российского газа через территорию Украины не только сохраняет свою актуальность сегодня, но и вряд ли потеряет ее в обозримом будущем. Об этом, например, свидетельствует тот факт, что «Газпром» после снижения объемов поставок в первом полугодии резко их увеличил за последний месяц, что связано с постепенным восстановлением экономики ЕС и предстоящей зимой. Более того, в сентябре стало известно, что российский монополист заявил о планах по увеличению транзита через Украину, для чего заказал дополнительные мощности для прокачки топлива в октябре. После этого суточные объемы транзита стали стремительно расти и в начале месяца составляли около 174 млн кубометров. Это именно те цифры, которые были предусмотрены контрактом «Газпрома» и Украины на весь 2020 год. Неслучайно к 4 октября по территории этой страны было прокачано 40 млрд кубометров газа из России, а к концу года объемы могут выйти на запланированные по контракту или даже их превысить.
Таким образом, транзит российского газа через Украину по-прежнему важен как для Москвы, так и для Киева. И никакие заявления с обеих сторон кардинально не меняют ситуацию и вряд ли изменят в ближайшее время. С одной стороны, серьезное противодействие США строительству и эксплуатации в будущем «Северного потока - 2» мешает планам «Газпрома» обезопасить себя от действий Украины и перенаправить транзитные потоки по иным направлениям. С другой – Киев крайне заинтересован в получении доходов от транзита российского газа, которые периодически достигают 8-10% бюджета страны. Поэтому различные слова о том, что Украина, мол, в скором времени законсервирует 60-70% мощностей своей ГТС (то есть до уровня в 42-58 млрд кубометров год) пока не имеют под собой реальной основы.
Единственной проблемой, с которой в скором времени могут столкнуться как «Газпром», так и его европейские партнёры, это серьезный износ украинской системы транспортировки газа. Пока же Москва и Киев будут вынужден искать точки соприкосновения и продолжать сотрудничать.