Румыния и США в очередной раз заявили о совместной поддержке европейской интеграции Молдавии. На состоявшейся в Вашингтоне встрече госсекретаря США Майка Помпео и министра иностранных дел Румынии Богдана Ауреску стороны обсудили политическое будущее Молдавии, перспективы добычи газа в Чёрном море и вопросы, связанные с дислокацией в Румынии американского военного контингента и противодействием «зловредному влиянию российской пропаганды и России в регионе».
«Министр Ауреску представил оценку ситуации в Молдавии и подтвердил последовательную позицию Румынии как сторонника европейского пути Молдавии, поскольку это единственный вариант, способный обеспечить её экономическое и социальное развитие с непосредственной выгодой для всех её граждан. Оба официальных лица согласились, что США и Румыния должны поддерживать тесную координацию по этому вопросу», – говорится в заявлении пресс-службы румынского внешнеполитического ведомства.
Обещания процветания молдавскому народу из уст румынских политиков в случае евроинтеграции Молдавии – дешёвая словесная эквилибристика. Евроинтеграция в том формате, в каком она проводится для постсоветских республик, не является синонимом роста экономического благосостояния.
Молдавия топчется на пути евроинтеграции далеко не первый год, и где же выгоды от этого процесса? По тому же пути потащили Украину, причём не с 2014 г., когда произошёл госпереворот в Киеве, а ещё при президенте В. Януковиче, который заигрывал с Брюсселем на протяжении всего срока своего президентства. И что, превратилась Украина в процветающее государство? Евроинтеграцией болеет Грузия, хотя географически вообще находится не в Европе. Стала ли от этого жизнь там сытнее?
Обращает на себя внимание то, что Помпео и Ауреску обсуждают в одном пакете и евроинтеграцию, и наращивание американского военного кулака в Румынии. Значит, эти два вопроса тесно связаны друг с другом. Евроинтеграция – всего лишь предлог для присутствия США в регионе. Придуман пропагандистский тезис, что Молдавия хочет в Европу, Россия её не пускает, а Румыния и США силой штыков и мерами экономической поддержки помогают молдаванам обрести европейское счастье. Но в том-то и дело, что штыков здесь больше, чем экономической поддержки.
По меркам Молдавии Румыния – богатая страна, а США – тем паче. Почему же за двадцать девять лет молдавской самостийности румыны и американцы не сделали из Молдавии «европейскую витрину»? Времени было более чем достаточно. Почему, несмотря на ободряющие лозунги из Бухареста и Вашингтона, Молдавия превратилась в самую бедную страну Европы? Сколько ещё десятков лет будут так себя вести румынские евроинтеграторы и их американские кураторы? И что останется от молдавской экономики по прошествии этих лет?
За словесами о евроинтеграции Молдавии скрываются совсем иные цели – геополитические. Румыния всегда считала для себя выгодным образование геополитической оси Варшава–Бухарест–Анкара. Такая конфигурация позволит румынам, как они полагают, обеспечить организационный контроль над «континентальным фасадом» (это термин румынских стратегов) от Балтики до Чёрного моря.
Союзная Польша будет перекрывать России выход в Атлантику через Балтику, союзная Турция – через Босфор и Дарданеллы (министр иностранных дел Румынии 1927/28 гг. Нае Титулеску называл эти проливы «душой Турции и лёгкими Румынии») и Средиземноморье. Румыния же будет «держать» Карпаты и Дунай. Таким образом, три ключевых для румынской геополитики географических региона – Карпаты, Дунай, Чёрное море, о значимости которых говорили все румынские политики и геополитики прошлого и настоящего (Симион Бэрнуциу, Симион Мехидинць, Георге Брэтиану, Дан Дунгачиу), будут под контролем Бухареста.
Достижение такого результата – не самоцель румынской геополитики. За ним стоит желание превратить Румынию еще и в газораспределительный узел для всей Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ). Вот почему официальные румынские лица вопреки географии настырно твердят, что Румыния не относится к Балканам и Восточной Европе, а является центральноевропейской страной.
Латинизация румынской культуры – это тоже средство привязки Румынии к ЦВЕ. Пытаясь через латинизацию встать в один культурно-цивилизационный ряд с Италией, Испанией, Францией, Португалией, Румыния позиционирует себя как восточный рубеж выросшей из Древнего Рима западной цивилизации, а не как западную границу цивилизации восточной.
Молдавию Бухарест тоже приговорил к латинизации, чтобы не позволить молдавской культуре сохранить свою самобытность, которая, напомним, заключается в более глубоком взаимодействии со славянской культурой (русской). Молдавская самобытность просто-напросто стоит поперёк масштабных и рассчитанных на поколения вперёд геополитических планов Бухареста и потому должна быть по планам румынизаторов ликвидирована.
Сейчас Румыния всерьёз намерена взяться за разработку газового шельфа в Чёрном море (с помощью американцев) и собирается добывать там 6-10 млрд куб. м в год. С 2019 г. добыча газа в Румынии снизилась на 2,5%, значительно вырос его импорт. Планы Бухареста превратиться в ведущего транзитёра голубого топлива под угрозой. Чтобы эти планы всё-таки осуществить, ему надо вытеснить из Европы российский газ (хотя бы частично), что он и надеется сделать с помощью США, которые, в свою очередь, пытаются заменить природный газ из России своим сжиженным газом.
В будущем Румыния надеется встроиться в энергетический коридор Каспий – Кавказ – Чёрное море – Европа. Этот маршрут пока только обсуждают, но Бухарест заранее старается подорвать позиции России в регионе как своего конкурента на газовом рынке.
Для Румынии Молдавия в этой игре – пешка, чьим благосостоянием она охотно жертвует ради превращения её в очаг нестабильности у восточных границ Евразийского экономического союза. В случае же поглощения Молдавии Румынией молдаван ждёт полная ассимиляция и исчезновение как народа с карты мира. Болтовня о евроинтеграции Молдавии – маскировка истинных намерений Бухареста.