В Донбасс вернулись прицельные обстрелы населенных пунктов из минометов ВСУ, включая запрещенные Минскими соглашениями крупнокалиберные. Таков закономерный результат отказа представителей Украины на мирных переговорах от задействования координационного механизма контроля выполнения дополнительных мер по обеспечению режима «тишины». Жертв обстрелов с момента возобновления укрокарателями минометного огня по Л/ДНР не зафиксировано, но, увы, новые смерти предвидятся.
Одновременно даже российские официальные лица начинают признавать, что «Минск умер». То есть бессмысленно уже не только ждать от Киева выполнения Комплекса мер, утвержденного резолюцией Совбеза ООН, но и использовать мирные переговоры как средство давления на марионеток Запада.
Между тем номинальный президент Украины Владимир Зеленский не так давно заявил, что, если он не сможет закончить войну в Донбассе, значит, нужно, чтобы на его место пришел другой человек. И добавил, что не будет держаться за свою должность. В свою очередь, представители киевского режима рангом ниже делают заявления о новых «мирных планах».
Так верно ли, что Зеленскому и его «слугам народа» просто не нужен промышленный регион, а все выступления в СМИ о желании вернуть его – пустая болтовня? И насколько отвечает действительности нашумевшее заверение заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Сергея Кривоноса, что ВСУ хоть сегодня готовы к «освобождению» Донбасса?
Снова прицельно, снова из запрещенного
Утром 8 октября боевики ООС впервые за время действия дополнительных мер контроля перемирия применили ракеты, выпустив два заряда из противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) по Донецкому аэропорту. Трое суток спустя ударили тремя такими же ракетами по северной окраине столицы ДНР.
12 октября украинские каратели обстреляли бригаду рабочих, ремонтировавших железнодорожные пути под городом Ясиноватой (донецкое направление), пренебрегая ранее предоставленными гарантиями безопасности и не беспокоясь, что находившиеся рядом с рабочими наблюдатели ДНР в СЦКК сразу же зафиксируют грубое нарушение перемирия. Тем самым боевики ООС вернулись от преимущественно беспорядочной стрельбы в сторону республик к прицельному огню по людям и населенным пунктам.
13 и 14 октября, когда проходило очередное заседание Трехсторонней контактной группы по Донбассу и тематических подгрупп, оосники обстреляли ДНР соответственно три и четыре раза. Как это было многократно до вступления в силу допмер контроля режима «тишины», агрессор надеялся спровоцировать защитников республики на ответный огонь, чтобы обвинить в нарушениях по принципу «вор кричит "Держите вора!"».
В конце концов в понедельник 19-го министры иностранных дел Л/ДНР Владислав Дейнего и Наталья Никонорова заявили, что в течение прошлой недели украинские формирования применяли запрещенное Минскими соглашениями вооружение. Но после этого применение каратели только продолжили, следом за ПТРК и 120-мм минометами вернув в свой арсенал ударные беспилотники. В результате сброса взрывоопасного предмета с БПЛА, произведенного 22 октября в 04:20, в горловском поселке Молочный полностью сгорел дом.
Неожиданности не случилось
В ходе упомянутого заседания ТКГ и подгрупп украинская сторона предсказуемо для народных республик продолжила саботирование выхода из тупика, в который давно зашли переговоры. «Неожиданности не случилось», – отметил в своем телеграм-канале переговорщик от ЛНР, советник главы республики Родион Мирошник.
Он рассказал, что Л/ДНР предложили Киеву план урегулирования конфликта в виде новой «дорожной карты». Как сообщал «Ритм Евразии», устно все участники переговоров согласились работать над этим планом. Но в ответ на предложение согласовать документ в Контактной группе и принять в виде постановления Верховной рады (чье предыдущее постановление, напомним, перечеркнуло обязательства Украины по Минским соглашениям) украинский вице-премьер – глава министерства по вопросам «временно оккупированных территорий» Алексей Резников дал понять, что киевские переговорщики готовы об этом только гутарить. А лучше – о «модернизации Минских соглашений» (читай: их переписывании вместо выполнения).
«Представители Киева продемонстрировали, что не уполномочены на согласование каких-либо решений в Минском формате, и компромиссных в том числе. А до украинской Рады даже не "дошёл ход" продемонстрировать, как она привержена Минским соглашениям. Украинские переговорщики расписались в своей неспособности это сделать прямо на заседании Контактной группы», – подытожил Р. Мирошник.
Киев сознательно вышел из мер по обеспечению «тишины»
Констатировав применение Украиной запрещенных вооружений, Н. Никонорова заявила о «намеренной эскалации конфликта с украинской стороны» и «необходимости как можно более срочно согласовать в рамках Контактной группы новый пакет дополнительных мер по усилению и контролю режима прекращения огня». Однако, подчеркнула глава МИД ДНР, украинская сторона отказалась от задействования координационного механизма контроля выполнения дополнительных мер по обеспечению прекращения огня, что и привело к срыву выполнения этих мер.
«Наши попытки задействовать координационный механизм, от которого украинская сторона в одностороннем порядке отказалась 10 сентября, сорвав согласованную накануне на внеочередной видеоконференции Контактной группы совместную инспекцию украинских позиций возле населенного пункта Шумы (зона ответственности ДНР), результата не дали. Таким образом, Украина на практике предъявила неопровержимое доказательство – она сознательно вышла из дополнительных мер по обеспечению режима прекращения огня», – заявил В. Дейнего.
Глава МИД ЛНР предположил, что эскалация с украинской стороны связана с заявлением замсекретаря СНБО Украины С. Кривоноса о готовности ВСУ к наступлению на республики для «освобождения» Донбасса, а также с серией встреч В. Зеленского с руководством британской разведки, президентами Польши и Турции, в ходе которых Киеву обещана военная помощь.
«Таким образом, все попытки вывести из тупика процесс мирного урегулирования конфликта на Донбассе на основе Минских соглашений разбиваются о нежелание Украины, подкрепленное попустительством "европейских партнеров"», – заключил Дейнего.
Планов громадье или полное отсутствие?
Однако если не для «европейских партнеров», так в преддверии выборов для избирателей, желающих прекращения гражданской войны, Зеленскому и партии «Слуга народа» нужно замаскировать свое бездействие в мирном урегулировании. Для этого различные персоны заявляют о новых «мирных планах» для Донбасса, которые якобы составлены Украиной и ждут ответа другой стороны конфликта. После чего следует набивший оскомину пропагандистский штамп: «Россия-агрессор» не идет навстречу мирным инициативам, чтобы продолжать свою «агрессию».
А чего на самом деле стоят эти планы-фейки? В частности, план А. Резникова «реализовать идею предварительной подготовки работников будущих местных органов власти на этих территориях» (т. е. ныне находящихся под управлением народных республик). Чиновник собирается создать в районах, подконтрольных Украине, администрации городов и поселков неподконтрольных территорий, которые начнут работу в ожидании их «освобождения», а потом туда переедут.
Означает ли этот план, что пан Резников действительно верит в возврат потерянных территорий под контроль Киева? Отнюдь, он свидетельствует лишь о желании вице-премьера ограничиться имитацией реинтеграции Донбасса и заодно устроить «распил» бюджетных денег, если они таки будут выделяться на администрации, которым ничего не придется делать.
А никакого внятного плана реального урегулирования конфликта, предложенного Киевом, в Донецке, Луганске и Москве до сих пор не видели. На этом веском основании и обвинил Украину в отсутствии такого плана постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич. Думается, нет у киевских генералов и реального желания командовать наступлением, о котором заявил С. Кривонос, ибо никому не хочется нести ответственность за вероятное поражение.
У народных республик свой путь
Таким образом, если заседания Контактной группы и будут продолжаться, это не означает продолжения мирных переговоров. Они останутся заблокированными украинской стороной, поскольку на самом деле Киев реинтегрировать Донбасс не собирается. Более того, даже перед намечающимися выборами и даже для жителей подконтрольных районов киевский режим не сделал ничего. Именно так Зеленский отплатил региону, где на президентских выборах набрал 90% голосов.
Но нельзя исключать и официального выхода Украины из Минских соглашений под благовидным предлогом. Все тот же А. Резников в свежем интервью авторитетному киевскому изданию «Зеркало недели», заявив, что «Минск» не является площадкой, на которой может быть достигнут мир, выступил за подписание других, например Стокгольмских, соглашений, куда Украина внесла бы пункт о передаче контроля над границей между Донбассом и РФ до предоставления особого статуса региону и проведения в нем местных выборов.
Разумеется, Л/ДНР как сторона конфликта никаких, «например Стокгольмских, соглашений» подписывать не будут, а без подписей документ станет филькиной грамотой. Но от «европейских партнеров», сначала подписавших Минские соглашения в качестве гарантов, а потом долгие годы ничего не делающих для выполнения обязательств Киевом, можно ожидать чего угодно. В том числе подписания подобной бумаги с последующими требованиями, чтобы «соглашения» выполнила всегда во всем виноватая Россия.
«Наша позиция по этому вопросу проста: если Украина решит заключать с кем-то некие Стокгольмские или любые иные соглашения, это ее право и внутреннее дело. Только вот республик эта бурная деятельность точно не будет касаться – мы пойдем своим путем в соответствии с нашей внутренней повесткой», – заявила глава МИД ДНР Н. Никонорова.
Да и как идти одним путем с Украиной, если она не желает выходить из тупика?