Казахстанские СЭЗ: внешний рынок предопределяет специализацию. Но не только - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Казахстанские СЭЗ: внешний рынок предопределяет специализацию. Но не только

Как показывает общемировая практика, специальные и свободные экономические зоны (СЭЗ) – первые из них были созданы в Юго-Восточной Азии еще в середине 1960-х – представляют собой стратегический стимул комплексного экономического развития государств. И, соответственно, повышения их международной экономической конкурентоспособности.

Такое направление экономической политики намерены сделать стержневым и в Казахстане: по планам национального министерства индустрии и инфраструктурного развития к концу текущего года будет существенно расширен реестр видов деятельности трех СЭЗ – в Актау, Алматы и Шымкенте. Именно эти зоны лидируют среди казахстанских СЭЗ по объемам привлечения иностранных инвестиций и по экспорту продукции и услуг.

Если подробнее, новыми сегментами прикаспийской СЭЗ «Морской порт Актау» станут курортно-туристическая инфраструктура, развитие сектора IT-услуг, теплоэнергетики, воспроизводство морепромысловых биоресурсов. Альтернативная энергетика получит развитие в СЭЗ «Парк информационных технологий» в Алматы. А зона «Оңтүстік» в Шымкенте пополнится мощностями по производству/экспорту товаров черной металлургии, вагоностроения, электрооборудования, строительной техники, компрессоров.

Судя по упомянутому отраслевому перечню, наиболее крупные казахстанские СЭЗ сориентированы на выпуск и реализацию продукции/услуг, нацеленных на обеспечение не только экспортного, но и внутриказахстанского спроса. Поскольку продукция черной металлургии, машиностроения, выработка теплоэнергии и солнечной электроэнергии, курортно-туристический сектор пользуются, как показывает практика зарубежных СЭЗ, приоритетным спросом на внутреннем рынке.

Если же говорить в общегеографическом контексте, то в стране ныне действуют 13 таких зон. «Пионерами» в этой сфере стали «Оңтүстік» и «Астана – новый город», учрежденные в начале 2000-х годов. В этих зонах и сегодня сохраняются высокие показатели по привлеченным инвестициям (внутренним и зарубежным) и созданным производствам. За последние пять лет к ранее действовавшим прибавились еще четыре СЭЗ.

Наиболее крупные СЭЗ страны 

За истекшие 20 лет, по имеющимся данным, ассортимент выпускаемой продукции более чем 700 компаниями – участниками казахстанских СЭЗ достиг 136 наименований. Это в первую очередь капитало- и техноемкая продукция: продукция железнодорожного машиностроения, приборы ночного видения, нефте- и газопроводные трубы премиум-класса, хлопковая целлюлоза, полипропиленовая нить. Такой ассортимент подтверждает развивающуюся специализацию национальных СЭЗ по выпуску той продукции, что востребована и на внутреннем рынке. Причем в ближайшие три-четыре года во всех СЭЗ страны планируется реализовать более 140 инвестиционных проектов с преобладанием в них вышеупомянутых отраслей.

Кроме того, те же СЭЗ – это минимум 25 тыс. стабильных рабочих мест к настоящему времени. Потому очевидна и социальная значимость дальнейшего развития таких зон в республике.

Правовые стимулы для расширения специализации действующих и для создания новых СЭЗ в стране состоят, прежде всего, в том, что, во-первых, резиденты этих зон не платят корпоративный, земельный и имущественный налоги. Во-вторых, отсутствует ставка НДС на товары, реализуемые на территории означенных зон; сырье, ввозимое резидентами для производства продукции, не облагается импортными пошлинами. А в-третьих, земельные участки для резидентов в таких зонах предоставляются бесплатно.

Между тем товарно-отраслевая специализация действующих казахстанских СЭЗ и в настоящее время достаточно широкая. Скажем, в «Оңтүстік» (г. Шымкент) выпускают ковры, пряжу, разнообразную текстильную и кожевенную продукцию, ряд товаров нефтехимии. Например, совокупный объем производства ковровых фабрик «Бал текстиль» и «Назар текстиль», действующих в этой СЭЗ, превышает 6 млн. кв. метров в год – это один из максимальных показателей в текстильной подотрасли страны. Продукция экспортируется более чем в 10 стран. На рубеже 2020/2021 гг. в той же СЭЗ планируется открыть крупный завод по производству полипропилена и выпуску продукции на его основе.

При посещении СЭЗ «Оңтүстік» глава правительства РК Аскар Мамин в первую очередь ознакомился с положением дел на крупнейшей в стране ковровой фабрике ТОО «Бал Текстиль»

А, к примеру, в СЭЗ «Астана – новый город» – одной из первых таких зон в стране – сформирован административно-деловой центр, отвечающий современным международным стандартам, в том числе и экологическим. Плюс к тому здесь же создано 50 предприятий различного отраслевого профиля: экспортируется минимум половина производимой ими совокупной продукции (включающей перевозочную технику железных дорог, аффинажное золото, мебель, измерительные приборы, стройматериалы). В рамках этой же зоны в настоящее время формируется индустриальный парк № 2 площадью более чем в 430 га.

Но насколько сочетается география внутриказахстанского рынка и местных СЭЗ с их основным предназначением, то есть с ориентацией на экспорт товаров и услуг? По мнению Берика Бекенова, главы компании «QazIndustry»*, в стране «существует проблема отсутствия потенциальных рынков сбыта. Казахстан – в отличие от соседних Китая и России – имеет сравнительно малую плотность населения при небольшом объеме рынка. Потому выход видится в том, чтобы развивать, прежде всего, экспорт из СЭЗ конкурентоспособных товаров и услуг».

Что ж, география Казахстана не может не затруднять и расширение сети СЭЗ, и их экспортную специализацию. Но это характерно практически для всех стран, не имеющих собственного выхода к трансконтинентальным морским маршрутам. А свободные/специальные экономические зоны, напомним, создаются и обладают наибольшей экономической эффективностью в припортовых районах, примыкающих именно к упомянутым маршрутам.

Значительный шанс на выход к Мировому океану Казахстану предоставляет его участие в китайском проекте «Один пояс – один путь», поддержанном странами Евразийской экономического союза. В связи с этим еще год назад первый президент РК Нурсултан Назарбаев заявил: «Мы поддерживаем проект Китайской Народной Республики Нового шелкового пути, потому что данная инициатива нам выгодна. Как вы видите, мы стали выходящим к морским путям государством». Он с удовлетворением отметил, что «сегодня от Тихого океана через Казахстан, Россию в Европу каждый год увеличивается количество контейнеров в два раза… Иными словами, Казахстан стал транзитным государством, эффективно соединяющим Азию, Европу, север и юг».

       

В этой связи поддержку казахстанским СЭЗ-проектам может оказать и инициированное ООН международное содействие внутриконтинентальным странам. Точнее, оно предписано Венской (2014 г.) международной «Программой действий для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю: 2014-2024». При содействии этой программы во многих внутриконтинентальных странах создаются не только СЭЗ, но и промышленные, энергетические объекты, железные дороги, предприятия пищепрома, объекты социальной инфраструктуры. По предварительной информации, данная программа будет продолжена после 2024-го.

Но в любом случае очевидно, что уже ввиду географического фактора такие зоны в Казахстане – как и в других странах с аналогичным расположением – не могут ориентироваться сугубо на внешний рынок.

 * Эта компания, как указано на ее сайте, «является единым координатором, оказывающим содействие предприятиям на всех этапах: от технологических решений и новых линий производств до сертификации, экспорта и внедрения цифровых технологий. Включая безвозмездные меры поддержки для казахстанских производителей».

__________________________

Фото: https://nauka.kz/; https://kazsez.com/

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5132
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика