Безработица в ЕАЭС демонстрирует взрывной рост - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Безработица в ЕАЭС демонстрирует взрывной рост

Последние данные по безработице в ЕАЭС, опубликованные департаментом статистики ЕЭК по состоянию на конец августа 2020 г., показывает ее рост по сравнению с прошлым годом в 4 раза. При этом лидерами по росту безработицы оказались две наиболее крупные экономики Союза – Россия и Казахстан.

На конец августа 2020 г. общее число безработных в ЕАЭС, поставленных на учет в службах занятости, выросло по сравнению с тем же месяцем предыдущего года с 1 млн. 45 тыс. человек до 4 млн. 12 тыс., увеличившись вчетверо. Если в августе 2019 г.  они составляли всего лишь 1,1% от общей численности рабочей силы, то спустя год – уже 4,3%. Взрывной рост безработицы, который произошел на протяжении последних шести месяцев, является прямым следствием эпидемии коронавируса и спровоцированного ею экономического кризиса.

В марте, когда карантинные ограничения еще только вводились, уровень безработицы в ЕАЭС, по данным ЕЭК, составлял всего 1,1% от численности рабочей силы, демонстрируя небольшое снижение в годовом выражении. В России, которая оказалась лидером по росту регистрируемой безработицы в период карантинных ограничений, ее показатели в марте вообще находились на одном из самых низких уровней в ЕАЭС.

Но затем все изменилось. С марта по август рост регистрируемой безработицы в РФ выглядит особенно впечатляющим. За шесть месяцев число безработных, поставленных на учет в службе занятости, увеличилось с 712,3 тыс. до 3 643,8 тыс. человек, или более чем в пять раз. В процентах от численности рабочей силы рост был еще более значительным. На конец марта безработные составляли всего 0,9% от числа лиц в возрасте 15 лет и старше, что являлось одним из наиболее низких показателей в новейшей истории РФ. Однако на конец августа доля безработных составляла уже 4,8%, увеличившись за полгода в 5,3 раза.

По оценке Росстата, основанной на обследовании рабочей силы, фактически безработными в России в сентябре являлись 4,8 млн. человек, что составляет 6,3% от общей численности рабочей силы. Причем в сентябре впервые наметилось небольшое снижение этого показателя, составлявшего в августе 6,4%.

Во второй экономике ЕАЭС Казахстане рост безработицы был гораздо более скромным. Если на конец августа 2019 г. в республике насчитывалось 175,7 тыс. безработных, зарегистрированных в службах занятости, то спустя год их число увеличилось на четверть и достигло 219,2 тыс. По отношению к численности рабочей силы этот показатель вырос с 1,9 до 2,4% и был вдвое ниже, чем в России. Фактическая безработица, по данным за второй квартал, составила 5% от численности рабочей силы, тогда как в России – 6%. Между тем 18 августа 2020 г. министр труда и социальной защиты населения Казахстана Биржан Нурымбетов сообщил, что численность безработных в Казахстане с начала  года выросла в 8 раз. Ежемесячно в службы занятости обращаются около 60 тыс. человек. В то же время трудоустраиваемость, по его словам, увеличилась в 11 раз, что, по-видимому, было призвано объяснить столь скромный рост регистрируемой безработицы.

В Белоруссии уровень регистрируемой безработицы в условиях пандемии коронавируса не вырос, а, наоборот, сократился. На конец августа 2019 г. в республике насчитывалось 11,9 тыс. человек. (0,3% от численности рабочей силы), поставленных на учет в службе занятости, а к началу осени 2020 г. – всего 9,9 тыс. (0,2%). Такая динамика ключевого социального индикатора в условиях сложной экономической ситуации выглядит как минимум необычной. Отчасти она может быть связана с тем, что Белоруссия, в отличие от России, не вводила жестких карантинных ограничений, вызвавших обвал экономики во втором квартале, и никак не ограничивала экономическую активность. Кроме того, в республике, сохранившей во многих чертах социалистическую модель экономики, наблюдается избыточная занятость на крупных государственных предприятиях, что также способствует низкому уровню безработицы.

Тем не менее уровень фактической безработицы в РБ на порядок выше регистрируемой, и во втором квартале наблюдался ее рост. По результатам обследования Белстата фактически безработными во втором квартале являлись 212,8 тыс. человек, тогда как в первом – 206,7 тыс. То есть уровень фактической безработицы в стране составлял 4,2% – чуть ниже, чем в Казахстане, и в полтора раза меньше, чем в России.

Сокращение регистрируемой безработицы на фоне роста фактической может объясняться тем, что лишившиеся работы люди не стремятся вставать на учет в службе занятости. Отчасти такое их поведение, по-видимому, обусловлено тем, что максимальный размер пособия по безработице составляет всего 54 рубля и почти в 9 раз ниже минимального потребительского бюджета для трудоспособного населения (479,88 руб., или около 195 долл.). Особого желания регистрироваться в качестве безработного такое пособие не вызывает.

Кроме того, низкий официальный уровень регистрируемой безработицы может объясняться проведением президентских выборов в РБ, что потребовало от властей предъявления обществу завышенных социально-экономических достижений.

Сокращение регистрируемой безработицы наблюдалось и в Киргизии. Количество безработных в республике за год сократилось с 83,1 до 78,6 тыс., а по отношению к численности рабочей силы – с 3,3 до 3,1%. Причины такой странной, на первый взгляд, динамики, лежат на поверхности. Размер пособия по безработице в республике составляет всего 300 сомов в месяц, тогда как прожиточный минимум на душу населения, по данным за третий квартал, оценивался Национальным статистическим комитетом в 5,2 тыс. сомов. Но даже такие пособия, как сообщил в начале апреля министр труда и соцразвития КР Улугбек Кочкоров, получали всего лишь 150 человек, что составляло 0,1% регистрируемой и 0,09% фактической безработицы. На тот момент она составляла 156 тыс. человек.

Система государственной помощи безработным в республике практически отсутствует, что лишает их всяких стимулов к регистрации в службе занятости. Неудивительно, что, по неофициальны оценкам, которые приводит «Радио Азаттык», реальное число безработных в стране может достигать полумиллиона. А из-за возвращения трудовых мигрантов, работавших в России и Казахстане, их численность может возрасти еще на 150-200 тыс. человек.

Не отражают реальную ситуацию и показатели регистрируемой безработицы в Армении, которая, согласно данным ЕЭК, с августа 2019 г. по август 2020 г. уменьшилась с 62 до 60,1 тыс. человек. Причина нежелания регистрироваться в качестве безработного, судя по всему, та же, что и в Киргизии, – низкий уровень выплачиваемого государством пособия. Фактический уровень безработицы, по данным за первый квартал 2020 г., составлял 19,8%, что означает отсутствие работы у каждого пятого жителя республики, относимого по методологии МОТ к рабочей силе (мужчины и женщины в возрасте 15-75 лет).

При этом фактическая безработица в стране во время пандемии не выросла, а, наоборот, сократилась. Как сообщает Статистический комитет, во втором квартале ее уровень снизился с 19,8 до 17,5%, одновременно увеличившись в годовом выражении с 16,5 до 17,5%. Таким образом, реальный уровень безработицы в Армении в 3-4 раза выше, чем в других странах ЕАЭС (за исключением, видимо, Киргизии), что отражает крайне сложную социально-экономическую ситуацию в стране.

Количество вакансий в период эпидемии резко сократилось во всех странах ЕАЭС

В целом же четырехкратный рост регистрируемой безработицы, почти полностью «обеспеченный» за счет России, создает для стран ЕАЭС целый ряд экономических и внутриполитических вызовов. Сжатие экономики РФ оказывает негативное воздействие на другие государства Союза сразу по нескольким направлениям. Так, сокращение спроса на рабочую силу в России ведет к снижению занятости мигрантов, количество которых в Москве, по информации мэра Сергея Собянина, уже сократилось на 40%, а также уменьшению объема денежных переводов и усилению давления на национальные рынки труда.

А сжатие внутреннего рынка РФ сокращает спрос на потребительские и промышленные товары, поставляемые на российский рынок другими союзными государствами. Кумулятивный эффект от этих негативных процессов грозит усугублением старых и возникновением новых общественно-политических, межэтнических и военных кризисов на российской периферии, обострение которых стало особенно заметным со второго полугодия нынешнего года. Осенняя волна эпидемии коронавируса тоже не настраивает на оптимистичный лад.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3225
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика