Обещанный Александром Лукашенко еще в сентябре отказ от транзита продуктов белорусской нефтепереработки через Литву – в пользу портов РФ в Ленинградской области – возможен чуть ли не со дня на день. Об этом заявило в конце октября руководство нефтеперерабатывающих заводов в Новополоцке и Мозыре. Однако в настоящее время этот транзит через Литву не только не сокращается, более того, судя по ряду признаков, он сохранится как минимум на ближайшую перспективу.
Камень преткновения прежний: по мнению Минска, существующие в РФ расценки на белорусский транзит по железным дорогам и на портовые операции должны быть не выше тех, что установлены в странах Балтии. А еще лучше, чтобы они были ниже прибалтийских расценок.
Поясним: стабильная доходность прибалтийской транспортной системы, особенно литовской, уже не первый год зависит от белорусского транзита, в первую очередь от перевозок продуктов белорусской нефтепереработки и нефтехимии. Потому Вильнюс, Рига и Таллинн сохраняют низкие расценки на внешнеторговый транзит Белоруссии. И тем более его не ограничивают.
Характерно, что и Киев, участвуя в антилукашенковской обструкции, не перекрывает этот транзит и не повышает транзитные расценки для Минска: например, за январь – середину октября, по имеющимся данным, в Белоруссию через Украину было перекачено не менее 80 тыс. тонн нефти из Азербайджана.
В совокупности эти факторы позволяют белорусской стороне пытаться «прессинговать» Москву, чтобы добиться транзитных условий, как минимум схожих с прибалтийскими или украинскими.
Бизнес-интерес Минска понятен, но напомним, в каких политических реалиях глава Белоруссии обещал своему российскому коллеге Владимиру Путину переориентацию грузопотоков. Литва и другие страны ЕС осудили поведение белорусских властей после президентских выборов в РБ, не признали Лукашенко избранным главой государства, вводят санкции против Белоруссии. И лишь Россия оказала последовательную поддержку Лукашенко, о чем он, кстати, не раз говорил с благодарностью. Тут, казалось бы, экономический прагматизм должен был уступить место политическому расчету, но…
Заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ОАО «Нафтан» (Новополоцк) Сергей Хомич на днях заявил, что «технически наш нефтеперерабатывающий завод готов осуществлять отгрузку нефти в российские порты буквально с завтрашнего дня». Так в чем же дело? Идут ссылки на несогласованность экономических вопросов по транзиту. Пока еще продолжается, по словам С. Хомича, «начатая в этом году плотная работа по диверсификации поставок нефтепродуктов на перевалку в порты России». «Основная работа по этому вопросу ведется на уровне правительства Белоруссии и концерна "Белнефтехим". Уже проведены несколько встреч и состоялись переговоры с логистическими компаниями» (российскими. – Ред.).
То есть работа идет ни шатко ни валко. И это при том, что ОАО «РЖД» ранее существенно понизило тарифы для белорусского транзита, правда, это пока не сопровождается аналогичными льготами в портах Ленинградской области. Не оговорены и грузовые объемы транзита, подпадающие под возможные ценовые послабления в этих портах. А такая ситуация, по мнению ряда профильных экспертов, позволяет Минску маневрировать между странами Балтии и Россией, устраивать со своим стратегическим союзником недостойный торг.
Приведем некоторые детали. Руководство ОАО «РЖД» отнюдь не первый год официально заявляет о готовности полностью обеспечить перевозки нефтепродуктов, да и остальных внешнеторговых грузов Белоруссии. Еще в 2016-2017 гг., напомним, проводились переговоры по этим вопросам. Но окончательное решение не было принято ввиду требования Минска «запредельно» понизить тарифы на железных дорогах и в портах РФ для белорусских грузов. Притом что еще в октябре 2016-го российские железнодорожники представили 25%-ную тарифную скидку для белорусских нефтепродуктов, а с марта 2017 г. она была доведена до 50%. Куда уж больше?
Заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило недавно уточнил, что упомянутая 50%-ная скидка действует до 2025 г. включительно. Причем «и на завоз самих нефтепродуктов в порты РФ, и на возврат порожних вагонов» (то есть цистерн РЖД в Белоруссию для их новой загрузки нефтепродуктами).
Обратим внимание: речь идет о продукции, вырабатываемой на белорусских НПЗ почти на 95% (по объему) именно из российского нефтегазового сырья. Но этот фактор для Минска, видимо, менее важен, чем «запрограммированность» на максимальные транзитные льготы от РФ...
Как считает Борис Марцинкевич, российский эксперт по энергетической проблематике, с одной стороны, «скидка с железнодорожных тарифов в направлении на Ленинградскую область уже предоставлена». Но с другой – белорусским производителям химудобрений и нефтепродуктов необходимо подписать договоры с аффилированными компаниями в российских портах, а эти фирмы являются частными. Поэтому предсказать, с какой скоростью произойдет переориентация, достаточно сложно».
Но, как говорится, пока суд да дело, белорусские грузы по-прежнему не уходят из Литвы (как и из Латвии и Эстонии). Скажем, Альгис Латакас, директор Клайпедского порта, на днях заявил, что в порту «не ощущается никакого сокращения потока белорусских грузов: много поступает, например, и химудобрений». Более того: «Если погрузки будут идти так же, мы надеемся, что это выведет нас вперед в сравнении с показателями десяти месяцев 2019-го».
Не сокращается белорусский грузопоток и через Латвию. Применительно к его переориентации на Ленинградскую область существует вероятность, что на пути к латвийским портам белорусский транзит частично может повернуть разве что на порты Эстонии, где цена перевалки транзитных грузов и обслуживания их перевозчиков по-прежнему ниже в сравнении с портами Ленинградской области. Эта передислокация, по сути, неизбежна, если аффилированным компаниям в портах РФ государство не скомпенсирует ценовые льготы для белорусских грузов.
Тем временем стабильные объемы транзитных грузов, как показывает зарубежная практика, достигаются для страны-транзитера путем долгосрочных соглашений по объемам перевозок. Притом чем больше этот объем, тем ниже транзитные тарифы для страны, пользующейся транспортной сетью страны-соседа.
То есть в соответствующих документах Москвы и Минска по железнодорожно-портовому транзиту целесообразно не только зафиксировать низкий уровень тарифов РФ на белорусский транзит, но и впрямую увязать этот уровень с конкретными объемами (диапазонами) транзитного грузопотока. Причем взаимоувязку «объем-ценовые льготы» следовало бы сделать принципом при подписании такого рода документов.
Представляется, что именно такой подход позволит впредь исключить возможное политконъюнктурное маневрирование в белорусской транзитной политике.