Рассматривая историю всех государственных переворотов, которые произошли под расхожим брендом «цветная революция», несложно заметить много общих, характерных черт. Все они укладываются в общий алгоритм и обладают множеством признаков, которые не оставляют сомнения в их родственном происхождении и единых сценариях, отличающихся только характерными особенностями той или иной страны. Ну а если попытаться определить тот фактор, который встречается чаще всего, то несложно заметить, что «цветная революция» следует, как правило, за проведением выборов президента или парламента.
Дошло уже до того, что любые выборы в странах третьего мира или на постсоветском пространстве рассматриваются не только с точки зрения возможных победителей, но и возможных последствий победы тех или иных электоральных конкурентов. Объясняется это тем, что по определенным, но не совсем понятным принципам западной демократии победить на выборах может только тот кандидат или партия, которые устраивают коллективный Запад. По его представлениям победа любого другого кандидата или партии может произойти, если выборы были не «демократическими» или откровенно сфальсифицированы. В этом случае результаты выборов должны быть отменены, а победителем должны быть названы прозападный кандидат или партия.
Выборы президента Молдовы, которые пройдут 1 ноября, не являются исключением из этого правила. То, что проевропейская оппозиция рассматривает инициирование уличных протестов в качестве одного из способов прихода к власти, стало ясно уже давно, исходя из данных многочисленных опросов еще в начале этого года. «Хедлайнер» правых сил лидер партии PAS Майя Санду заметно уступала в популярности главе государства Игорю Додону. При этом Санду не скрывала своего желания взять реванш у Додона за поражение во втором туре президентских выборов в 2016 году. Именно подготовкой к президентской кампании объясняется и уход Санду с поста премьер-министра в оппозицию после спровоцированной ею отставки правительства, созданного коалицией правых партий PAS и «Платформа DA» и пропрезидентской Партии социалистов.
При этом сразу же после того, как Санду избавилась от ответственности за руководство страной, она перешла в жесткую оппозицию к президенту, критикуя каждый его шаг. Последующее развитие событий показало, что ей удивительно повезло – останься она во главе правительства на момент начала пандемии коронавируса, ее репутация как государственного деятеля была бы погублена быстро, окончательно и бесповоротно.
Уже тогда, в рамках подготовки к президентским выборам М. Санду был впервые запущен тезис, что власть в лице И. Додона не только имеет огромные и неоспоримые возможности для фальсификации приближающихся президентских выборов, но и, без сомнения, ими воспользуется. Этот тезис был с энтузиазмом подхвачен группой прозападных НПО, которые на тот момент уже не раз были замечены в поддержке Санду и ее партии, декларируя себя при этом в качестве «гражданского общества» Молдовы.
Так, например, позиционирующий себя в качестве представителя гражданского общества юрист Штeфан Глигор неоднократно заявлял, что «нынешние выборы еще не являются сфальсифицированными, потому что они пока не произошли, но есть процессы, которые нельзя игнорировать». Одним из таких процессов Глигор, открыто поддерживающий Санду и партию PAS, считает увеличение числа избирательных участков для граждан Молдовы, проживающих или работающих в России. По мнению Глигора, число пунктов для голосования неоправданно завышено и является доказательством «попыток фальсификации результатов выборов». При этом полностью игнорируются статистические данные, свидетельствующие о том, что число граждан РМ, находящихся в Российской Федерации, не уступает числу молдавских «гастарбайтеров» в Западной Европе.
Юрист сообщил, что он был приглашен с группой экспертов в ЦИК для ознакомления с письменными заявлениями, которые были поданы гражданами, находящимися в России. «Но по ходу выяснилось, что часть данных попала в МВД и в Службу информации и безопасности. Якобы для проверки. Это презрение к закону, а наша Центральная избирательная комиссия снова зависит от власти», – подчеркнул Глигор. Недоверие представителя «гражданского общества» вызвано тем фактом, что и глава МВД, и глава СИБ были назначены президентом Додоном.
Таким образом, проевропейские политические силы пытаются отсечь от голосования граждан Молдовы, работающих в России и традиционно голосующих за Игоря Додона и социалистов, которые проводят политику укрепления сотрудничества Молдовы и России.
Еще одним поводом для кандидатов от правых партий утверждать, что выборы будут сфальсифицированы, являются усилия властей, направленные на обеспечение возможности голосования для жителей Приднестровья. При этом оппозицией выдвигаются самые разные поводы для того, чтобы «отсечь» приднестровских избирателей из опасения, что они также проголосуют за действующего президента Додона. Как ни странно, но в этом им помогают и власти Приднестровья.
При этом среди правых партий можно выделить любопытное распределение обязанностей: если вопросами по голосованию за пределами Молдовы занимаются в основном депутаты PAS и аффилированные с этой партией НПО, то наибольшую активность в отношении приднестровских избирателей проявляют представители партии «Платформа DA», которую возглавляет другой кандидат – Андрей Нэстасе.
«Мы будем физически защищать демократию», – заявил он, имея в виду сбор добровольцев для отслеживания голосования жителей Приднестровья. Однако одним только слежением Нэстасе ограничиться не собирается. В одном из призывов, который прозвучал от Нэстасе, была высказана необходимость помешать приднестровцам проголосовать на президентских выборах. Очевидно, что жители левого берега Днестра не отдадут свои голоса представителям проевропейских и унионистских партий, и это всерьез беспокоит правых политиков Молдовы. Именно поэтому Нэстасе объявил «мобилизацию всех крепких мужчин Молдовы».
Кроме этого, лидер «Платформы DA» рассчитывал, что на его призыв откликнутся ветераны приднестровского конфликта, так называемые комбатанты. Но здесь лидера правой партии ждал сюрприз: на его призыв откликнулась только совсем малая часть «комбатантов» из организации «Ветеранская сила». Основная же часть ветеранов отнеслась к его идее негативно. Михай Марку, глава объединения ветеранов Приднестровского конфликта с севера Молдовы, осудил попытки организации «Ветеранская сила» блокировать доступ жителей Молдовы с левого берега Днестра на участки для голосования на президентских выборах 1 ноября. Такие намерения он назвал «незаконными». По его словам, инициатор акции по блокированию Константин Ковриг использует организацию в неблаговидных целях, обманывает её членов, поэтому Марку призвал участников конфликта 1992 года покинуть её: «В траншеях мы не видели многих лидеров «Ветеранской силы». Более того, они фигурируют в уголовных делах по довольно серьезным преступлениям».
Есть все основания полагать, что усилия Нэстасе по блокированию жителей Приднестровья потерпят провал. Точно так же, как и попытки объявить выборы сфальсифицированными, аргументируя это различными надуманными поводами и апеллируя к Центральной избирательной комиссии. Да и саму ЦИК объявить ангажированной И. Додоном будет также затруднительно – кандидатура председателя ЦИК Дорина Чимила была предложена на этот пост М. Санду. Кстати, необходимо отметить, что Чимил проявил себя как компетентный специалист и принципиальный руководитель. В сентябре, в период выдвижения кандидатов для участия в президентских выборах, руководимая им ЦИК запретила финансирование кандидатов политическими партиями, что ощутимо ударило по бюджету избирательной компании М. Санду и вызвало бурное возмущение представителей PAS.
Глава государства И. Додон обратился к М. Санду с призывом проявить «западный и демократический подход» и не оспаривать результаты выборов: «Чтобы не получилось так, уважаемая госпожа, что вы позовете людей на мирные протесты, а за спиной будут гопники и бандиты. Будете вы знать или нет, но гопники появятся с командами боевиков, которые войдут в государственные ведомства. Виновной будете вы, потому что обратились к людям выйти на улицы. Я не буду выводить людей на улицы, мы признаем результаты. Рекомендую вам публично признать результаты выборов, вне зависимости от того, какими они будут», – заявил И. Додон.
При этом он заверил, что сделает все возможное, чтобы сохранить стабильность в стране.
Несмотря на очевидные угрозы негативного развития событий, есть тем не менее все основания полагать, что избранный президент, кем бы он ни был, вступит в должность без «майданов» и «цветных революций».