Выборы президента Молдовы, прошедшие 1 ноября, имели большое значение не только для определения кандидатуры главы государства на ближайшие 4 года, но и для формирования общей политической картины на более длительный срок.
Именно поэтому ход выборов ознаменовался рядом громких событий, имеющих отношение не к процессу голосования, а наоборот – к препятствованию этому процессу. В первую очередь это касается ряда попыток, предпринятых представителями правых партий, в первую очередь «Платформа DA» и PAS, помешать участию в голосовании граждан Молдовы, проживающих на территории Приднестровья. При этом необходимо отметить, что эти попытки осуществлялись не рядовыми членами этих партий, а депутатами парламента, которые использовали для действий методы, которые явно нарушали законодательство Республики Молдова, свое положение и депутатскую неприкосновенность.
Рано утром дорога между Бендерами и пригородом Варница, где располагается один из участков голосования для жителей Приднестровья, была перекрыта группой комбатантов, которые предприняли попытку не допустить приднестровцев к месту для голосования. Примечательно, что утром в населенный пункт прибыл кандидат в президенты, лидер «Платформы DA» Андрей Настасе, сторонники которого неоднократно призывали блокировать доступ к голосованию граждан Молдовы, проживающих на левом берегу Днестра. Также утром в Варницу прибыл депутат от партии PAS Игорь Гросу, который перегородил дорогу своим автомобилем. «Я поставил здесь свою машину в знак протеста и чтобы не допустить организованной перевозки проплаченных избирателей из Приднестровья на президентских выборах в Молдове», – заявил Гросу.
Ситуация в населенном пункте обострилась, комбатантам удалось автомобилями перекрыть дорогу со стороны Приднестровья. При этом они пропускали только легковые автомобили, а рейсовые автобусы останавливали. Только около 13 часов усилиями полиции дорога была разблокирована.
Другой «горячей» точкой стал мост через Днестр между городом Резина на правом берегу и приднестровской Рыбницей. Здесь группа сторонников «Платформы DA» во главе с депутатом парламента от этой партии Кирилом Моцпаном попыталась заблокировать проезд со стороны Приднестровья на избирательные участки в Резине. Однако полиция быстро разблокировала движение по мосту, предотвратив возможные провокации.
Эти инциденты стали единственными значительными событиями, которые можно квалифицировать как нарушения при проведении выборов. Да и то эти нарушения были допущены представителями той самой оппозиции, которая за два месяца до выборов уже вовсю распространяла информацию о том, что результаты будут сфальсифицированы.
Ну а сами результаты первого тура выборов можно смело признать не только неожиданными, но и в определенной степени сенсационными.
Выборы были признаны состоявшимися около 16 часов в воскресенье, когда, согласно законодательству, проголосовали 33,33% от общего числа избирателей. По окончании голосования общая явка составила 42,76%, что является невысоким показателем и в определенной мере сказалось на результатах первого тура выборов.
Первые официальные результаты не вызвали удивления и вполне укладывались в прогнозы экспертов, за исключением крайне низкого процента голосов, отданных за лидера партии «Платформа DA» А. Нэстасе. По итогам подсчета почти половины голосов на ряде избирательных участков в стране и за рубежом были получены следующие результаты: Игорь Додон – 36,34%, Майя Санду – 30,23%, Ренато Усатый – 16,49%, Виолета Иванова – 8,89%, Андрей Нэстасе – 3,44%, Октавиан Цыку – 1,89%, Тудор Делиу – 1,58%, Дорин Киртоакэ – 1,12%.
Также эксперты прогнозировали, что лидер «Нашей партии» Ренато Усатый наберет не более 10-12%. Закономерно и ожидаемо выглядели низкие, на грани статистической погрешности, результаты кандидатов-унионистов О. Цыку и Д. Киртоакэ.
Необходимо отметить, что голосование на территории Молдовы завершилось в 20.00, но на избирательных участках в Европе из-за разницы во времени оно должно было продолжаться еще один час. Кроме этого, в связи с возникшими огромными очередями из желающих проголосовать граждан РМ, проживающих в европейских странах, срок работы избирательных участков был продлен еще на 2 часа.
Следующие данные, опубликованные ЦИК, появились около часа ночи и принципиально не отличались от предыдущих. По итогам обработки 90% бюллетеней продолжал лидировать И. Додон (35,79%), второе место удерживала М. Санду (32,25%), но разрыв между ними заметно сократился. Это было нормальным явлением, характерным для всех выборов, на которых данные о голосовании европейской диаспоры поступают в конце общего подсчета голосов.
Однако окончательные данные, опубликованные глубокой ночью, продемонстрировали, что по итогам голосования в Европе М. Санду удалось не только догнать И. Додона, но и опередить его, победив в первом туре. В итоге после подсчета 100% избирательных бюллетеней во второй тур президентских выборов вышли Санду с результатом 36,16% и действующий президент Додон, набравший 32,61% голосов избирателей.
Ко второму туру голосования в ранге фаворита подойдет М. Санду (справа)
В чем причины этого, во многом неожиданного результата и каковы перспективы вышедших во второй тур электоральных конкурентов?
Сейчас уже очевидно, что главной причиной недостатка голосов у действующего президента стала низкая явка его сторонников в первом туре выборов. И причин, объясняющих это, довольно много: и установившееся заранее мнение о том, что исход выборов будет решен во втором туре, а значит, не имеет смысла тратить время на голосование в туре первом, и опасения, установившиеся в обществе в связи с пандемией коронавируса, и ненастная погода, которая стояла в Молдове всё воскресенье. Безусловно, не обошлось и без просчетов команды действующего президента.
По разным оценкам, например, по Кишиневу, в местных выборах в ноябре 2019 года, когда на выборах мэра победил социалист Ион Чебан, приняло участие на 30 тысяч больше сторонников социалистов, чем в прошедшем первом туре нынешних выборов президента. Учитывая, что в первом туре за И. Додона проголосовало на 47 тысяч избирателей меньше, чем за М. Санду, очевидно, что резервы для того, чтобы во втором туре взять реванш, у действующего президента есть. В то же время отмечается, что голосование в диаспоре в ходе первого тура почти в два раза превышает аналогичные данные прошлых президентских выборов 2016 года.
Кроме этого, есть основания предполагать, что резкий рост количества голосов, отданных за М. Санду при голосовании в диаспоре, стал следствием вброса бюллетеней, то есть фальсификацией, о возможности которой так беспокоилась оппозиция.
И. Додон, выступая сегодня на брифинге для прессы, поздравил М. Санду с победой в первом туре, но заявил, что во втором туре он возьмет реванш и одержит общую победу на выборах. Глава государства сказал, что анализ ошибок и недоработок перед первым туром уже сделан и он вместе со своей командой начинает подготовку ко второму туру президентских выборов.
Впереди – напряженные две недели подготовки ко второму туру, в течение которых определится, кто из сторонников выбывших кандидатов будет поддерживать Игоря Додона или Майю Санду. Исход второго тура предсказать практически невозможно. Достаточно вспомнить выборы президента Молдовы, которые проходили в 1996 году. Тогда после первого тура результаты кандидатов выглядел так: Мирча Снегур – 38,75%, Петр Лучинский – 27,66%. Результаты второго тура оказались следующими: Мирча Снегур – 45,98%, Петр Лучинский – 54,02% (результат увеличился вдвое).
Словом, президентская гонка в Молдове продолжается, и предсказать ее итог не берется никто.