Налицо отголосок боевых действий в Нагорном Карабахе, где против армянской стороны, кроме армии Азербайджана, воюют также представители Вооруженных сил Турции, наёмники-джихадисты из сирийских и ливийских протурецких группировок.
Министерство экономики Армении 16 октября разработало и вынесло на общественное обсуждение проект решения, принятием которого предлагается временно запретить ввоз ряда товаров турецкого происхождения в страну. В проекте решения правительства, в частности, говорилось: «Временно запретить ввоз в Республику Армения товаров турецкого происхождения согласно приложению:
- Министру экономики Республики Армения уведомить Евразийскую экономическую комиссию о временном запрете, предусмотренном пунктом 1 настоящего решения;
- Председателю Комитета государственных доходов Республики Армения в порядке, установленном законодательством Республики Армения, обеспечить контроль за исполнением пункта 1 настоящего решения;
- Данное решение вступает в силу 31 декабря 2020 года и действует сроком на шесть месяцев».
В обосновании проекта отмечалось, что ограничение импорта товаров турецкого происхождения предполагает также и элемент безопасности, учитывая, что открытая поддержка Азербайджана со стороны Турции, включая переброску в Нагорный Карабах боевиков из третьих стран, подрывает стабильность в регионе и процесс мирного урегулирования конфликта, как и направленные на это усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Отметим, что общественного обсуждения не получилось, т. к. уже 20 октября правительство ввело временный запрет на импорт товаров конечного потребления турецкого происхождения. Запрет вступит в силу с 31 декабря с. г., и, судя по всему, это решение будет пролонгироваться, со временем может и ужесточиться.
Запретом на импорт товаров турецкого происхождения применяется не только экономическая санкция, но и с точки зрения безопасности прекращается, пусть и очень небольшое, финансовое подпитывание государственной казны Турции из армянских источников, которое направляется на поддержку Азербайджана.
Ещё до принятия правительственного решения некоторые армянские предприятия и большая часть населения уже добровольно выразили свое отношение к товарам турецкого происхождения, ограничив их продажу и воздерживаясь от покупки таких товаров.
В то же время, по мнению большинства экспертов, в случае ограничения импорта этих товаров недостатка в их аналогах на армянском рынке не будет, в том числе за счёт импорта из других стран (прежде всего из региона ЕАЭС, Китая, ЕС, Ирана и других) или за счет собственного производства.
Заметим, что в 2019 году сумма импорта из Турции составила 268,1 млн долларов. Армянские предприниматели завозили из соседней страны не только продовольствие, но и одежду, предметы мебели, бытовую технику и другие товары. Отметим, что завозят не только готовую продукцию, но и сырьё. Импортируется практически всё для пошива одежды: начиная с ниток и заканчивая пуговицами.
Эксперты указывают, и это следует из правительственного решения, что отказ от импорта турецкой продукции будет организован по поэтапной схеме. Это обусловлено занятостью в бизнес-контактах и различных проектах с турецкой стороной почти 60 тыс. человек.
Также стало известно, что Ереван будет использовать свое право вето для блокирования абсолютно всех потенциальных совместных проектов Турции с Евразийским экономическим союзом. В частности, Армения предложила ЕЭК исключить ряд стран, в том числе Турцию, из перечня пользователей единой системой тарифных преференций ЕАЭС. В соответствии со статьей 36 договора о ЕАЭС государства-члены предоставляют тарифные преференции в отношении товаров, производимых и ввозимых на таможенную территорию союза из развивающихся и наименее развитых стран.
Перечень стран единой системы тарифных преференций ЕАЭС утвержден решением комиссии Таможенного союза в 2009 году. На данный момент преференциями пользуются 103 страны.
Помимо прочего, возникает вполне естественный вопрос: насколько не скрывающая своих ядерных амбиций Турция может идентифицироваться как «развивающаяся и наименее развитая» страна? Может быть, есть необходимость в определенной ревизии этого преференциального списка?
Как полагает известный армянский эксперт–экономист, бывший мэр Еревана Ваагн Хачатрян, если бы для всех товаров из разных стран при импорте действовали равные условия, то турецкие товары не имели бы столь широкой представленности на армянском рынке. Он отмечает, что в прошлом году товарооборот между двумя странами достиг 270 млн долл.: «Турция является нашим седьмым торговым партнером». Экономист отмечает, что в свое время государственные органы создали систему, предусматривающую дополнительные льготы на импортируемые из Турции товары, что было вне закона и содержало серьезные коррупционные риски. Тем не менее чиновнический аппарат всегда использовал эти механизмы.
За 8 месяцев нынешнего года товарооборот с Турцией, несмотря на перекрытые границы, составил 139 млн долл., что всё же ниже показателя годовой давности на 13%. Предполагается, что спад продолжится и последующие два месяца, однако это будет в большей степени связано не с военными действиями, а с коронавирусом. Армения импортирует из Турции 875 наименований товаров разного вида от составляющих сельскохозяйственного производства до продукции различных отраслей промышленности. Между тем львиная доля импорта приходится на цитрусовые. По мнению В. Хачатряна, заменить турецкие цитрусовые на выращенные в какой-либо другой стране, в частности в Греции, сложности не составит. Но есть такие товары, с которыми могут возникнуть проблемы, в частности строительные материалы и некоторые виды сырья. Ведь развитие легкой промышленности в стране во многом обусловлено сырьем, импортируемым из Турции. «Нашим предпринимателям и нашему правительству в этом смысле предстоит серьезная работа», – говорит Хачатрян, отметив, что альтернативой может послужить рынок ЕАЭС, СНГ.
Ранее в этом не было экономической целесообразности. Никто не думал о том, чтобы привезти сырье из Ирана и запустить производство на нём, поскольку ввозилось дешёвое турецкое, что вытесняло других из процесса конкуренции.
Сегодня необходимо думать о том, что делать тем предпринимателям, которые связали свой бизнес с враждебным западным соседом, и как им помочь. «Надо ставить перед собой задачу, которая технологически не является сложной и больших расходов не требует. Думаю, что необходимо только внедрить технологию и организовать производство. Если это займет много времени, то можно попробовать найти сырье в Китае или же в ЕАЭС. Следует использовать все возможности. Мы должны войти в такой экономический механизм, чтобы местное производство было выгоднее, чем импорт. То же самое касается сельхозпродукции», – говорит эксперт.
Наиболее перспективными с точки зрения развития экономики на среднесрочную перспективу могут быть лёгкая промышленность, производство стройматериалов и военно-промышленный комплекс. Запрет на импорт турецких товаров в Армению, даже если будет «каплей в море» для Анкары, тоже свое влияние окажет. Это обусловлено имеющимися трудностями в турецкой экономике, на которую серьёзно повлияло решение Саудовской Аравии (товарооборот с которой с наследниками османов составлял 3 млрд долл.) о бойкоте турецких товаров. Помимо прекращения импорта из Турции, в Эр-Рияде решили закрыть и распродать там своей бизнес.
Экономика ближневосточной страны находится в усугубляющемся кризисе последние несколько лет. Это обусловлено в том числе военными действиями, влекущими за собой возрастающие расходы на «интеграцию» оккупированных территорий сопредельных стран (Сирия, Ирак) – их президент Р. Эрдоган именует турецкой «родиной». Экспансионистская политика властей – одна из причин оттока инвестиций, только в 2019 году сократившихся на 40%. Ко всему этому можно добавить и девальвацию турецкой лиры, а также общий государственный долг Турции, превысивший 60% от объема ВВП.
Эрдоган де-факто взял на себя обязанности главы ЦБ и обязал выдавать «дешёвые» деньги. Однако это возможно только при наличии печатающей доллары и евро машины, а если её нет, то местной валюты недостаточно для такой политики и сегодняшним ответом на подобные действия является девальвация.
Отметим, что Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ) прогнозируют по экономике Турции на 2020 год более глубокий спад, нежели по ВВП Азербайджана. Согласно июньским прогнозам перспектив мировой экономики, экономика Турции просядет на 3,8%, по оценкам ВБ, а по ожиданиям МВФ спад будет больше – на 5%. Армянские эксперты отмечают, что Moody's и Fitch понизили рейтинги Турции, доведя их до уровня таких стран, как Уганда и Руанда. Из-за отсутствия независимости Центрального банка у многих организаций нет желания работать с Турцией. На этом фоне даже скромные 270 млн долл. ежегодного импорта в Армению имеют значение и играют определенную роль для ряда турецких предприятий и регионов.
Как нам представляется, вышеупомянутые шаги официального Еревана подтолкнут экономику Армении к более тесной интеграции в рамках ЕАЭС, а также углубят экономическое сотрудничество с Китаем, Ираном и рядом стран ЕС.