Виновные в «сдаче Крыма без боя» должны понести ответственность, заявил в Верховной раде президент Украины Владимир Зеленский. «Те, кто без боя отдал Крым должны нести ответственность. Я хочу, чтобы всем стало понятно, что вопрос не в мести, вопрос в справедливости. Обществу нужны ответы, это касается не только этого вопроса, их у людей накопилось действительно тысячи», – сказал он, выступая 20 октября с ежегодным посланием к депутатам о внутреннем и внешнем положении Украины.
Кроме того, президент подчеркнул, что строит армию, которая сможет защитить страну во всех сферах: «Мы строим украинское войско, которое сможет защитить Украину на суше, в воде, в воздухе и киберпространстве. Чтобы больше ни у кого не возникало даже мысли, что можно посягнуть на наш суверенитет, территориальную целостность или отобрать у Украины часть территории без единого выстрела – этого не будет никогда».
Обращать особое внимание на заявления об ответственности за «сдачу» Крыма, пожалуй, не стоит. Ответственными являются организаторы госпереворота в феврале 2014 года и только они, и вряд ли это неизвестно Зеленскому. Многие из них и сейчас у власти, так что едва ли им грозит какая-либо ответственность. Тем более что реальное судебное расследование на эту тему неизбежно не только вскроет массу неприятных подробностей для многих политиков постмайданной Украины, но и поставит под сомнение целесообразность самой «революции достоинства» и ее методов, обрушит всю постмайданную историческую мифологию.
Взаимные обвинения в «сдаче» Крыма – это такая национальная забава у украинских политиков, они звучат регулярно, и каждый раз круг «виновных» растет. Главным образом, это служит целям личного пиара и снятия с себя ответственности за все, что происходило в дни майдана. Что касается действующего президента, который тогда в политике еще не был, то для него это скорее повторение ритуальной мантры и реверанс «патриотам». Звучит это не менее глупо, чем ритуальные заявления об украинском флаге над Крымом и Донбассом, но делать их нужно регулярно просто потому, что по-другому в украинской политике никак. Уменьшение накала антироссийских заявлений может не только вызвать подозрение в «пророссийскости», но что еще хуже для политбомонда – переключить внимание украинской аудитории на внутренние проблемы.
Гораздо более интересной российскому читателю может показаться вторая часть послания Зеленского, в которой говорится об укреплении вооруженных сил. В частности, украинский лидер заявил, что Киев построит две военно-морские базы на Черном море.
Это, конечно, может показаться смешным. Какие базы при нищете? Он бредит?
Вопрос о строительстве полноценных баз для разгрузки порта Одессы, куда после потери Крыма были перемещены «останки» ВМСУ, поднимается все последние шесть лет. Но все упирается в банальность – деньги. Украина в долгах, как в шелках, страна вынуждена ради получения нового кредита от МВФ, вопреки мнению большинства населения, разрешать продажу земли, заставлять своих граждан платить втридорога за коммунальные услуги, недавно аж до перспективы отмены пенсий договорились. Какие базы, я вас умоляю…
Тут невольно вспоминаются чуть ли не ежегодные ритуальные заявления о необходимости строительства военных баз на Азовском море, якобы тоже для борьбы с «российской агрессией». Давным-давно их планировали построить не то под Мариуполем, не то под Бердянском. Но так и не приступили. Ибо не на что. Вы только представьте себе: это ж надо с нуля построить на голом месте всю инфраструктуру – причалы, ремонтные доки, склады вооружений, топлива и ГСМ, казармы для матросов и обслуживающего персонала. Наконец, корабли на эти базы надо как-то доставить, причем по суше, ведь совершенно очевидно, что Россия через Керченский пролив их не пропустит. Вернее, пропустит, если они попробуют пройти по всем правилам, но ведь украинские моряки слишком гордые, чтобы идти по российским правилам в водах, которые они считают своими. Это они очень наглядно продемонстрировали во время «керченского инцидента».
В случае баз на Черном море, тащить корабли по суше не требуется, но все остальные требования в силе. В общем, таких денег у Украины нет и не будет в обозримом будущем.
Можно, конечно, предположить, что деньги дадут уважаемые «партнеры». Вот только если гипотетически даже представить себе такую ситуацию – эти деньги будут немедленно разворованы. Как случилось, например, с американскими сухпайками для украинских солдат, которые на следующий день оказывались в продаже в интернете, не говоря уж об оружии, которые ВСУ просто продавали «сепаратистам» в Донбассе. Именно по этой причине американцы долго «ломались» по поводу «Джавелинов» и выставляли условия, чтобы их и близко в Донбассе не было.
Что касается денег, то давать их Украине Запад считает возможным только в качестве кредитов на погашение предыдущих, на покупку чего-либо у того же Запада или на окончательную ликвидацию украинской экономики. Давать деньги даже на строительство базы под строгим контролем американцев невыгодно, ибо такую базу, если она и будет построена, украинцы быстро превратят в кладбище.
Американцам если и выгодно давать деньги на постройку на Украине какой-либо базы, то так, чтобы они сами ее строили. И сами же использовали. Украина в этой цепочке лишняя, она интересна лишь как земля, на которой база будет стоять.
Об этом, кстати, в тот же день, комментируя заявление Зеленского, предупреждал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, когда его об отношении к этому вопросу спросил известный украинский журналист-провокатор Роман Цимбалюк. «Почему в Москве считают, что это может негативно повлиять на вопросы безопасности? Российские базы – мир и стабильность? А украинские – негативные последствия?» – задал вопрос Цимбалюк.
«А разве в заявлении говорилось об украинских базах на украинской территории? В заявлении говорилось о военных базах», – подчеркнул Песков.
«А какие еще могут быть базы?» – снова поинтересовался украинский журналист.
«Самые разнообразные. Поэтому я и говорю, что, не имея информации, мы не можем ничего говорить», – ответил представитель Кремля.
«Я правильно понимаю, что базы НАТО – это угроза. А украинские – норм?» – не унимался Цимбалюк.
«Нет. Вы меня неправильно поняли. Я, по-моему, достаточно доходчиво сказал: мы не понимаем, о каких базах может идти речь», – завершил дискуссию Песков.
Конечно же, мы понимаем, о каких базах идет речь, и Песков на это очень толсто намекнул, не поминая, что называется, всуе.
Да-да, речь идет именно о том, что там могут появиться вовсе не украинские базы. А какие тогда?
Цимбалюк сознательно прямо спрашивал, опасается ли Россия баз НАТО, понимая, что это действительно такая страшилка. И он также хорошо понимает, что никаких баз НАТО на Украине быть не может, поскольку страна не входит в альянс и не войдет, как бы киевские политики ни пытались убедить собственное население в том, что это случится вот-вот.
Впрочем, тут есть маленькая военная хитрость. Базой НАТО, согласно уставу организации, может стать любая военная база страны-участницы альянса, в том числе находящаяся за ее пределами. В частности, у США таких баз по всему миру – десятки.
Другой вопрос, что союзники не всегда поддерживают стремление тех же Штатов лезть в какие-то непонятные туземные войны и не будут участвовать в этих авантюрах своими людьми, техникой и т. д. Впрочем, в той же Сирии не раз светились британские и французские спецподразделения. Да, и на Украине отмечались как минимум военные советники из числа союзников США по НАТО.
Конечно, иметь где-то советников или даже использовать ССО в локальных войнах – не значит открыто признавать свою заинтересованность, высшей степень проявления которой является как раз создание военных баз. Впрочем, это больше касается американских союзников, желающих «светиться» как можно меньше, а не самих американцев, которые своего участия в чужих войнах не скрывают и даже гордятся этим.
Запад во главе с США в военном плане «окучивает» Украину давно, с первых дней незалежности. Но после победы майдана это приобрело воистину «промышленный» масштаб. Достаточно посмотреть, сколько совместных учений проводится на территории Украины или с ее участием, в том числе в зоне непосредственной национальной безопасности России: Rapid Trident, Sea Breeze, Riverine, Maple Arch, Warrior Watcher, многонациональные учения по подготовке подразделений вооруженных сил в рамках проекта «Партнерство ради мира»…
А недавние полеты американских ракетоносцев, которые пересекли половину территории Украины, уже открыто отрабатывая потенциальные удары по России?
Так что им стоит построить базу? Пусть это будет не база НАТО, о которой так мечтают украинские политики, пусть это будет «база по стандартам НАТО», как предлагал в начале года тогдашний министр обороны Украины Андрей Загороднюк. Все это словесная казуистика. Называть это можно как угодно. По сути, речь должна идти об американском военном объекте на территории Украины.
И такие объекты уже существуют, хоть они и не называются базами США или НАТО. Но важно опять же не название, а суть.
Тут достаточно упомянуть Яворовский международный центр миротворчества и безопасности Национальной академии Сухопутных войск ВСУ, где украинских военных открыто готовят к войне с Донбассом инструкторы из США, Британии, Канады, Дании, Польши и Литвы. Существует еще центр профессиональной подготовки в поселке Старый Киевской области и межвидовой центр подготовки военных частей и подразделений «Широкий Лан».
Но это далеко не все. Если до этого речь шла именно об учебных центрах, где инструкторы из США и стран-союзников обучают украинцев, то есть и объекты, которые можно без оговорки назвать американскими базами. В частности, это возводимый американцами Центр оперативного управления флотом для ВМС Украины в Очакове. И надо отметить, что, в отличии от распиаренных Яворовского центра или «Широкого Лана», этот объект вообще закрытый, и украинцы понятия не имеют, что происходит на его территории – их туда просто не допускают.
Вот это и есть то, о чем предупреждает Д. Песков: на территории Украины американцы на американские деньги строят непонятные объекты, якобы для нужд «незалежной», но что это за нужды, полагаю, не знают даже в правительстве Украины.
А ведь недавно выяснилось, что американцы на Украине держат еще и лаборатории, в которых проводятся работы с вирусами. А вы говорите, военно-морские базы…
Если говорить о послании Зеленского Верховной раде, тут, конечно, больше пиара и бахвальства. Но может так статься, что даже если он блефует в этом конкретном вопросе (по поводу черноморских баз), то это не значит, что в реальности масштаб американского военного вмешательства на Украине, о котором мы можем только догадываться, не превзойдет все самые смелые ожидания и опасения.
Так что, не стоит, наверное, слишком наивно и несерьезно относиться к этим вопросам… Если завтра Украина «внезапно» окажется напичканной американским оружием, военными с нашивками армии США и базами, не исключено, что там не только Крым захотят «вернуть»…