Во второй половине октября в Таллине прошел международный саммит «Инициатива трёх морей». Основной темой мероприятия президент Эстонии Керсти Кальюлайд назвала «мудрые коммуникации». Участники встречи обсуждали ситуацию в Восточной Европе, региональные проекты, положение дел в Белоруссии и соперничество НАТО с Россией. Но гвоздём мероприятия стало подписание американо-польского соглашения по атомной энергетике. Соответственно, главным выгодополучателем от саммита оказалась Варшава.
Гордые паны торжествуют
«Инициатива трех морей» («Триморье») представляет собой объединение 12 государств Европейского союза, расположенных в Центральной и Восточной Европе. Общая территория стран-участниц имеет выход к Адриатическому, Балтийскому и Черному морям, а целью организации заявлено «налаживание регионального диалога» по различным вопросам.
В первой половине встречи в Таллине по интернету участвовали главы государств Восточной и Центральной Европы, президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер и госсекретарь США Майкл Помпео. Собственной же персоной в Эстонию прибыли президент Польши Анджей Дуда, его болгарский коллега Румен Радев и заместитель госсекретаря США по вопросам экономического роста Кейт Крач.
Так уж получилось, что мероприятие стало очень успешным для Польши, убедительно продемонстрировав её стремление стать главной региональной державой. Премьер-министр Эстонии Юри Ратас обсудил с Дудой борьбу с Covid-19, двусторонние отношения, укрепление вооружённых сил, региональные средства сообщения и ситуацию в Белоруссии. Особое внимание стороны уделили строительству железнодорожной трассы Rail Baltica, которая должна соединить Польшу с Эстонией. Ратас и Дуда усиленно отрицают распространившиеся слухи о том, что проект этот изначально мертворожденный, не имеет достаточного экономического обоснования и воплощается со значительным отставанием от графика.
Также Ратас поведал польскому гостю, как страны Балтии ведут работы по выходу из энергокольца БРЭЛЛ с тем, чтобы потом осуществить энергетическую смычку с другими странами Евросоюза.
Премьер отрапортовал гостю: «Наша цель заключается в том, чтобы отрезок Rail Baltica между Польшей и Литвой был готов в срок. Также важно к 2025 году довести до конца синхронизацию энергосистем балтийских стран с Европой. В этом проекте проходящие через территорию Польши коммуникации имеют жизненно важное значение. Очень положительно то, что недавно Европейская комиссия решила выделить проекту средства в размере более 700 миллионов евро, что, помимо прочего, как раз позволит построить новое польско-литовское соединение».
Помимо этого, глава правительства Эстонии очень благодарил Польшу за присутствие её войск на территории Прибалтики, упомянув, что в этом году несколько польских истребителей впервые прибыли на воздушную базу НАТО в эстонском Эмари. «Благодарю польские военно-воздушные силы за то, что с января по апрель они впервые участвовали в миссии по обеспечению безопасности нашего воздушного пространства и прибыли в Эмари. Жаль, что из-за пандемии мне не удалось лично встретиться с ними вместе с моим польским коллегой Матеушем Моравецким. Это настоящие профессионалы, чье возвращение в Эстонию всегда будет приветствоваться», – сказал Ратас.
Премьер-министр отметил также, что заключенный между Польшей и США договор о расширенном военном присутствии, который президент Дуда подписал 15 октября, «крайне важен». Ратас высказался, что этот договор «дает надежду на то, что американское военное присутствие станет более заметным и в странах Балтии».
С Дудой встретилась и президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Рассуждая о сотрудничестве двух государств в рамках НАТО, она высказала радость от факта пребывания польских ВВС в небе Эстонии. Говорили также об установлении все новых энергетических и транспортных связей, об экономическом взаимодействии. Президент Польши открыл в Таллине Польско-эстонскую торгово-промышленную палату.
Но самым главным событием саммита стало подписание договора между Польшей и США по сотрудничеству в деле развития атомной энергетики. Дело в том, что поляки уже много лет мечтают о том, чтобы обзавестись собственной АЭС, а лучше сразу двумя. Об этом стоит рассказать подробнее.
Атомные амбиции
В марте 2017 года в Варшаве заявили о том, что Польша занимается разработкой плана строительства атомной электростанции и её финансирования. Называли приблизительную стоимость строительства объекта – более 10 млрд евро. В сентябре 2017-го тогдашний министр энергетики Польской Республики Кшиштоф Тхужевский заявил, что государство нуждается в АЭС, состоящей из трёх энергетических блоков общей мощностью 4,5 тыс. МВт. Министр озвучил цель снизить до 50% количество электричества, получаемого от угольных тепловых электростанций – это связано с обязательствами Польши как члена ЕС регулировать объём выбросов вредных веществ в атмосферу. Всего же поляки хотят построить две атомные электростанции.
Варшава решила заручиться в этом вопросе поддержкой США – государства, которое Польша считает своим главным союзником и которое имеет давние традиции ядерной энергетики. В июне 2020-го президент Анджей Дуда договорился об АЭС со своим американским коллегой Дональдом Трампом. Глава Польши тогда заявил, что стоимость соответствующего соглашения оценивается примерно в 30 млрд долларов. Уполномоченный правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский разъяснил, что американцы не только дадут в долг, но и будут участвовать в капитале предприятия. «Они заработают от эксплуатации электростанции», – пояснил Наимский.
А. Дуда же говорил, что американская компания-партнер уже выбрана, но Наимский не стал уточнять, кто это именно – Westinghouse или GE Hitachi? Представитель правительства сообщил, что с польской стороны участником будет специализированная компания-инвестор с государственным капиталом.
В сентябре польское деловое издание Biznesalert оповестило своих читателей: «Сделку, о которой сообщил в этом году президент Анджей Дуда, заключат в октябре. Соглашение будет предусматривать объемы американских инвестиций и выбранную технологию. Поляки должны обдумать американское предложение. Источники говорят, что Польша до сих пор ведёт переговоры по проекту АЭС с многими странами, включая Францию и Южную Корею». По нынешним планам, впрочем, пока весьма приблизительным, если всё пройдет благополучно, то запуск польской АЭС планируется в 2033 году. Станция мощностью 6-9 ГВт должна покрыть 20% потребности Польши в электроэнергии, снизив сегодняшнюю 80%-ную зависимость энергетики страны от угля.
В Biznesalert стращают: мол, если у Польши не появится вовремя собственной АЭС, в один прекрасный день стране, чего доброго, придётся обратиться к услугам «Северного потока - 2». «Польская программа развития ядерной энергетики (PNPP) гласит, что ядерная энергия позволит стране сохранить низкую зависимость от природного газа. Сегодня Польша потребляет ежегодно 17 млрд кубометров, и 4 млрд приходятся на генерацию и производство тепла. Согласно PNPP, однако, к 2040 году эти потребности вырастут до 18 млрд кубометров», – пишет Biznesalert. Издание указывает на то, что внутренняя добыча, терминалы сжиженного природного газа и «Балтийский газопровод» обеспечат 28 млрд кубометров ежегодно. Однако в польском министерстве климата прогнозируют, что к 2035 году спрос на газ вырастет на 20-34%, к 2040 году – на 25-43%, а к 2045 году – ещё на 21-38%.
Одним из участников конференции «Инициатива трёх морей» в Таллине стал министр энергетики США Дэн Бруйетт. Он подписал с П. Наимским договор по стратегической энергетической инфраструктуре. «Это следующий шаг в рамках нашего исторического партнёрства с Польшей. Мы привержены работе с нашими союзниками по всему миру, чтобы помочь им с их энергетической безопасностью, энергетической независимостью, с развитием альтернативных источников энергии, с обеспечением конкуренции на их энергетических рынках. А в случае с Польшей мы помогаем снизить ее энергетическую зависимость от России», – сказал американский чиновник.
По его словам, в рамках договоренностей в Польше будут построены несколько крупных АЭС. Как оказалось, Соединённые Штаты сами крайне заинтересованы в участии в этом проекте. «Это восстановит конкурентоспособность ядерной энергетики США», – отметил Бруйетт, уточнив, что в двустороннем соглашении «множество деталей».
В свою очередь, глава администрации польского президента Кшиштоф Щерски поясняет: «В соответствии с положениями соглашения, в течение 18 месяцев Польша и США совместно подготовят отчет, который станет основой для принятия польским правительством решения об окончательном выборе партнера для реализации польской ядерно-энергетической программы. За это время ведущие американские компании гражданской атомной энергетики проведут подготовительные и проектные работы для строительства атомных электростанций в Польше».
На войне хороши все средства
Нужно учитывать, что собственная АЭС для Варшавы – это лишь «вишенка на торте». Проект создания польской «энергетической империи» является гораздо более разветвлённым, нежели строительство одной или двух атомных электростанций. 19 августа пришла новость о том, что успешно завершилась прокладка под дном реки Неман первой из двух ниток газопровода из Польши в Литву – GIPL (Gas Interconnection Poland-Lithuania). Участок, уложенный под Неманом, составил по длине 750 метров. В этом году планируется построить 100 км газопровода от местечка Яуняй (Ширвинтский район) до литовского города Алитус. В следующем году будут проложены остальные 65 км трубопровода, и, таким образом, Польша и Литва планируют завершить строительство GIPL к концу 2021-го. Общая протяженность газопровода составит 508 километров.
В Варшаве уже мечтают, как получат доступ к рынкам Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Там Польша намерена сбывать закупаемый ею сжиженный природный газ (СПГ) и голубое топливо, которое планируется получать по будущему «Балтийскому газопроводу» (Baltic Pipe) из Норвегии. Президент А. Дуда официально провозгласил начало строительства Baltic Pipe 30 апреля нынешнего года, а ввести его в эксплуатацию планируется 1 октября 2022 года. Что же до GIPL, то инвестируют в его строительство польский газовый оператор Gaz-System и литовский Amber Grid, софинансирование в размере 266,4 млн евро также осуществляется из европейских структурных фондов. И это неудивительно: в 2016 году польско-литовский трубопровод попал в список важных региональных проектов ЕС в сфере распределения газа.
При этом, что закономерно, поляки не гнушаются никакими средствами, чтобы остановить главный конкурирующий проект – «Северный поток - 2». В начале октября польский антимонопольный регулятор (UOKiK) оштрафовал российский «Газпром» и пять компаний (Shell, Engie, OMV, Wintershall и Uniper) за то, что они, по мнению поляков, обошли «запрет» на создание «СП-2» и начали строить газопровод. Из «Газпрома» решили «вытрясти» сумму в 7,5 млрд долларов. Компаниям-участницам же выписали штраф на общую сумму всего в 60 млн долларов и предписали им покинуть проект в течение тридцати дней, разорвав соглашения о финансировании «СП-2». «Заголовки сфокусированы на рекордный штраф "Газпрому". Однако более важное значение имеет указание европейским компаниям прекратить финансирование "Северного потока - 2"», – считает старший научный сотрудник американского Atlantic Council юрист Алан Рили.
Специалисты, впрочем, считают, что вряд ли поляки добьются успеха в своих притязаниях. «С требованием выйти из проекта всё сложно, это практически невозможно сделать. Все инвестиции уже вложены, а газопровод почти достроен. Как можно вернуть все в первоначальное положение? Разве что формально списав в убыток уже вложенные средства. Так их вложено уже больше, чем сумма штрафов, предъявляемая европейским партнерам "Газпрома"», – поясняет аналитик ГК ФИНАМ Алексей Калачев.
В свою очередь, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков добавляет, что каждая из пяти компаний вложила в «Северный поток - 2» почти 1 млрд евро каждая. «Компании выдавали "Газпрому" кредиты на эту сумму. Поэтому штраф в несколько десятков миллионов долларов их не страшит. Если они выйдут из проекта, то потеряют гораздо больше денег», – констатирует эксперт.
Cудя по всему, участники проекта «СП-2» не согласятся с требованием UOKiK и, безусловно, будут оспаривать его решение в европейских судах.
____________________________
Фото: https://rus.err.ee/