Балтия и БелАЭС – уравнение со многими неизвестными - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Балтия и БелАЭС – уравнение со многими неизвестными

В Белоруссии 3 ноября произошло крайне знаменательное событие, которое в будущем может повлиять на развитие как самой республики, так и ее соседей. В этот день стало известно о включении первого энергоблока строящейся Белорусской атомной станции в Островце (Гродненская область) в объединенную энергосистему республики. Фактически это ознаменовало начало новой эры энергетического развития РБ, принеся с собой сразу же ряд проблем.  

Как и ожидалось, Литва официально прекратила с того же дня импорт электроэнергии со стороны Белоруссии, в очередной раз обвинив Минск в том, что он не остановил реализацию «геополитического проекта» Кремля, и призвала все мировое сообщество «не оставаться равнодушным к такому циничному невежеству».

При этом сегодня практически никто не воспринимает заявления литовских властей как реальное стремление обезопасить себя и весь Европейский континент от возможной ядерной катастрофы, которую упорно пророчат из Вильнюса. Да и принимаемые в последнее время в Литве решения многим кажутся не только бессмысленными, но и ведущими к совершенно иным, чем того хочется тамошним политикам, результатам. В том числе и с точки зрения геополитики.

Стоит напомнить, что Вильнюс еще до начала строительства БелАЭС выступал против данного проекта, всячески стремясь его остановить, а затем и заморозить. В ответ Минск неоднократно пытался донести свою позицию до литовских партнёров, а также доказать всю безопасность своей станции. В конечном счете, не добившись понимания, белорусские власти практически перестали обращать внимание на негативные высказывания и действия Литвы. И так происходило вплоть до текущего года, когда Вильнюс все-таки сумел собрать вокруг себя целый фронт стран, которые формально поддержали литовскую инициативу отказа от закупки белорусской электроэнергии.

       

Речь в данном случае идет не только о Латвии и Эстонии, но и Украине, где за счет отказа от импорта электричества из Белоруссии решают собственные внутриполитические и экономические задачи, а также демонстрируют свою внешнюю «проевропейскость». В итоге с начала ноября перед официальным Минском замаячила реальная проблема использования дополнительных излишков электроэнергии с БелАЭС.

В то же время нынешние действия литовской стороны для большинства экспертов выглядят довольно странными, особенно учитывая реальную ситуацию на энергетическом рынке региона и зависимость республики от импорта электроэнергии. В частности, ни для кого не секрет, что формальный отказ от электричества из Белоруссии на деле не закроет для нее вход на литовский и иные рынки. Даже несмотря на то, что страны Прибалтики за последние несколько месяцев приняли ряд решений, которые должны начать регулировать данный вопрос.

Так, Литва, Латвия и Эстония разработали методику по торговле электроэнергией, по которой импортируемое на рынок прибалтийских стран электричество должно иметь доказательство своего происхождения. При этом данная система подтверждения касается в первую очередь России. Именно РФ с момента ввода в строй БелАЭС превратилась фактически в единственно возможного поставщика электроэнергии в Прибалтику в рамках существующей энергосистемы БРЭЛЛ (создана во времена СССР для объединения Белоруссии, России, Эстонии, Литвы и Латвии). Предполагается, что теперь российские поставщики обязаны предоставлять подтверждение того, что электроэнергия, которая будет идти через российско-латвийскую границу в страны Прибалтики, не является белорусского происхождения.

Однако и здесь остаётся множество нерешенных вопросов, которые только подтверждают политический характер происходящего и непродуманность решений прибалтийских республик. Например, до сих пор нет единого решения о том, каким образом можно подтвердить сертификаты, по которым будут отличать российское и белорусское электричество. В России и странах ЕС – разная законодательная база, и у Вильнюса нет возможности проверить достоверность данных документов, а определить, является ли электроэнергия выработанной на БелАЭС или нет, не представляется возможным в принципе. Поэтому 5 ноября Госсовет по регулированию энергетики Литвы сообщил, что Латвия и Эстония не смогут торговать электроэнергией с Россией через свои перемычки ЛЭП, пока не будет окончательно согласована трехсторонняя методика и ее не утвердят литовские власти. Когда это произойдет, пока неизвестно.

Кроме того, введя запреты на электроэнергию из Белоруссии, Литва, а с ней и ее партнеры фактически нарушают и европейское законодательство. В частности, в Третьем энергопакете Евросоюза, за который так ратовал Вильнюс, есть пункт о том, что любой оператор, производящий электроэнергию, имеет возможность поставлять её на биржи стран ЕС. Это необходимо для того, чтобы не допустить монополии на европейском энергорынке одной страны, в первую очередь России, и обеспечения на нем конкуренции. В этой связи, даже если Литва, Латвия, Эстония, а с ними и Польша запретят своим национальным операторам напрямую покупать энергию с БелАЭС, то сделать тоже самое через биржевой механизм будет невозможно – вся электроэнергия на нем обезличивается, а торгуются только мощности.

И обойти данный механизм Вильнюсу с партнёрами будет невозможно. Как минимум, до 2025 года, когда запланировано полное отключение Прибалтики от существующего энергокольца БРЭЛЛ. До того времени, как считают аналитики, ни о каком полном отказе от белорусской электроэнергии прибалтийским республикам мечтать не приходится. Тем более что в реальности Литва, Латвия и Эстония сегодня крайне зависимы от импорта электроэнергии, которую дать им в полном объеме могут только ее соседи – Белоруссия и Россия.

Еще одним немаловажным фактом является то, что в своей попытке любыми способами «наказать» Белоруссию за ее атомный проект, Вильнюс, как и Рига с Таллином, вполне могут оказаться более зависимыми от России. То есть попасть в ловушку, от которой они всегда бежали. И в этом плане происходящее в белорусско-литовских отношениях в разрезе торговли электроэнергией явится для Москвы крайне выгодным. Об этом, в частности, недавно было заявлено членом правления, врио руководителя блока трейдинга «Интер РАО» (российский оператор экспорта-импорта электроэнергии) Александрой Паниной. По ее словам, в компании отметили «принятое Латвией решение об открытии торгового сечения с Россией как позитивный и своевременный шаг к продолжению взаимовыгодного сотрудничества».

В данном случае стоит напомнить, что российская сторона уже не первый год стремится нарастить свое присутствие на энергетическом рынке региона и в мае прошлого года просила открыть для торговли дополнительные сечения на существующих линиях «Россия – Латвия» и «Россия – Эстония», помимо уже действующих («Россия (Калининград) – Литва» и «Белоруссия – Литва»). Теперь же у стран Прибалтики попросту нет иного выхода, как пойти на соглашение с РФ, чтобы окончательно не обрушить свою энергетическую систему.

Проще говоря, Литва, Латвия и Эстония, которые долгие годы заявляли о необходимости снизить свою зависимость от поставок из России, после заперта импорта электроэнергии с БелАЭС сделали шаг в обратном направлении. И такая ситуация, как считают эксперты, сохранится еще как минимум несколько ближайших лет. Тем более что в связи с разрастающимся экономическим кризисом в мире завершение проекта включения стран Прибалтики в европейские энергосети может затянуться на неопределенное время.

Немаловажным в данной ситуации является и то, что сегодня Россия формально готова подтверждать происхождение поставляемой на экспорт электроэнергии «соответствующими сертификатами, заверенными Торгово-промышленной палатой РФ». Однако это нисколько не мешает российской стороне продолжить сотрудничество с Белоруссией, перенаправляя ее энергопотоки в страны Прибалтики. О том, что такой вариант крайне вероятен, свидетельствуют переговоры в начале сентября между премьер-министрами Белоруссии и России Романом Головченко и Михаилом Мишустиным. Тогда глава Минэнерго РФ Александр Новак сообщил, что премьеры поручили профильным министерствам проработать вопросы, касающиеся работы электроэнергетических систем двух стран.

Учитывая тот факт, что в сложившихся условиях белорусской стороне придется договариваться о поставках электроэнергии на европейский рынок с «Интер РАО», в качестве одного из возможных вариантов сотрудничества многие называют систему взаимозачетов. То есть когда Белоруссия будет поставлять свою электроэнергию на российский рынок, а «Интер РАО» на этот же объем увеличит экспортные поставки в ЕС. Таким образом, объемы электричества, выработанные на БелАЭС, все равно попадут в Прибалтику, но уже «очищенными». И в таком случае никакой ни экономической, ни политической выгоды от нынешних своих действий власти Литвы не получат.

В целом же стоит отметить, что проблема Белорусской атомной станции в глазах литовских политиков перестала быть вопросом национальной безопасности, а используется ими лишь в политико-идеологических играх. Вильнюс давно не интересует безопасность БелАЭС, которую проверяли самые разные международные организации, не найдя в ее проекте никаких отклонений от мировых стандартов. Всевозможные непрекращающиеся ноты протеста, просьбы к международному сообществу помочь остановить работу станции и прочие явно антибелорусские шаги по своей сути не являются отражением экономических и иных интересов Литвы. В данном случае можно говорить скорее о «переживании» литовской политической элиты о том, что страна не смогла реализовать собственный проект по строительству новой АЭС.

В то же время Белоруссия при всем давлении на нее вошла в клуб ядерных держав, откуда Литва с закрытием Игналинской станции успешно была выброшена с минимальной финансовой компенсацией. И если в Вильнюсе всерьез рассчитывали на то, что Минск не доведет свое строительство до конца и сядет в такую же лужу, как когда-то Литва, то это можно рассматривать как серьёзный политический просчет литовских властей. Поэтому как бы ни усердствовали сегодня литовские партнёры Белоруссии, в ближайшие годы они все равно будут вынуждены участвовать в покупке белорусской электроэнергии, пусть формально и не признавая этого. Схема та же, что и в случае с Украиной, которая покупает российский газ, но не признает этого. Если у Вильнюса есть лишние деньги на такие схемы, то в Минске, по всей видимости, будут только рады.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2540
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика