Накал страстей и эмоций перед вторым, решающим туром выборов президента Молдовы растет с каждым днем. Сейчас, когда из восьми кандидатов, стартовавших в избирательной кампании, остались только двое – действующий президент Игорь Додон и экс-премьер, лидер PAS Майя Санду, уже можно дать приблизительный анализ того, что ждет Молдову в случае победы во втором туре каждого из претендентов на высший государственный пост.
Но если прогнозировать будущее страны в случае победы действующего президента несложно – это можно сделать исходя из той политики, которая проводилась в течение последних четырех лет, то предсказывать, как будут развиваться события в случае победы М. Санду, гораздо сложнее – это словно уравнение, содержащее множество неизвестных.
Итак, победа И. Додона гораздо больше отвечает интересам Молдовы, в первую очередь в плане стабильности страны, преемственности кадровой политики и продолжения реформ, начатых в июне 2019 года после того, как страну покинул «олигарх всея Молдовы» Влад Плахотнюк. Ради этого в парламентскую коалицию тогда объединились, казалось бы, абсолютно несовместимые и даже антагонистические силы – Партия социалистов и блок правых партий, одну из которых возглавляет как раз М. Санду.
После распада этой коалиции, которая не просуществовала и полгода, фактически всю ответственность за происходящее в стране несли Партия социалистов и правительство под руководством Иона Кику, который был назначен на этот пост с должности экономического советника И. Додона. Дальнейший период управления страной сопровождался огромными трудностями, вызванными не только пандемией коронавируса, но и небывалой засухой, которая больно ударила по сельскохозяйственному сектору и привела к протестам аграриев. Скоординированная работа всех ветвей власти – президента, правительства и парламента – не только способствовала тому, что большинство проблем были решены, но и позволила осуществить ряд инфраструктурных проектов, часть из которых удалось завершить, а остальные находятся в стадии, близкой к завершению.
Победа во втором туре И. Додона означает продолжение начатой реформы юстиции, основным достижением которой на сегодняшний день является назначение Александра Стояногло на должность генерального прокурора. Однако при этом проблемы формирования судейского корпуса, незатронутого коррупцией и кумовством, продолжают оставаться достаточно острыми. И для решения этой проблемы необходима последовательная политика, осуществляемая в интересах страны в целом и юстиции в частности.
Еще один аспект деятельности И. Додона за четыре года нахождения на посту главы государства – это то, что он сделал очень много для сохранения традиционного уклада народа Молдовы и традиций, связанных с православием. Эти вопросы общественной жизни, без сомнения, будут играть важную роль и в дальнейшем, если нынешний президент будет переизбран.
Да, за прошедшие четыре года И. Додон сделал не все, что планировал, и не все, что обещал во время своей избирательной кампании 2016 года. Но при этом необходимо учитывать, что до освобождения страны от олигархического режима Плахотнюка полномочия главы государства были урезаны и вся деятельность президента проходила в условиях борьбы с парламентом и правительством. Но и в этих условиях политик смог сделать немало. Один из главных примеров этого – получение Молдовой статуса наблюдателя в ЕАЭС. А в условиях второго президентского срока, осуществляемого в условиях сотрудничества с парламентом и правительством, Молдова сможет выйти из кризиса, вызванного как объективными внешними причинами, так и причинами, обусловленными предыдущей властью страны.
Что касается развития событий в случае победы М. Санду, то здесь развитие событий предсказать гораздо сложнее, прежде всего потому, что в этом случае неизбежен конфликт между ветвями государственной власти.
Особенности парламентской республики в принципе и Молдовы в частности заключаются в том, что нормальное функционирование государственного аппарата и взаимодействие внутри него возможны только в том случае, когда глава государства опирается на парламентское большинство в лице поддерживающей его политической партии или коалиции партий. Одна из особенностей РМ заключается в огромной фрагментации политического спектра, что, в свою очередь, приводит к аналогичной ситуации в парламенте. Один из немногих моментов, в котором сходятся все политические обозреватели, состоит в том, что в ближайшие годы ни одна политическая партия не сможет завоевать самостоятельное большинство в парламенте страны. Эти дробление и политическая фрагментация являются результатом целенаправленной политики внешних сил – западных «партнеров по развитию». Наиболее близка к единоличному большинству поддерживающая И. Додона Партия социалистов, но и для нее наиболее реальным является результат, не превышающий 50%.
В случае победы М. Санду возникнет ситуация, при которой неизбежен острый конфликт между президентом, правительством и парламентом. Все это будет происходить на фоне удручающей ситуации в экономике, обостренной пандемией коронавируса. Конфликт между ветвями власти неизбежно приведет к паузе во внешнем финансировании, что усугубит экономические проблемы. Кроме этого, практически никто не сомневается, что в следующем году Молдову ждут внеочередные парламентские выборы.
Так что фактически борьба за пост президента является прелюдией к другой избирательной кампании – парламентской. Но если для И. Додона и Партии социалистов результат президентских выборов не сильно повлияет на выборы парламентские, то для М. Санду это – фактор, по сути обеспечивающий политическое выживание. В случае победы своего лидера во втором туре президентских выборов фракция PAS в парламенте имеет хорошие шансы заметно увеличить свою численность. И в первую очередь это может произойти за счет сторонников ее бывшего партнера по блоку ACUM Андрея Нэстасе, который набрал в первом туре чуть более 3% голосов.
Достаточно большую вероятность имеет вариант развития событий, при котором парламентское большинство будет снова проводить проевропейскую политику, а отношения с Россией снова будут ухудшаться.
Отдельно хочется остановиться на таком моменте, как наличие у М. Санду гражданства Румынии, а также на факте её солидарности с идеями унионизма. В отличие от явных унионистов, открыто говорящих о необходимости присоединения Молдовы к Румынии, Санду лишь изредка признается в своих симпатиях к подобным политическим проектам. Тем не менее именно подобные ей «тихие унионисты» делают для присоединения Молдовы к Румынии больше, чем политические горлопаны.
Начиная с 2009 года, в стране полным ходом идет подчинение европейским стандартами законодательства, экономики, энергетики, образования. При этом Румыния является своеобразным посредником между РМ и ЕС в этих процессах. Все это происходит, несмотря на то что Евросоюз официально заявил о том, что Молдова в ближайшем будущем не рассматривается даже в качестве кандидата на вступление. Возникает законный вопрос: не к присоединению ли к Румынии готовят Молдову?
Безусловно, Румыния рассчитывает, что итоговый результат будет именно таким. Уж слишком нагло и беспардонно ведут себя румынские политики и дипломаты вплоть до того, что посол Румынии в Кишиневе Даниэль Ионицэ назвал похороненных в Молдове румынских солдат, погибших во время Второй мировой войны, её «освободителями».
Не случайно и заявление президента Румынии Клауса Йоханниса, сделанное два дня назад, 11 ноября, о поддержке на предстоящих выборах лидера прозападной PAS. По его словам, голосуя за Санду, люди выбирают, оказывается, «бесповоротное демократическое развитие» страны. Так что при президенте М. Санду процессы интеграции могут продолжиться, и будет сделан еще один шаг к потере независимости Молдовы.
Ждать недолго: уже поздно вечером 15 ноября страна узнает, какой путь был выбран избирателями.