Не допустить замкнутости экономик: принципы ЕАЭС испытывает кризис - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Не допустить замкнутости экономик: принципы ЕАЭС испытывает кризис

Спровоцированный COVID-19 экономический спад в неодинаковой степени затронул страны ЕАЭС, а также различные сектора их экономики. А некоторые отрасли, такие как фармацевтика и сельское хозяйство, вообще демонстрируют рост.

По данным статистического департамента ЕЭК, экономической спад в первом полугодии 2020 г. затронул все страны Союза. Общесоюзный ВВП по сравнению с январем-июнем 2019 г. в постоянных ценах сократился на 3,2%. При этом в Казахстане и Белоруссии (обе страны – -1,8%) его падение было почти вдвое меньше, а в России (-3,4%), Армении (-4,9%) и Киргизии (-5,3%) – выше среднесоюзных показателей. Последние, впрочем, определяются главным образом падением крупнейшей экономики ЕАЭС – России, на долю которой приходится более 80% общесоюзного ВВП.

Спад затронул все сектора экономики, за исключением сельского хозяйства и отдельных отраслей промышленности, связанных с медициной (производство лекарств, медтехники). Между тем в первом полугодии 2019 г. в странах ЕАЭС наблюдался экономический рост, колебавшийся от 1% в России и Белоруссии до 7,1% в Армении.

Эпидемия COVID-19, вызвавшая повсеместное сокращение потребительского спроса со стороны предприятий и частных лиц и, как следствие, падение деловой активности, негативно отразилась как на промышленности, так и на сфере услуг. Самой пострадавшей отраслью в условиях закрытых границ и введенных большинством стран мира ограничений на передвижение стали пассажирские перевозки. Если индекс промышленного производства за январь-сентябрь текущего года сократился на 2,6%, оборот розничной торговли – на 4,8%, грузооборот – на 5,7%, а ввод в действие жилья – на 4,1%, то пассажирооборот – сразу на 48,2%, или почти наполовину. Единственными отраслями, показавшими в условиях кризиса рост производства, как подчеркнул министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, оказались позиции, связанные с фармацевтикой, здравоохранением, а также производством продовольствия.

Снижение спроса на топливо, наблюдавшееся как на внутренних, так и на внешних рынках, негативно повлияло на экономики нефтедобывающих стран – России и Казахстана, а также имеющей развитую нефтепереработку Белоруссии. Самое значительное падение производства наблюдалось в горнодобывающей отрасли, включающей добычу каменного угля, нефти и газа. Если общее сокращение промышленности ЕАЭС за девять месяцев 2020 г. составило 2,6%, то в добывающих отраслях падение было вдвое большим (-5,9%). Сопоставимыми темпами падал лишь сектор ЖКХ (-5,5%), тогда как обрабатывающая промышленность падения вообще не продемонстрировала, оставшись на уровне 2019 г. Достичь этого удалось за счет сохранения уровня производства в России и его роста в Казахстане (на 3,3%), тогда как во всех остальных странах ЕАЭС обрабатывающие отрасли показали спад.

Сокращение спроса на топливо привело к рекордным убыткам двух крупнейших нефтегазодобывающих компаний России – «Газпрома» и «Роснефти». Выручка «Газпрома» за девять месяцев 2020 г. сократилась на 21% (до 2,74 трлн рублей), валовая прибыль – почти на 40%, а убыток от продаж составил 180,62 млрд рублей. Поставки газа в страны Западной Европы за этот период упали на 13%, Центральной Европы – на 11%, а в Турцию – на 25%.

Выручка крупнейшей нефтедобывающей компании России «Роснефти» с начала года сократилась на 34%, а чистый убыток достиг 177 млрд руб. Причем в минус компания сработала впервые с 2012 г. Очевидно, что показатели работы крупнейших компаний отражают непростую ситуацию, которая сложилась в топливно-энергетическом комплексе, что неизбежно приведет к сокращению налоговых поступлений в государственный бюджет.

Единственным сектором экономики, продемонстрировавшим в 2020 г. рост, стало сельское хозяйство.  По итогам января-сентября объем производства АПК вырос на 3,6%, что стало следствием роста спроса на продукты питания в условиях кризиса, хорошего урожая и стратегии импортзамещения, которой Россия следует с 2014 г.

Увеличение объемов сельскохозяйственного производства наблюдалось во всех странах ЕЭАС. Причем если в России его рост был чуть ниже среднего по Союзу (3,3%), а в Киргизии соответствовал ему, то в Белоруссии (4,9%) и Казахстане (5%) он был почти в полтора раза выше. Крайне незначительным увеличение объемов производства в АПК было лишь в Армении, где оно сохранилось практически на уровне прошлого года. В итоге кривая сельскохозяйственного производства на территории Союза, в отличие от промышленности, идет вверх, демонстрируя гораздо более позитивную динамику.

Во многом результат работы АПК – следствие второго в истории урожая зерновых, который в этом году собрала Россия. По данным Минсельхоза, на 13 ноября после завершения обработки 98,4% посевных площадей урожай зерновых в РФ составил 136,1 млн тонн, включая 87,9 млн тонн основного экспортного товара – пшеницы. До сих пор рекордным считался урожай 2017 г., когда Россия собрала в чистом весе 134,1 млн тонн зерна (в бункерном весе – 140 млн тонн). По прогнозам Минсельхоза США, экспорт российской пшеницы в этом году составит 39,5 млн тонн, в полтора раза превысив соответствующие показатели самих США и Евросоюза.

Значительный рост урожая зерновых и зернобобовых культур в этом году наблюдался и в Казахстане, который также планирует значительно увеличить экспорт пшеницы, а также в Белоруссии и Киргизии. В то же время значительный спад наблюдался в производстве картофеля и сахарной свеклы, что было вызвано погодными условиями.

Тем не менее рост аграрного экспорта пока не смог заместить падение зарубежных поставок нефти, нефтепродуктов и природного газа. За январь –август 2020 г. общий объем экспорта из стран ЕАЭС сократился на 23,8%, тогда как импорт просел всего на 8,3%. Как следствие, профицит внешней торговли Союза за восемь месяцев сократился вдвое (со 124,6 до 67,7 млрд долл.), что было вызвано прежде всего падением углеводородного экспорта.

Поставки минеральных продуктов за рубеж в стоимостном выражении упали более чем на треть, значительно опередив падение экспорта по всем прочим товарным группам. Причем наиболее значительным сокращение экспорта минеральных продуктов оказалось у Белоруссии и России.

В то же время экспортные поставки продовольственных товаров за восемь месяцев в целом по ЕАЭС увеличились на 14%, в том числе из Белоруссии – почти в полтора раза, а из России – на 16%. У всех прочих стран Союза аграрный экспорт сократился.

Позитивной тенденцией выглядит тот факт, что объем взаимной торговли между странами ЕАЭС в условиях кризиса сокращался медленнее, чем внешней. Если общий товарооборот с третьими странами за восемь месяцев упал на 18,1%, то торговля внутри ЕАЭС – на 13,8%. Во многом это является следствием падения мировых цен на топливо, доля которого в торговле между государствами Союза меньше, чем с третьими странами. Заменить собой внешнюю торговлю внутрисоюзная вследствие незначительных (за исключением России и отчасти Казахстана) размеров экономик стран ЕАЭС пока не в состоянии. Но ее товарная структура выглядит гораздо более сбалансированной, что и обусловило не столь высокие темпы падения взаимного товарооборота. Помимо поставок углеводородов, важную роль в торговле между странами ЕАЭС занимают поставки машин и оборудования, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, а также продукции химической промышленности.

В целом же рост замкнутости экономик, о котором как о крайне тревожной тенденции на XIII Евразийском экономическом форуме в Вероне недавно говорил министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев, пока затрагивает торговые связи внутри ЕАЭС в меньшей степени, чем их товарооборот с третьими странами. Ввиду стратегии России на замещение импорта, в том числе в критически важных для национальной безопасности отраслях, эта тенденция скорее является позитивной.

Кризис создает возможности для структурной перестройки экономики, которые страны ЕАЭС должны использовать для дальнейшего развития производства и наращивания торгово-экономических связей внутри Союза, особенно в тех сферах, где импорт можно сравнительно легко заместить. В противном случае главными торговыми партнерами для большинства государств ЕАЭС останутся Европа и Китай, закупающие у них сырую нефть и природный газ в обмен на поставку промышленных товаров.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3001
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика