Военные действия в Нагорном Карабахе и вокруг него прекратились - для многих неожиданно - совместным заявлением президентов России и Азербайджана и премьер-министра Армении, текст которого 9 ноября также неожиданно огласил Владимир Путин.
На основании этого документа в зону конфликта были направлены российские миротворцы, которые разместились «вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль коридора, соединяющего Нагорный Карабах с Арменией».
Одновременно из отошедших по этому соглашению к Азербайджану районов начался отток армянского населения, параллельно которому на «освобожденные» территории потянулись некогда покинувшие их азербайджанские граждане. Власти Армении стали призывать беженцев из Нагорного Карабаха к возвращению в подконтрольные ей населенные пункты НК, в том числе в Степанакерт.
Процесс оттока армянских беженцев и возвращения части местного азербайджанского населения на ранее покинутые места сопровождается обоюдно нежелательными и неприемлемыми событиями. Армянское население, покидая отходящие к Азербайджану села, сжигает свои дома и имущество, которое не может забрать с собой. Занимающие эти территории азербайджанцы разрушают или оскверняют надписями армянские святыни – могильные камни и храмы. Звучат взаимные обвинения. Фотографии пылающих сел и оскверненных храмов заполонили страницы СМИ и социальных сетей. Война прекратилась, но разрушительные процессы все еще продолжаются, не спеша уступить место периоду восстановления.
* * *
Как, когда и с каких стартовых позиций начнут обе стороны нелегкий процесс заживления нанесенных войной ран? Корреспондент «Ритма Евразии» попытался узнать некоторые детали у армянского и азербайджанского аналитиков.
Как заявил в беседе с нами азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде, несмотря на подписание соглашения, детализация его положений пока отсутствует и на уточнение и определение всех деталей понадобится по крайней мере несколько недель или даже месяцев.
«Дело в том, что соглашение подписано, а детализации пока нет. Она будет сделана в ближайшие дни, недели, месяцы, и тогда мы будем более или менее точно знать, как будут идти эти процессы. Мы ожидаем, что состоятся консультации между сторонами, будут обсуждаться возможные планы. Если говорить о возвращении на освобожденные территории, то следует отметить, что на значительной площади этих территорий нет возможности жить и учиться. Дома, инфраструктура полностью разрушены. Нет зданий, нет линий электропередач, газопроводов, дорог. Все нужно восстанавливать или строить заново», - отметил И. Велизаде.
По его информации, речь идет о 4-5 районах, где в результате войны не осталось вообще ничего. «Кое-что сохранилось в Кельбаджарском и Лачинском районах, но сегодня покидающее его армянское население сжигает за собой дома, разрушает подстанции. И для того чтобы туда вернулась жизнь, необходимо провести строительные работы. Поэтому речь будет идти о планировании строительных работ, реализации программ по строительству жилых домов и объектов инфраструктуры», - сообщил И. Велизаде.
Параллельно власти Азербайджана начали процесс уточнения численности вынужденных переселенцев, тех, кто покинул Нагорный Карабах и прилегающие к нему районы в самом начале и на различных этапах вооруженного конфликта. «Проходит процесс переписи вынужденных переселенцев, уточняются места их нынешнего проживания, места проживания их родителей. Часть старшего поколения ушла в мир иной, но остались их дети. Несмотря на то, что эти районы находились под контролем армянских вооруженных сил, администрации районов действовали внутри Азербайджана. Местные власти Кельбаджарского, Кубатлинского районов находились в подчинении центральной власти Азербайджана. Там работали школы. Выходцы из этих районов были прописаны в местах своего рождения. Сейчас будет уточняться, кто из них остался в живых, кто выступает правонаследником старшего поколения», - пояснил И. Велизаде.
По словам эксперта, отмечается и процесс возвращения в регион армянского населения, и в этой ситуации актуальным становится вопрос совместного проживания двух еще недавно находившихся в состоянии открытого вооруженного конфликта народов.
«Частично на места своего постоянного проживания возвращается и армянское население. Процесс осуществляется под контролем миротворческих сил. Но в районах, которые контролируют миротворцы, проживало и азербайджанское население. Поэтому очень важно, как сумеют миротворцы обеспечить совместное проживание армян и азербайджанцев на этих территориях. Думаю, что и эти вопросы будут обсуждаться в ходе предстоящих консультаций», - заявил Ильгар Велизаде.
Еще в ходе вооруженного конфликта президент Азербайджана Ильхам Алиев озвучил идею культурной автономии Нагорного Карабаха. Но детали и возможности реализации этого предложения пока не определены. «Сегодня сложно говорить о реализации этого предложения, так как оно должно быть реализовано на практической плоскости. А сегодня зона, где предусматривается эта автономия, находится под контролем миротворческих сил. Думаю, что и эти моменты будут согласованы в дальнейшем, по мере возвращения армянского и азербайджанского населения и создания там администраций и институтов», - пояснил И. Велизаде.
* * *
На территориях, которые остались под контролем Армении, некоторые восстановительные работы уже начаты. Как сообщают армянские СМИ, в Степанакерте и других районах Нагорного Карабаха проводятся аварийно-восстановительные работы на поврежденных в результате артиллерийских обстрелов системах связи, водоснабжения, газоснабжения и линиях электропередач. Устранить все повреждения обещают в кратчайшие сроки.
Также сообщается, что из Еревана в Степанакерт направилась первая колонна из 11 автобусов, на которых на места проживания вернулась часть покинувших его во время военных действий граждан. Ожидается, что этот процесс будет продолжен.
По информации армянского аналитика Айка Халатяна, режим прекращения огня, установленный в результате соглашения от 9 ноября, соблюдается, но армянское население выражает недовольство правительством своей страны.
«Люди считают, что власти Армении и Арцаха (Нагорного Карабаха) их предали. Особенно сильны эти настроения среди тех жителей Нагорного Карабаха, которые были вынуждены покинуть свои дома во время этой войны. Уходя, они сжигают свои дома, понимая, что обратно вернуться уже не смогут», - пояснил А. Халатян.
По его словам, к российским миротворцам и в Армении, и в Нагорном Карабахе относятся с доверием и понимают, что в случившемся виновны не миротворцы, а власти Армении, а российских военнослужащих считают единственной гарантией безопасности населения.
«Пророссийские настроения были сильны в Карабахе еще до войны, а сейчас тем более усилились, - уточнил А. Халатян. - Что касается населения Армении и прозвучавших в последний период некоторых антироссийских лозунгов, здесь надо различать отношение к России от подхода к политике России. В Ереване появилось определенное разочарование. От России как от союзника ожидали большей поддержки, тем более на фоне включения в конфликт союзника Азербайджана Турции. Но на миротворцев такие настроения никак не распространяются. Все понимают, что отныне именно эти миротворцы будут гарантировать безопасность жителей Нагорного Карабаха».
Что касается процесса возвращения армянского населения в Нагорный Карабах, по мнению эксперта, вернутся туда немногие. Он предполагает, что большинство из числа «новых» беженцев останется в Армении, а при первой возможности попытается выехать в страны ЕС.
«Во время этой войны Нагорный Карабах покинули более 90 тысяч человек. Власти Армении всячески призывают их вернуться, обещают помощь. Но думаю, что многие не вернутся, потому что у них там просто нет домов, а также люди по-прежнему будут опасаться за свою жизнь. Дело в том, что значительную часть жителей Нагорного Карабаха составляли беженцы из Баку, Сумгаита, Гянджи, которые поселились здесь после событий 90-х годов прошлого века. Эти люди один раз уже потеряли все, приехали сюда, обустроились, наладили жизнь, а сейчас опять пришлось все бросить и уехать. Поэтому, думаю, что многие постараются остаться в Армении. А если границы откроются и появится возможность, то попытаются поселиться в какой-нибудь из стран Евросоюза», - сказал А. Халатян.
* * *
По оценкам экспертов, в результате нынешнего вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе и его исхода в регионе сложилась новая реальность, в которой свои позиции прояснили и упрочили два крупных игрока – Россия и Турция. Поэтому аналитики ожидают, что политика в регионе как минимум на ближайшие 5 лет (на период действия соглашения от 9 ноября) будет определяться соперничеством России и Турции, а также – частично – Ирана.
О коренном изменении геополитической картины в регионе по итогам заявления Путина–Алиева–Пашиняна говорят и грузинские эксперты, которые считают, что в результате войны в Нагорном Карабахе каждая сторона «получила свое», а Россия и Турция лишь усилили свое присутствие и влияние на Южном Кавказе.