В Киргизии хотят в очередной раз изменить Конституцию, а вместе с ней и политическую модель государственного устройства. Еще в середине октября и. о. президента Садыр Жапаров в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал, что намерен принять участие в предстоящих президентских выборах. Но нынешние положения Конституции Киргизии предполагают, что человек, исполняющий обязанности президента, не имеет права баллотироваться на высший пост страны. Так что работа над изменениями в законодательство о выборах в парламент и выборах президента началась еще в октябре.
Правда, автор нынешней редакции Основного закона депутат Жогорку Кенеша Омурбек Текебаев пояснил, что Жапарову для участия в выборах нужно лишь отказаться от занимаемых должностей. Что, собственно, политик и сделал.
Задача № 1 – Конституция для «своих»
О том, что у нового премьер-министра Киргизии свое видение конституционной реформы, неоднократно говорил и нынешний глава МИД Руслан Казакбаев. «Основанием послужило существование в последние годы в Кыргызстане смешанной формы правления. В соответствии с Конституцией 2010 года, политические силы постарались создать баланс всех ветвей власти. Но, по мнению нашего народа, такая система работала недостаточно эффективно», – уверяет глава внешнеполитического ведомства.
К слову, Жогорку Кенеш 22 октября почти единогласно одобрил в трех чтениях поправки в избирательное законодательство. Законопроект предусматривает снижение с 7 до 3% избирательного порога (столько должна набрать партия, чтобы получить депутатские мандаты). Документ также отменяет форму № 2, которая позволяла гражданам голосовать не по месту прописки, и уменьшает избирательный залог с 5 до 1 млн сомов. 11 ноября конституционный закон «О внесении изменений в конституционный Закон «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша» был подписан С. Жапаровым.
О проекте новой редакции Основного закона страны Садыр Жапаров рассказал 9 ноября, пообещав презентовать ее в течение 10 дней. «В Конституции предлагаются президентская форма правления и смешанный парламент – половина по мажоритарной и по партийной системе», – уточнил он, комментируя проект Основного закона.
По его словам, также будет введена система курултая. Раз в год в Бишкек будут приезжать примерно 2,5 тысячи делегатов из каждого округа, управы, села и района, чтобы ознакомиться с отчетом президента и парламента. «За прошедшие 30 лет, – отметил он, – верховная власть ни разу не отчитывалась перед народом, а предлагаемая система поможет сделать власть в стране по-настоящему народной».
Остальных нюансов, касающихся Конституции, пока не сообщается. Со слов С. Жапарова известно лишь, что в ближайшее время созовут конституционное совещание по редактированию главного документа страны. Его работа будет транслироваться в прямом эфире.
Ясно одно: президентская форма правления подразумевает то, что глава государства будет также возглавлять и правительство, таким образом, в республике воспроизводится американская система власти.
«Эксперты уже готовят новый проект Конституции. После того как они подготовят проект, он будет предложен парламенту. Тогда уже парламент решит, как и что изменится. Я могу отметить, что конституционная реформа – это требование народа», – заявил С. Жапаров во время своей пресс-конференции в качестве и. о. главы Киргизии 12 октября.
А через два дня он сложил полномочия и. о. главы государства и премьер-министра для участия в досрочных президентских выборах в качестве рядового гражданина. В своем обращении С. Жапаров еще раз подчеркнул, что в стране идет подготовка к конституционной реформе и «в ближайшие дни проект новой Конституции будет подготовлен». Затем документ внесут на рассмотрение парламента.
Закон для узурпации власти?
За годы независимости Конституция Киргизия менялась 9 раз. В последних редакциях Конституции от 2010 и 2016 годов уменьшили полномочия президента в пользу парламента в первом случае и усилили статус премьер-министра – во втором. 11 декабря 2016 года было внесено 40 поправок в 29 статей Основного закона. Тогда на референдуме за эти изменения проголосовали около 80% избирателей.
Сегодня многие политические эксперты опасаются, что принятие новой Конституции станет попыткой узурпации власти. «Отец Конституции – 2010» Омурбек Текебаев заявлял, что некоторые силы пытаются установить в Киргизии абсолютное президентское правление. Его мнение: из кризиса нужно выходить с той Конституцией, которая есть на данный момент.
«Мы знаем, как хотят провести выборы. Кто будет баллотироваться, кто станет президентом, если один из них не пройдет. В таком случае я могу ответственно заявить, что у нас будет, как в Туркменистане. Может случиться так, что вам придется потом целовать руки лидеру», – предостерег нардеп.
Юристы правовой клиники «Адилет» считают, что депутаты ЖК и С. Жапаров нарушили Конституцию и регламент работы парламента, когда одобрили перенос выборов и конституционную реформу. «То, что у принятия любого законопроекта есть определенный регламент, и то, что закон обратной силы не имеет и выборы должны пройти в срок, обозначенный ЦИК, не остановило нардепов. Из 83 человек «за» новый конституционный закон проголосовало 82, «против» был только один. Новый закон сразу же подписал и. о. президента Садыр Жапаров. У депутатов шестого созыва нет на это полномочий. В соответствии с частью 2 статьи 70 Конституции, Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по пропорциональной системе. Их срок работы истекает 28 октября, а нового созыва нет. Поэтому шестой созыв остается работать, нарушая собственный регламент: конституционный закон, который они за один день представили и приняли в трех чтениях, по сути, вне закона. Процедуры по внесению изменений в Конституцию КР займут несколько месяцев. Следовательно, после 28 октября 2020 года парламент не может инициировать и рассматривать внесение изменений в Конституцию, в связи с тем, что срок его полномочий истечет», – отмечают эксперты.
Конституционную реформу, предлагаемую и. о. президента, прокомментировал экс-депутат, бывший вице-премьер КР, лидер партии «АР-Намыс» Феликс Кулов. «Проводить конституционную реформу этот парламент не имеет ни политического, ни морального права. Менять Конституцию – это сложный процесс, это должен быть профессиональный документ, который должен готовиться не на курултае. Для внесения изменений в Конституцию должна быть образована рабочая группа из профессиональных экспертов. В нашем парламенте квалифицированных юристов нет, отдавать им Конституцию неправильно», – считает он.
Прислушаются ли соотечественники к мнению Феликса Кулова?
Политик подчеркнул, что процесс конституционной реформы длительный, включающий в себя рассмотрение Конституционной палатой, парламентом в двух чтениях, Венецианской комиссией, а также общенародное обсуждение.
«И. о. президента на встрече с населением объявил, что в самое ближайшее время внесет проект новой Конституции на рассмотрение специально созданного для этого Конституционного совета. Очевидно, что какой-то умник посоветовал ему таким образом обойти положения Основного закона страны, чтобы не проводить конституционную реформу через Жогорку Кенеш. Так как в этом случае процесс рассмотрения и принятия новой Конституции займёт не менее полугода. Из сообщений СМИ можно сделать вывод о том, что конституционная реформа имеет две основные цели: первая – избирать часть депутатов по партийным спискам, а часть по мажоритарной системе. И вторая – перейти к президентской форме правления. В первом случае это можно сделать и по действующей Конституции путем внедрения наряду с пропорциональной – преференциальной системы. Тогда избиратель будет иметь возможность голосовать не только за партию, но и за конкретного кандидата из партийного списка. Для этого достаточно внести дополнения и изменения в закон о выборах. Кстати, соответствующий законопроект был разработан группой людей, в которую вошёл и я. Более года назад он был передан в Жогорку Кенеш, где благополучно сгинул», – говорит он.
По мнению Ф. Кулова, спешка в принятии законопроекта вызвана желанием провести в один день, 10 января, и выборы президента, и референдум по принятию новой Конституции.
«Для любого грамотного человека очевидно, что инициаторы данной затеи умышленно вводят в заблуждение руководство страны, наивно полагая, что если принять на референдуме Конституцию и одновременно в этот же день избрать президента, то новый глава государства автоматически получит и новые полномочия по вновь принятой Конституции. Это абсурд. Нельзя быть избранным по Конституции, которой ещё нет. Такого в мировой практике ещё не было», – отметил экс-глава кабмина.
Ф. Кулов предупреждает, что президент, избранный 10 января, не будет иметь юридических прав на получение новых полномочий, предусмотренных по новой Конституции. Именно по этой причине в стране придется проводить еще одни выборы.
«Такого плачевного состояния экономики не было со дня приобретения независимости. Чудес в экономике не бывает, эйфория пройдёт и новому руководству страны не позднее осени следующего года предстоит, не дай Бог, испытать потрясения посильнее, чем в октябре этого года. Громоотводом должен стать не новый президент с суперполномочиями, а правительство и парламент. Нравится кому-то или не нравится, но это политика, основанная на принципе сохранения государственной стабильности. А вот в 2022 году можно было бы безболезненно пойти на изменения Конституции и спокойно решить, какая форма правления нам больше подходит», – подытожил лидер партии «Ар-Намыс».
Досрочные выборы президента в Киргизии пройдут 10 января. По состоянию на 14 ноября в Центральную избирательную комиссию поступило 62 заявления о выдвижении кандидатом на должность президента республики.
___________________________
Фото: knews.kg