Президент Польши Анджей Дуда побывал с официальным визитом в Литве для совместного празднования с литовским коллегой Гитанасом Науседой 500-й годовщины со дня рождения польского короля Сигизмунда Августа.
Сигизмунд Август – национальный герой Польши и «отец» Люблинской унии 1569 года, давшей рождение Речи Посполитой обоих народов в результате объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского (ВКЛ). Шумно освещаемый визит Дуды в Литву был рассчитан на внешнего зрителя, а именно на популяризацию политического наследия Люблинской унии для западных республик бывшего СССР.
Выступая на форуме литовского парламента «Вольные с вольными, равные с равными», Дуда не скупился на величественные эпитеты при описании причин и последствий унии: «Вольные с вольными, равные с равными – эти слова были квинтэссенцией Люблинской унии, великого политического и цивилизационного события, чьё великолепное наследие по сей день чрезвычайно вдохновляет оба наших народа, наш регион, и, хочу подчеркнуть это с особенной силой, всю Европу и особенно Европу объединённую, Евросоюз, в котором мы сегодня состоим».
Далее шли слова о единстве исторической судьбы поляков и литовцев, которые сообща, оказывается, еще в XVI в. создали прообраз Европейского союза, и что в Речи Посполитой в безопасности жили католики, православные, мусульмане и иудеи.
Дуда представил Речь Посполитую как общий дом поляков, литовцев, украинцев и белорусов, объединённых общим видением геополитических реалий той эпохи, а сегодня – пониманием важности сотрудничества в рамках политики укрепления восточного фланга НАТО.
Описание Дудой Речи Посполитой обоих народов не соответствует историческим реалиям. Общеизвестно, что Люблинская уния обернулась для литовцев практически полным вытеснением литовского языка из административного оборота и поголовной полонизацией.
Русское население ВКЛ (тех, кого позже назовут украинцами и белорусами) постигла похожая судьба – окатоличивание правящих слоёв с принятием ими польской национальной идентичности, притеснением православного населения вплоть до репрессий и физических расправ. Никогда Речь Посполитая обоих народов не была веротерпимым и в национальном отношении толерантным государством.
Миролюбивый характер Речи Посполитой опроверг в одном из последних интервью скончавшийся летом сего года самый известный специалист по России в Польше проф. Анджей Валицкий (Andrzej Walicki). Он заявил опешившему польскому журналисту, что русским, в отличие от поляков, удалось создать многонациональную и многоконфессиональную империю. В Польше же уровень веротерпимости вырос лишь в период нахождения её в составе Российской империи благодаря законам, введённым российскими правителями.
В современной Польше многие политические публицисты и политики настаивают, что польское государство всегда было только мононациональным, а включение в его состав других народов оборачивалось для поляков проблемами, поэтому единственным подходом Польши к национальной проблеме и был курс на полную ассимиляцию нацменьшинств. В связи с этим, подчёркивают такие публицисты и политики, наплыв мигрантов с Украины и других стран угрожает размыванием польской идентичности. Рассуждения – совершенно невозможные для действительно многонационального государства!
Примером воплощения духа Люблинской унии Дуда назвал инициативу Троеморья (инфраструктурно-политическое объединение под эгидой США 12 европейских стран) и Люблинского треугольника (Польша – Литва – Украина). О последнем он сказал, что все ждут присоединения к нему Белоруссии, дав понять, что это не произойдёт при Александре Лукашенко.
Целью проекта Троеморья является замена в Европе менее дорогого российского природного газа на сжиженный американский, импортируемый танкерами из США в Литву и Польшу. Перепродавая этот газ европейским потребителям, Варшава и Вильнюс надеются превратиться в транзитёров газа в ЕС, лишив этого звания, а заодно миллиардных прибылей Украину и Белоруссию.
Многие участники Троеморья (например, Австрия, Хорватия, Словения, Словакия, Венгрия, Болгария) присоединились к данной инициативе только для того, чтобы на всякий случай иметь запасной источник энергоресурсов. Прекращать закупки российского голубого топлива они не собираются, но Варшава и Вашингтон надеются убедить их это сделать.
Дифирамбы Дуды в адрес канувшей в Лету Наияснейшей Речи Посполитой (второе название объединённого польско-литовского государства) – это попытка подложить под нынешние антироссийские проекты в Восточной Европе значимый исторический фундамент и соответствующую идеологию.
Люблинская уния превратила Польшу в одного из лидеров Восточной Европы, и Варшаве хочется, чтобы история повторилась. Вот почему в контексте унии Дуда упомянул об обязательствах Польши и Литвы выделять по 2% ВВП на оборону в рамках сотрудничества с НАТО, военно-стратегическое партнёрство с Соединёнными Штатами, поддержку Варшавой уличных беспорядков в Белоруссии и националистического режима на Украине.
Нависшее над восточнославянскими республиками привидение Речи Посполитой олицетворяет планы Варшавы по кардинальной перекройке устоявшейся в Восточной Европе архитектуры безопасности и сложившегося баланса сил. Государственный переворот на Украине в 2014 году, текущая попытка провернуть такой же госпереворот в Белоруссии, размещение в Польше и Литве у российских границ военного кулака НАТО, спровоцированная прозападным руководством Украины бойня в Донбассе – всё это осязаемые признаки присутствия разрушительного духа Люблинской унии.