Внутриполитическая ситуация в Армении представляется крайне запутанной. Если ориентироваться на сообщения средств массовой информации, то премьер-министра Никола Пашиняна вот-вот сметут. Главная причина – слишком болезненные потери армянской стороны, в том числе территориальные, по итогам реализации трехстороннего Заявления президентов России, Азербайджана и главы правительства Армении от 9 ноября 2020 года. По сути, речь идёт о соглашении о прекращении огня с имплементацией многих элементов плана урегулирования нагорнокарабахского конфликта, предлагаемого до войны сопредседателями Минской группы ОБСЕ.
В то же время социально-экономическая и эпидемиологическая ситуация в стране остается достаточно тревожной. Так, курс армянского драма впервые за долгие годы снизился до более чем 500 драмов за доллар и свыше 600 драмов за евро. Если же говорить об эпидемиологической ситуации, то численность инфицированных к общему числу тестируемых колеблется в пределах 37-40% (несколько недель назад – 48-52%), что значительно превышает довоенный период. Количество жертв военных действий с армянской стороны составляет около 2500 человек (поименно представлены пока свыше 1700 человек), около 7 тысяч раненых, неясно пока число пропавших без вести и находящихся в плену. Кроме того, на территории Армении находятся десятки тысяч беженцев из Нагорного Карабаха.
Одним словом, налицо все «прелести» поствоенной ситуации, которые могут стать прекрасным поводом и базой для жесткого политического противостояния и кризиса.
Сразу после публикации трехстороннего Заявления, в ночь на 10 ноября несколько тысяч человек собрались у Дома правительства и потребовали отставки премьер-министра Пашиняна. Группа митингующих сумела взломать двери, ворваться в здание и устроила там погром. Другая группа протестующих прорвалась в парламент и там также устроила погром, выместив негодование на спикере законодательного органа Арарате Мирзояне. В результате он оказался в больнице в крайне тяжелом состоянии, где перенес две операции и ожидает третьей.
Толпа также ворвалась в место проживания премьер-министра. Сам Пашинян, вознёсшийся в 2018 году к вершинам власти на волне уличной стихии, на этот раз предпочёл оставаться под защитой своей охраны, предположительно в бункере министерства обороны. Протестные акции с попытками перекрытия улиц в центре армянской столицы не прекращались и в последующие дни. По ряду эпизодов возбуждены уголовное дела, ведется расследование. 15 человек, в том числе две женщины, участвовавшие в погромах, задержаны. Ещё 80 участников этих событий находятся в розыске. Обвинения по различным статьям Уголовного кодекса были предъявлены более чем десяти лидерам различных оппозиционных партий (в основном внепарламентских).
Однако суды первой инстанции весьма мягко трактуют действия протестующих во время «военного положения», не оставляя их под стражей, несмотря на требования правоохранительных органов, Службы национальной безопасности и Судебной следственной службы, удержать контроль над которыми Пашинян пытается всеми силами.
Отметим, что 15 ноября председатель Высшего судебного совета (ВСС) Рубен Вардазарян призвал коллег-судей в этот судьбоносный для народа период руководствоваться исключительно законом и не поддаваться влиянию властей и улицы. В опубликованном заявлении в адрес судей Вардазарян подчеркнул, что сегодня армянский народ, Армения и Арцах сталкиваются с важнейшими историческими реалиями: «Сформированная вследствие турецко-азербайджанской террористической войны новая реальность вызвала серьезные экзистенциальные проблемы, для преодоления которых нам необходимо исключительное благоразумие и подчеркнутое чувство государственности».
По его словам, настал судьбоносный исторический момент для демонстрации на практике высокого профессионализма лиц, реализующих правосудие, преданность Родине посредством обеспечения верховенства закона.
В этот же день Пашинян сделал запись на своей странице в Facebook, где уверял, что посмотрел десятки видео солдат с передовой и поражен глубокомысленностью бойцов, и далее: «Парни, вы правы. Жду вас в Ереване, чтобы окончательно решить вопросы скулящих под стенами». Эта запись получила осуждение со стороны практически всех политических сил, т. к. была воспринята как провоцирующая гражданское противостояние.
«Запись премьер-министр Армении, в которой содержится призыв к солдатам на передовой, крайне опасна, особенно в эти ответственные и крайне эмоциональные дни. Тем самым, по сути, делается призыв к гражданским столкновениям», – заявил омбудсмен Арман Татоян.
Оппозиция в лице полутора десятков партий попыталась организовать массированное митинговое давление. Основное требование митингующих: немедленная отставка премьер-министра, формирование правительства национального согласия (временного правительства), проведение досрочных парламентских выборов. Приблизительно той же позиции придерживается президент Армен Саркисян с тем отличием, что, по его мнению, к досрочным выборам надо основательно подготовиться, чтобы они прошли в течение года, т. е. не позднее осени 2021 года.
На первом этапе протестов активно высказывалась мысль об объявлении трехстороннего заявления по Карабаху недействительным. Однако затем говорить об этом перестали, более того, оппоненты режима Пашиняна подчёркивают, что никоим образом не выступают против российской миротворческой миссии в Нагорном Карабахе (иная позиция была бы политическим самоубийством). Оппозиция требует отмены режима военного положения, запрещающего проведение митингов. Военные пока не обращаются к правительству с соответствующим предложением, мотивируя это рядом обстоятельств, в том числе и передислокацией войск. Вместе с тем можно предположить, что к 1 декабря режим военного положения будет снят.
Ссылаясь, в частности, на интервью президента России от 17 ноября, Н. Пашиняна обвиняют в том, что он мог подписать документ о прекращении огня ещё 19-20 октября и тогда ситуация для армянской стороны была бы более приемлемой (в частности, азербайджанская армия ещё не захватила Шушу). Однако при этом замалчивается, что продолжения боевых действий требовали не только представители парламентского большинства, но и парламентская оппозиция в лице партий «Процветающая Армения» и «Просвещённая Армения».
С целью хотя бы как-то парировать давление с улицы 18 ноября Пашинян представил «дорожную карту» действий своего правительства до июня будущего года. Документ, преисполненный благими пожеланиями, по существу едва ли можно критиковать. Однако оппоненты ясно дают понять, что выполнить эту программу должно другое правительство и во главе с другим премьером.
Еще одним шагом Пашиняна стали продолжающиеся кадровые перемены в правительстве, структура которого пока осталась прежней. Кадровые перемены имеют целью, с одной стороны, «выпустить пар из котла», а с другой стороны, сделать правительство более профессиональным по своему составу и менее «революционным» (интересно, кто мешал сделать это раньше)?
В частности, вместо подозреваемого в причастности к коррупционным сделкам Давида Тонояна министром обороны назначен генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян (с середины августа – главный советник премьер-министра по военно-политическим вопросам). Пост министра труда и социальных вопросов занял Месроп Арутюнян, предшественница которого Заруи Батоян была (далеко не единственным) представителем НПО-сектора в правительстве и подвергалась жесткой критике за непрофессионализм еще до начала боевых действий. Пост министра образования, науки, культуры, молодежи и спорта занял профессор Ереванского государственного университета, доктор физико-математических наук Ваграм Думанян. Он сменил «суперминистра-революционера» Ару Арутюняна, который по мнению наблюдателей, провалил все реформы в этой сфере. Вместо Феликса Цолакяна пост министра по чрезвычайным ситуациям занял военный, бывший командующий корпусом генерал-майор Андраник Пилоян. Министерство иностранных дел возглавил Ара Айвазян, работавший до этого заместителем министра и сменивший Зограба Мнацаканяна, уволенного главой правительства «в прямом эфире» на заседании парламента после того, как министр не подтвердил версию Пашиняна о сдаче Шуши. Местные наблюдатели не исключают, что следует ожидать и других кадровых изменений, которые могут коснуться министерств юстиции, финансов и других ведомств.
Стоит напомнить, что правительство имеет в парламенте устойчивое большинство (85 мандатов из 132) и в состоянии принимать законы, даже несмотря на бойкот заседаний со стороны фракций «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения».
В условиях некоторого спада митинговой активности внепарламентская оппозиция пытается привлечь к себе внимание иными протестными формами, включая голодовки, политическая эффективность которых невелика. Кроме того, опросы недельной давности MPG / Gallup Int показывают, что в вопросе отставки Пашиняна в обществе нет единства.
|
30 октября |
13 ноября |
18 ноября |
Пашинян должен уйти в отставку |
14.2% |
35.2% |
42.1% |
Пашинян не должен уходить в отставку |
73.1% |
48.1% |
44.3% |
Затруднились ответить |
12.7% |
16.7% |
13.6% |
Это объясняется тем, что респонденты не хотят менять «шило на мыло», т. к. очень хорошо знают участников вышеупомянутых акций протеста и их лидеров и не горят желанием поддержать их приход к власти. Кроме того, вышеупомянутые оппоненты Пашиняна на данный момент не имеют не только должного уровня общественной поддержки, но и поддержки изнутри власти, прежде всего со стороны силовых структур. Армянское общество опасается хаоса и неопределённости в условиях надвигающейся зимы. Кроме того, у парламентской и внепарламентской оппозиции отсутствует лидер, которому значительная часть общества могла бы в столь сложной ситуации доверять.
Таким образом, действующий глава правительства, явно не собирающийся расставаться со своей должностью под грузом военного поражения (есть сомнения, что он и его жена этот груз вообще чувствуют), может рассчитывать на некоторый период времени для реализации своей «дорожной карты». Вопрос в том, как долго по времени продлится этот люфт и как много успеет премьер реализовать за рамками разделения общества на «белых» и «черных», что чревато новыми потрясениями. Также мы предполагаем, что вероятность проведения досрочных парламентских выборов в Армении в 2021 году остаётся достаточно высокой.