
В последний день октября гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин и министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Багдат Мусин подписали протокол о внесении изменений и дополнений в соглашение о проекте космического ракетного комплекса «Байтерек». «Таким образом, были закрыты все имевшиеся ранее разногласия между сторонами, и проект «Байтерек» перешёл в стадию практической реализации», – отметили в госкорпорации.
Долго запрягали
История совместного казахстанско-российского проекта по созданию инфраструктуры для запуска космических аппаратов с космодрома Байконур экологически чистыми ракетами-носителями началась почти 17 лет назад с подписания президентами России и Казахстана «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур"». Стороны договорились разработать и создать на космодроме ракетно-космический комплекс с высоким уровнем экологической безопасности на базе российского ракетно-космического комплекса «Ангара». А конкретно – отказаться от запуска ракет-носителей «Протон», использующих высокотоксичные компоненты топлива, в пользу более экологически безопасных носителей.
Дело в том, что «Протоны» используют в качестве топлива весьма неприятное вещество с названием гептил, являющееся сильнейшим канцерогеном и мутагеном. Окислителем же в них служит крайне токсичный тетраоксид азота, называемый также амилом. При запуске этих и других ракет, использующих данные компоненты, химическому заражению их несгоревшими остатками подвергались значительные территории казахстанских степей не только при аварийных, но и при совершенно успешных стартах. Ведь в ракетных топливных баках даже при штатной работе двигателей остаются остатки и пары компонентов, вырывающиеся наружу при падении отработанных ступеней.
Изначально проект «Байтерек» (так называется Древо Жизни в казахской мифологии), получивший имя первого президента РК Нурсултана Назарбаева, предполагалось реализовать на основе разрабатывавшейся модульной ракете-носителе «Ангара», использующей в качестве топлива и окислителя экологически чистые керосин и жидкий кислород. Но из-за задержки сроков разработки «Ангары» проект пришлось переориентировать на использование украинской ракеты «Зенит». Увы, но и от данного варианта пришлось отказаться после госпереворота на Украине и последовавшего за этим запрета на любое украинско-российское сотрудничество в ракетно-космической области.
Все эти сложности не позволяли начать работы по созданию наземной инфраструктуры ракетно-космического комплекса. Дело в том, что каждая ракета-носитель требует «подстройки» стартового комплекса под конкретный тип запускаемой ракеты. А поскольку реализация проекта «Байтерек» предусматривала переделку уже существующих пусковых установок «Протонов» (одна из них к тому же была разрушена в результате аварии в 1990 г.), то для начала работ необходимо определиться с типом и характеристиками стартующих с них ракет.
На острие прогресса
Дело сдвинулось с мёртвой точки в 2015 г., когда в Федеральную космическую программу РФ до 2025 года был включён проект по созданию новой ракеты-носителя среднего класса «Союз-5». Именно на её основе Россия предложила Казахстану реализовать «подвисший» было проект «Байтерек».
Двухступенчатая ракета-носитель «Союз-5», разрабатываемая РКК «Энергия» им. Королёва, относится к классу средних (полутяжёлых) и должна выводить на низкую околоземную орбиту до 17 тонн полезного груза. Как и оговаривалось в технических условиях «Байтерека», обе её ступени работают на экологически чистой топливно-окислительной паре керосин + жидкий кислород. Мало того, у «Союза-5», предназначенного для пилотируемых космических запусков, создаётся грузовой «двойник» с наименованием «Союз-6», также предназначенный для пуска с тех же стартовых площадок «Байтерека». Отличие лишь в упрощённой конструкции, не предусматривающей систем спасения экипажа космического корабля, что позволит удешевить непилотируемые пуски.
Ещё одна особенность ракеты «Союз-5» в том, что она изначально разрабатывалась под создаваемый в России перспективный космический корабль нового поколения «Федерация». А помимо пусков, в рамках проекта «Байтерек» предполагается использовать её для пусков с космодрома «Восточный», а также с плавучего космодрома «Морской старт». То есть речь идёт об универсальном инструменте, позволяющем существенно удешевить расходы на запуск космических аппаратов за счёт более массового выпуска данных ракет.
Компоновочно ракета «Союз-5» (и её грузовой «двойник» «Союз-6», который послужит основой второй ступени сверхтяжёлой ракеты-носителя «Енисей») повторяет украинский «Зенит», да и разрабатывается в качестве его замены. Тем более, по разным данным, от 70% до 85% комплектующих «Зенита» производится именно в России. Но это отнюдь не копия, поскольку в конструкции ракеты-носителя использованы совершенно иные технологические решения и даже основные компоненты. В частности, в качестве двигателей второй ступени применены самые эффективные в мире четырёхкамерные кислородно-керосиновые ЖРД РД-0124, используемые в третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1б». Это первые ракетные двигатели, разработанные в РФ после распада СССР. Двигателем первой ступени будет так называемый «царь-двигатель» РД-171МВ, мощность которого сопоставима с мощностью крупной электростанции, а сам он после окончания испытаний станет базовым для первых ступеней целой линейки российских ракет-носителей, включая разрабатываемый сверхтяжёлый «Енисей».
Таким образом, проект «Байтерек» должен стать не просто «игрушкой для утешения самолюбия Казахстана», как ехидно заявляют некоторые критиканы, а действительно технически передовым проектом.
Пришла пора делать дело
Помимо неопределённости с используемой ракетой-носителем, началу работ в рамках проекта «Байтерек» мешало и отсутствие финансирования. Точнее, именно указанная неопределённость не позволила сторонам выделить средства на переоборудование стартовых установок. А суммы эти немаленькие. На 2005 г. на реализацию своей части проекта Казахстан выделял средства в размере 223 млн долларов США. К 2012 г. из-за задержек разработки ракеты-носителя стоимость проекта возросла в 7 раз. Во второй половине 2017 г. ориентировочная цена создания комплекса «Байтерек» была следующей: на ракету-носитель требовалось порядка $500 млн, на модернизацию наземной инфраструктуры – порядка $245 млн.
Реальные же шаги по реализации проекта стали заметны летом нынешнего года. Вначале в рамках юбилейных мероприятий, посвящённых 65-й годовщине создания космодрома Байконур, Россия и Казахстан заключили соглашение о контракте на оказание услуг по созданию ракетно-космического комплекса «Байтерек».
Согласование изменений и дополнений завершилось, как мы уже упоминали выше, в последний день октября, а менее чем через две недели на космодроме Байконур прошло установочное совещание о готовности сил и средств дочерних организаций Роскосмоса к проведению исследовательских работ на объектах РКК «Байтерек». Казахстанской стороне уже передана в собственность из российской аренды бывшая пусковая установка для ракет «Протон», предназначенная под переделку. Помимо неё, Казахстану передаётся инфраструктура стартовой площадки, включая монтажно-испытательный комплекс, где ракеты «Союз-5» и «Союз-6» будут готовиться к старту.
Что будет дальше? Во-первых, в течение 2021 г. запланированы переоборудование и модернизация стартовых установок под ракеты «Союз-5» и «Союз-6». В 2022 г. уже запланировано 4 испытательных пуска «Союз-5» в рамках проекта «Байтерек». В 2023-м «Союз-5» должен отправить в первый полёт в автоматическом режиме космический корабль «Федерация», а ещё год спустя на Байконуре стартует уже пилотируемый корабль этого типа. В 2025 г. на стартовых позициях проекта «Байтерек» начнутся испытания ракеты «Союз-6», которая со временем заменит близкие по грузоподъёмности грузовые ракеты «Союз-2».
Следует отметить, что в условиях создания проекта «Байтерек» предусмотрено использование его для стартов как российских, так и казахстанских космических аппаратов. Таким образом, с его реализацией Казахстан выйдет в число космических держав уже без каких-либо оговорок, которые до сих пор допускают злопыхатели.