Опять стрельба на киргизско-таджикском рубеже международной нестабильности - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

Опять стрельба на киргизско-таджикском рубеже международной нестабильности

Киргизские власти намерены ускорить процесс делимитации и демаркации границ с соседями и исправить ошибки прежних правителей: ведь, как заявил исполняющий обязанности главы революционной республики, решение вопросов о границе до сей поры тормозила именно киргизская сторона. В этой связи Киргизия начала демонстрировать решимость разрешить накопившиеся пограничные проблемы.

Предупредить межгосударственный конфликт

25 октября на границе Киргизии и Таджикистана произошел очередной инцидент. В случившемся стороны обвинили друг друга. В результате стрельбы никто не пострадал.

Заслушав главу Государственной пограничной службы Уларбека Шаршеева по данному факту, и. о. президента Киргизии Садыр Жапаров высказался за ускорение разрешения споров на киргизско-таджикском рубеже. Он отметил важность и неотложность решения вопросов по делимитации и демаркации границы во избежание подобных инцидентов в будущем, обозначив цель: жители приграничных районов должны жить в обстановке мира и стабильности.

Мир и стабильность на киргизских рубежах за 9 месяцев текущего года нарушались 10 раз: 7 раз на киргизско-таджикском участке госграницы, 3 – на киргизско-узбекской. При этом нормой стало, что все пограничные инциденты между Киргизией и Таджикистаном сопровождаются стрельбой из огнестрельного оружия, а в отдельных случаях – из минометов.

По октябрьскому инциденту пресс-служба Государственной пограничной службы Киргизии разослала в СМИ пресс-релизы, в которых говорилось, что граждане Таджикистана занимались прокладкой труб на неописанном участке границы. Прибывший к месту события киргизский пограничный наряд потребовал прекратить работы, однако таджикские трубопрокладчики не подчинились требованиям и вступили в словесную перепалку. «Для сохранения жизни и здоровья военнослужащих, – информировало погранведомство Киргизии, – а также недопущения эскалации инцидента пограничники Кыргызстана вынуждены были произвести предупредительный выстрел в воздух».

По версии пресс-центра Пограничных войск ГКНБ Таджикистана все произошедшее выглядело несколько иначе: 25-30 вооруженных киргизских пограничников, заявив, что место работы граждан РТ является спорной территорией, открыли огонь из огнестрельного оружия в сторону населения. Таджикское пограничное ведомство заявило: «Этот участок является территорией Таджикистана, и очередная провокация кыргызских пограничников направлена на осложнение ситуации на границе между двумя странами».

И. о. главы Киргизии в беседе с главным киргизским пограничником на случившееся отреагировал словами: «Любой вопрос можно решить через мирные переговоры».

Споры на киргизско-таджикской границе, переходящие в вооруженные инциденты, в любой момент могут вылиться в межгосударственный военный конфликт. На эту проблему обратил внимание кандидат в президенты Киргизии Адахан Мадумаров, выступая 11 ноября на пресс-конференции в Москве и отвечая на вопрос о демаркации и делимитации киргизско-таджикской границы. «Не дай бог довести до конфликта, как между Арменией и Азербайджаном», – высказал свою тревогу политик.

Возможностей же довести ситуацию до критической точки множество, и это не только спор о прохождении границы. Поводом могла послужить та же стрельба, открытая киргизскими пограничниками 25 октября в ответ на прокладку труб таджикистанцами.  Если следовать положениям статьи 18 «Применение оружия и боевой техники» закона КР «О пограничной службе Кыргызской Республики», необходимость в применении оружия вызывает сомнение.

Пограничная тема в Киргизии вновь прозвучала 12 ноября в ходе пресс-конференции, проведенной С. Жапаровым, на которой он сообщил о намерении руководства страны ускорить решение проблемы определения  границ республики с соседями. «По словам соседей, именно власти Кыргызстана тормозили вопрос», – констатировал и. о. президента.

Последовавшие вслед за заявлениями визиты министра иностранных дел Киргизии Руслана Казакбаева в Узбекистан и Таджикистан преследовали цель официального доведения предложений киргизских руководителей по активизации переговорных процессов по границе и, вероятно, получения личного представления об отношении к проблеме узбекской и таджикской сторон.

Итоги переговоров Министерство иностранных дел РТ отразило сдержанно двумя предложениями: «В ходе переговоров особое внимание было уделено вопросу делимитации и демаркации линии государственной границы. Главы делегаций выступили за полноценное использование потенциала Межправительственной комиссии по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской государственной границы».  

По словам таджикского аналитика Абдумалика Кодирова, «новое руководство Кыргызстана должно показать, что способно за короткий срок решить важные и актуальные для страны вопросы, среди которых – приграничные споры с соседними государствами».

Часовые границы бдят?

Первым практическим шагом, сделанным Киргизией в контроле пограничной сферы, стало принятие решения о включении Государственной пограничной службы в состав Государственного комитета национальной безопасности. Поводом к этому стал опыт стран, в которых пограничники являются частью системы государственной безопасности.

Смена подчиненности пограничников в КР заслуживает особого внимания. Управление ООН по наркотикам и преступности в одном из своих докладов обвиняло киргизских и таджикских часовых в коррупции.

В частности, в докладе «Незаконный оборот опиатов в Северной части Афганистана и Центральной Азии: оценка рисков», датированном маем 2012 года, говорилось о бездействии пограничников на киргизско-таджикской границе в вопросах пресечения наркотрафика. «Кыргызстан, – констатирует документ, – скорее всего, является страной, куда из Таджикистана контрабандисты предпочитают перебрасывать опиаты, учитывая нестабильную ситуацию в современном Кыргызстане и легкость пересечения по большей части неконтролируемой южной границы с Таджикистаном».

Активные маршруты контрабанды наркотиков в Киргизию, пересекая таджикско-киргизскую границу, протянулись от таджикского Худжанда к киргизской Исфане и от таджикской Исфары к киргизскому Баткену. Большая часть границы между Киргизией и Таджикистаном проходит по сложно контролируемой местности, где самые уязвимые участки для проникновения наркотиков находятся на стыке Баткенской области Киргизии и Согдийской области Таджикистана.

На конец нынешнего года из 970 км таджикско-киргизской границы 451 км остается не согласованным, что осложняет организацию пограничной охраны таджикской и киргизской сторонами, как осложняет и наличие узбекского и таджикского анклавов в пределах Баткенской области. В докладе UNDP – программы развития ООН – отмечалось, что «линии границ, которые не демаркированы и почти не существуют, приводят к путанице даже среди самих сотрудников правоохранительных органов».

По мнению наркоэкспертов ООН, данные обстоятельства в условиях коррупции, которая широко распространена на таджикско-киргизском маршруте, обеспечивают беспрепятственную транспортировку наркотиков из Афганистана и относительно короткую цепочку их поставок с минимальным числом вовлеченных участников.

Рассматриваемую накротрассу иногда называют «северо-восточной», входящей в «северный» маршрут. По нему опиаты, в основном в виде героина, поступают чрез Центрально-Азиатский регион в Российскую Федерацию. По данным ООН, за период с 2011 по 2015 год по «северному маршруту» из Афганистана ежегодно проходило от 42,5 до 74,5 тонны наркотических средств. Причем страны Центральной Азии в аналитике этой организации фигурируют как менее значимые рынки.

К системной контрабанде наркотиков на киргизско-таджикской границе международные эксперты добавляют контрабанду ГСМ из Киргизии в Таджикистан, оцениваемую в 1 тыс. тонн в сутки. 15 ноября текущего года киргизские пограничники задержали 8 тонн контрабандных ГСМ, но это, пожалуй, единственный с 2012 года известный случай (тогда было задержано 90 тонн).

Отследить задержания наркотиков, сделанных киргизскими стражами границы, Управление ООН по наркотикам и преступности не смогло. Показатели на фронте борьбы с наркобизнесом дают другие правоохранительные органы республики – МВД и ГКНБ, производящие изъятия наркотиков внутри Киргизии. Доля республики в 2011-2015 годах составляла 17% (в героиновом эквиваленте) от всех произведенных в Центральной Азии задержаний, что позволило ей занять четвертое место в регионе.

Количество опиума и героина, изъятого в Киргизии с 2005 по 2015 год, неизменно оставалось на одном уровне – немногим меньше 200 кг. По данным Совета безопасности Киргизской Республики, в 2016 году правоохранители изъяли 166 кг героина, в 2017-м – 101.

Информационное агентство 24.Kg недавно выяснило путем запросов в различные госорганы, что за 2018 год и первое полугодие 2019 года в Киргизии было изъято около 89 килограммов героина. Пограничники за указанный период не изъяли ни грамма опиатов, хотя наркотики чаще всего попадают в страну через охраняемый ими киргизско-таджикский государственный рубеж.

Рубеж международной угрозы

Аналитическим отделом Центрально-Азиатского регионального информационного и координационного центра (ЦАРИКЦ) в свое время был сделан вывод, что «резкое снижение количества зарегистрированных наркопреступлений и объемов изымаемых наркотических средств в Кыргызской Республике связано, прежде всего, с происходящими внутри страны общественно-политическими событиями».

Наркоборцы ООН отмечают, что самые очевидные возможности для нароторговцев были созданы в результате политической нестабильности в Киргизии, начиная с тюльпановой революции 2005 года и трагического межэтнического конфликта в июне 2010 года. По их оценкам, все случившееся выглядело как переворот, «срежиссированный политической элитой, в процессе которого криминальные группировки стали подконтрольны высокопоставленным чиновникам».

События тех лет сыграли на руку наркобизнесу, потому как правоохранителям пришлось сместить фокус своей деятельности с борьбы с незаконным оборотом наркотиков на предотвращение насилия и дестабилизации в результате обоих инцидентов.

 Если пристально приглядеться к ситуации, складывающейся в приграничных регионах Киргизии и Таджикистана, проанализировать пограничные инциденты, несложно отметить обязательное силовое участие в них пограничников. Самые трагичные пограничные раздоры, сопровождаемые кровопролитием, происходят в весенне-летний период, как раз в пору поставок по северному маршруту наркотиков афганского происхождения. Сюжет для размышлений: в то время, когда через границу перебрасывается наркогруз, солдаты в зеленых фуражках с одной и другой сторон стреляют друг в друга. Вслед за инцидентами следует серия задержаний партий наркозелья на территории Киргизии.

       

Например, на следующий день после событий 25 октября милиция города Оша совместно с Баткенским управлением таможенной службы задержала двух наркокурьеров с наркотиками общим весом более 9 кг стоимостью $70 тысяч. 4, 8, 17 ноября милиция изъяла наркотики в Оше и Сузаке.

Судя по всему, конфликты на киргизско-таджикской границе являются прикрытием противоправной деятельности международных преступных группировок, которые, будучи незаинтересованными в урегулировании пограничных территориальных споров между Киргизией и Таджикистаном, втягивают в свои тайные игры правоохранителей и способны к радикальным действиям в зоне границы для достижения своих корыстных целей. В этих условиях для двух стран возникает задача недопущения развития событий по карабахскому сценарию, но, учитывая международный характер угроз на киргизско-таджикской границе, без помощи посредников в урегулировании ситуации вряд ли удастся обойтись.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2875
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика