Повестка переговоров министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с Александром Лукашенко и главой МИД РБ Владимиром Макеем была не только насыщенной содержательно, но и изобиловала декларациями Минска о братской дружбе и важности углубления союзных отношений. Например, такой, прозвучавшей из уст белорусского президента: «И мы бы хотели иметь не просто добрососедские отношения "мы – соседи", мы хотели бы иметь очень близкие братские отношения с Российской Федерацией».
Документов, правда, в ходе визита подписано не было. Не потому ли, что собеседники главы российского МИД так и не оставили надежд на сохранение традиционной для Минска многовекторности?
Невольно задашься вопросом, какие из деклараций официальных лиц отражают реальные взгляды Белоруссии?
Маркитантская лодка
За несколько дней до приезда С. Лаврова белорусский президент, вероятно, в качестве артподготовки выдал эмоциональный спич: «Я удивляюсь и не совсем понимаю, почему против нашей многовекторности подскочили некие силы в Российской Федерации. Нам бы хотелось, чтобы они сказали, какие в связи с этим они имеют к нам претензии. Мы ведь четко заявили о том, что наш ближайший союзник, родные нам страна и народ – это Россия и россияне… Мы никогда не отворачивались от России. Никогда. Даже в те времена, когда о нас вытирали ноги… Если кто-то видит, что мы не должны проводить эту многовекторную политику, а придерживаться только одного вектора, ну тогда надо предложить нормальные условия, чтобы мы не смотрели в разные стороны. Но и этого не хотят».
Не чужд Лукашенко даже иронии, оценивая высказываемое в России недоумение по поводу этой самой многовекторности. На встрече с коллективом МВД 30 октября он заявил, что такой курс – это не его прихоть, а геополитическая необходимость, о которой в Москве не стоит забывать, «потому что у них орел аж двуглавый, а нам тогда надо четырехглавого породить».
В этом контексте совершенно непонятно, какие еще условия для Минска не создала Россия, предложившая дорожную карту укрепления Союзного государства, принятие которой навсегда бы решило проблему поставок энергоносителей, построившая в Белоруссии АЭС, вложившая в белорусскую экономику около $133 млрд и своим авторитетом предотвратившая в стране госпереворот. То есть «братьям» в лице Лукашенко, Макея и их коллег по власти осталось только реализовать предложенное Россией, и все уверения в том, что «мы бы хотели иметь не просто добрососедские отношения, мы хотели бы иметь очень близкие, братские отношения с Российской Федерацией» станут реальностью.
Более того, если говорить о диверсификации международного сотрудничества, которое необходимо любой стране, участие Белоруссии во всех евразийских форматах не только не мешает, но, наоборот, помогает углублению контактов с Китаем, Индией, странами Азии и Африки. Напомним, например, что белорусские предприятия приглашены в российскую промышленную зону и экспортный центр, который создается в Египте для выхода на африканские рынки. Через механизмы ЕАЭС, ШОС, Союзного государства и другие форматы Минск получает экспортные преимущества. Уже сам факт отсутствия конкуренции с российскими производителями и возможность обращения к Москве с просьбами «взять с собой» на рынки третьих стран дают Белоруссии заказы и поддерживают тот промышленный потенциал, которым так гордится Лукашенко. Стоит упомянуть и привлечение Белоруссии к транспортным потокам в рамках «Одного пояса – одного пути». А что бывает, когда российский транзит обходит какие-либо страны, Александр Григорьевич, который в пику России поддерживает порты Балтии, знает лучше других.
Но в понимании Минска многовекторность заключается не в широком охвате мировых рынков, как якобы провозглашает его экспортная стратегия «30-30-30», а в развитии политического сотрудничества с США и ЕС для их использования в качестве противовеса влиянию России. Это накануне президентских выборов было видно невооруженным глазом. Как вслед за Лукашенко заявил Макей, альтернативы тесному сотрудничеству между Белоруссией и Европейским союзом нет.
Официальные власти Белоруссии делают вид, что им ничего не известно ни о планах НАТО по войне с Россией, ни о санкционном удушении российской экономики, ни о многочисленных планах западных «мозговых центров» по провоцированию конфликтов с Россией и использовании для этого Белоруссии. И с упоением твердят о «неких силах», которые в Российской Федерации «почему-то против нашей многовекторности подскочили».
Как верно заметил экономист В. Колташов, «в России понимают многовекторность как курс на Запад, как готовность предательства или предательство. Никакого скольжения в обе стороны в нынешних обстоятельствах быть не может. Не бывает многовекторных союзников, которые дружат и с природными друзьями, и с их лютыми врагами, доказывая при этом: сие нормально, даже хорошо и вообще только так и должно быть. Даже заикаться сейчас о многовекторности означает открывать умыслы, очень и очень некрасивые. В докризисном мире все было иначе, но теперь правила игры изменились. Поймет ли Лукашенко, способен ли понять, что формулу «кое-что иногда с Россией» требуется заменить на «только с Россией»?».
Целовать руку душащего
Парадоксальнее всего ставка Минска на многовекторность выглядит на фоне откровенной поддержки Европой и США политических сил, стремящихся совершить в Белоруссии государственный переворот. С подобным наглым и совершенно откровенным вмешательством во внутренние дела сталкивалась, пожалуй, только Украина в 2014 г. Но даже там при живом президенте не вручали проигравшему кандидату удостоверение, не предоставляли ему резиденцию и не принимали в качестве официального представителя страны в европейских институциях.
Саму же Белоруссию постепенно душат в тисках санкций. 6 ноября ЕС ввел против страны второй пакет санкций, куда попал и сам Лукашенко. А уже 19 ноября министры иностранных дел Евросоюза договорились о разработке нового пакета ограничительных мер, которые затронут и предприятия. По заявлению верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Борреля, «эти санкции должны коснуться не только физических лиц, но и организаций, предпринимателей и фирм. Мы больше не переведем ни единого евро режиму Лукашенко. Все деньги пойдут на развитие гражданского общества Белоруссии через различные неправительственные организации».
Поскольку большинство белорусских предприятий относится к государственному сектору, речь может идти о введении секторальных санкций, запрете на импорт из Белоруссии техники, нефтепродуктов и калийных удобрений, а также финансовых ограничениях. ЕБРР уже отказался от ряда проектов в РБ. Как заявила пресс-служба банка, «ЕБРР по-прежнему инвестирует в проекты частного сектора в Беларуси, а кредитование государственных проектов мы уже не осуществляем в течение некоторого времени. Мы не рассматриваем новые суверенные проекты в стране».
Политика Брюсселя полностью совпадает с призывами С. Тихановской к подрыву национальной валюты, экономики и промышленности РБ, а также отключению финансовой системы от SWIFT. Фактически самозваный «президент» вместе с европейскими чиновниками объявили войну всем белорусам, которых неминуемо коснется экономический кризис.
К санкциям ЕС присоединились Северная Македония, Черногория, Албания, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. Ранее «наказать» Белоруссию решили Великобритания и Канада, а страны Прибалтики ввели против соседа отдельные, более суровые санкции. Против Минска ополчился и Киев, которому белорусские партнеры поставляли ГСМ и военную технику для войны против жителей Донбасса. Как видим, дружба с киевским режимом (в духе все той же многовекторности) не помогла и не воспрепятствовала прибытию в Белоруссию украинских неонацистских боевиков для участия в уличных беспорядках.
Доселе, оставаясь почти в тени, на арену начинает выходить и Вашингтон. Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект «О суверенитете, правах человека и демократии в Беларуси», который окончательно расставил точки над i. В нем США признают Координационный совет белорусской оппозиции законным институтом для участия в диалоге о мирной передаче власти, не признают Лукашенко «законно избранным лидером Беларуси» и требуют проведения новых «демократических» выборов. Вашингтон не признает включение Беларуси в Союзное государство с Россией (словно межгосударственный договор нуждается в признании). Как и ЕС, США ставят перед собой задачу помогать «в продвижении демократии и гражданского общества в Беларуси», «вещания, свободы интернета и доступа к информации», а также «белорусским СМИ и представителям IT-сектора».
Примечательно, что Вашингтон планирует вводить санкции не только против официальных лиц Белоруссии, но и Союзного государства, что свидетельствует о приоритете отрыва страны от России. Если учесть высокую вероятность прихода к власти Дж. Байдена и реанимацию глобализма в США, то санкционное преследование Белоруссии будет лишь нарастать.
Машина давления на неё лишь начинает набирать обороты. В ОБСЕ во время представления доклада «Предполагаемые нарушения прав человека в связи с президентскими выборами 9 августа 2020 года в Белоруссии» была официально принята Тихановская, рассказывавшая о «зверствах режима». При этом, по мнению госсекретаря США М. Помпео, именно рекомендации, изложенные в докладе ОБСЕ, могут стать планом, которым власти Беларуси должны воспользоваться для выхода из этого кризиса. Да-да, и самостоятельно отрезать себе голову в интересах «объективного международного сообщества».
Перехитрить самого себя
Казалось бы, ситуация предельно ясна. Даже в сравнении с минувшим годом, когда часть американских «мозговых центров» пыталась заманить Лукашенко в ловушку сладкими песнями о сохранении власти в случае выхода из ОДКБ и провозглашения нейтралитета, условия стали намного жестче, и теперь объединенный Запад однозначно поставил на смену режима. Вне зависимости от шагов Лукашенко по восстановлению «многовекторности», в будущих планах стран НАТО в отношении Белоруссии его уже нет.
Более того, можно с уверенностью утверждать, что свой пост он сохраняет исключительно благодаря поддержке России, без четкого сигнала которой о готовности стать на защиту своего союзника речь давно бы уже шла об иностранной интервенции для «защиты демократии». В самые жаркие часы уличных боев белорусский президент «исчез с радаров», предоставив вести переговоры с европейскими лидерами Владимиру Путину. Но как только протесты стихли и перешли в хроническую форму, отодвинув непосредственную угрозу расправы с белорусским лидером или его вылета в условный Ростов, в Минске снова вспомнили о многовекторности.
Еще не утихло возмущение захватом российских граждан, обвиненных Минском в планах совершить госпереворот, как Лукашенко снова принялся искать в России врагов. На сей раз он заподозрил, что Запад строит схемы по его свержению и «готов «подключить к этому процессу Россию, но не знает как». По словам белорусского президента, у него есть тому «железные доказательства».
Это измышление прокомментировал российский сенатор А. Пушков: «Как отнестись к этому «железному факту», который, правда, пока существует лишь в заявлении Лукашенко? Ведь уже был «железный факт» с засылкой 33 российских граждан под Минск якобы все с той же целью. Но он, однако, не подтвердился, в силу чего стал сначала не железным, а затем и не фактом вовсе. Были и другие «факты», оказавшиеся сомнительными. На деле же железным и несомненным является единственный факт: страны Запада вводят санкции против Минска и открыто поддерживают Тихановскую и противников Лукашенко. Осталось понять, при чем здесь Россия».
Можно привести еще один «железный факт». Пока страны НАТО и их союзники душат экономику Белоруссии санкциями, Россия выделила Минску очередной кредит в размере $1,5 млрд, из которых треть уже получена. Здесь явно стоит вспомнить о «небывалых успехах белорусского экономического чуда», которое, несмотря на постоянные явные и скрытые российские субсидии, обернулось ростом внешнего долга до $41,1 млрд и невозможностью его обслуживать без новых заимствований. Любопытно, что сказали бы белорусы Александру Григорьевичу, не будь у него российского «врага» с всегдашней готовностью помочь?
Как ни удивительно, но ни грозящий стране экономический крах, ни угроза госпереворота, ни риск разрушения белорусской государственности не заставили Лукашенко прекратить создавать «четырехглавого орла», искать в России врагов, торговаться по мелочам, создавать конфликты и делать ставку на националистов. Например, в рамках конституционной реформы власти Белоруссии уже начали конструировать оппозицию, в которую вошли представители нацистского Народного фронта. Обращает на себя внимание и то, что белорусский президент гораздо чаще говорит о сохранении собственной власти, чем о проблемах страны.
Все эти действия заставляют задуматься и ставят под сомнение искренность заверений Лукашенко в дружбе, братстве и развитии интеграции с Россией. К сожалению, игра в многовекторность наносит ущерб не только ему самому, но и Белоруссии в целом.