В Киргизии вновь подняли один из самых болезненных вопросов – языковой. С предложением лишить русский язык статуса официального, зафиксировав это в новой Конституции, 26 ноября выступил член Конституционного совещания общественный деятель Садирдин Торалиев.
«Как привязанная собака»
По словам автора этой идеи, которая, к слову, вызвала бурю негодования как в республике, так и за ее пределами, он болеет за будущее киргизского языка, так как большинство киргизской молодежи предпочитает общаться на русском языке. С. Торалиев считает, что для укрепления позиции государственного (киргизского) языка в Основном законе его нужно указать в качестве и государственного, и официального языка.
«Русский является официальным языком, он нам нужен, с ним мы многого достигли, английский нам нужен. Для развития языков в Киргизстане должны принять отдельный закон, и государство будет исполнять определенные обязательства. Мое предложение может показаться радикальным, но над этим стоит задуматься. В Конституции официальным языком должен считаться тоже киргизский язык. Более 60% населения говорит на английском языке, и будет неправильно, если мы будем использовать только русский язык, как привязанная собака», – заявил он.
Стоит отметить, что новые власти Киргизии совсем недавно обещали, что статус русского языка в стране останется неизменным. «Киргизстан, как и прежде, придает большое значение дальнейшему укреплению и наращиванию стратегического партнерства с Россией. Россия всегда была и остается нашим надежным стратегическим партнером. Благодарим российскую сторону за поддержку в сложный для страны период – во время распространения ковида. Наш союзник всегда поддерживал нас. Согласно Конституции КР, русский язык останется официальным языком, и его статус никто не намерен менять. Прошу вас увеличить число учителей русского языка для обучения киргизстанцев, проживающих в селах», – уверял и. о. президента, премьер-министр республики Садыр Жапаров российского посла Николая Удовиченко на встрече в октябре.
Язык, без которого не будет культуры и экономики
Русский язык в Киргизии – культурно-образующий, и, если его выведут, у людей не будет возможности приобщиться к другим культурам, так считает заведующий кафедрой журналистики Киргизско-Российского Славянского университета доктор филологических наук Александр Кацев.
«Кто у нас читает Хемингуэя на английском языке? Никто! Любой язык надо изучать взаимосвязанно с литературой, только в этом случае наблюдается эстетическое воздействие на человека. Высказывания о лишении статуса русского языка – несусветная глупость. Когда чиновникам нечем заняться, они поднимают языковую тему. Это все лукавство, что русский мешает развитию киргизского языка. Языки необходимо развивать совместно. Наши власти сами вот уже более 30 лет ничего не делают для развития языков», – подчеркивает профессор.
А. Кацев добавил, что благодаря русскому языку не только осваивается мировая литература, он еще имеет и экономическую важность для населения республики. «Несколько лет назад в Москве я случайно встретился с нашими ребятами, которые работают в сфере услуг в гостинице. Все они говорили на чистейшем русском. И все как один признались, что этому языку их научили не в школе, а желание работать в России, чтобы прокормить свои семьи. На юге, где осталось очень мало русскоязычного населения, родители требуют открывать школы с русским языком обучения. Позиция народа кардинально отличается от мнения отдельных «белых воротничков», – отметил он. – В своем последнем интервью Чингиз Айтматов говорил, что к нему обращались учителя киргизского языка и просили никогда не менять статус русского. Так как это будет губительно для госязыка».
Профессор Александр Кацев
Особое беспокойство подобные инициативы вызывают у трудовых мигрантов, находящихся в России. Об этом рассказал председатель московского отделения Общероссийского киргизского конгресса Марсель Салахунов.
«Такие факты отразятся в первую очередь на народе, не говоря уже о миллионах мигрантов в России. Если решение по отмене официального статуса русского языка в КР найдёт поддержку властей, неминуемо приведёт к потере работы тысяч таксистов в России, а это – тысячи семей в Киргизстане! Наши национальные водительские права котируются в России благодаря статусу русского языка, по ним можно работать. Также наши земляки не сдают экзамен по языку для трудовой деятельности», – говорит он.
М. Салахунов уверен, что в регионах Киргизии, вопреки утверждениям Торалиева, наоборот существует большая потребность в изучении русского языка, так как мигранты, приезжающие из глубинки, практически не говорят на русском. И только знание русского языка открывает перед ними возможности и перспективы для устройства на более высокооплачиваемую работу.
Депутат киргизского парламента Наталья Никитенко высказала предположение, что дискуссия вокруг языка – искусственная и она нужна определенным политическим силам для того, чтобы «отвлечь граждан от реальных проблем – безудержного роста цен, массовой безработицы, падения сома, растущей второй волны пандемии, угрозы дефолта и банкротства государства».
«Новая власть пришла с лихими обещаниями, но проходит время, а проблемы не решаются, и тогда, как и всегда в смутные времена, виноватыми становятся Конституция, язык, вера или национальность. Я лично с таким подходом не согласна. Роль русского языка как официального разве хоть как-то посягает на роль киргизского как государственного? Но разве именно знание русского языка не позволяет нашим мигрантам в России и в других странах занимать более качественные и, значит, более высокооплачиваемые позиции на рынках труда? Складывается впечатление, что это целенаправленная политика по снижению качества образования, попытка разрушить, ограничить возможности доступа к мировым знаниям. Да, для власти управлять деградирующими массами проще и удобнее, но для людей, для народа это губительно», – заключила парламентарий.
Депутат парламента Наталья Никитенко
Статус остался нетронутым
В аппарате президента КР уточнили, что заявление Торалиева нужно рассматривать только как его личное мнение. «В Конституционном совещании более 80 членов, и каждый имеет свое мнение. Надеюсь, что в итоге все они придут к единому мнению и поэтому к предложению общественного деятеля нужно относиться как к его личному мнению, а не всего Конституционного совещания», – прокомментировал сложившуюся ситуацию завотделом информационной политики аппарата главы государства Нургазы Анаркулов.
Против подобных языковых поправок выступил и временно сложивший свои полномочия и. о. президента Садыр Жапаров. «Один из членов Конституционного совещания предложил убрать официальный статус русского языка. Это предложение совершенно неверное. Русский язык – один из шести языков, используемых на трибуне ООН, – сказано в сообщениях на официальных аккаунтах Жапарова в соцсетях. – Во взаимоотношениях и связях со странами – членами ЕАЭС без русского языка невозможно обойтись. Кроме того, это язык, который объединяет народы и которым мы пользуемся столетиями. Поэтому русский язык обязательно должен оставаться официальным языком в нашей стране».
Уже на следующий день, 27 ноября, Конституционное совещание, созданное для обсуждения поправок в редакцию Основного закона КР, утвердило киргизский язык в качестве государственного, а русский остался официальным.
«Поднимались вопросы о том, чтобы убрать в новом проекте норму о статусе русского языка в качестве официального. Но мы сохранили эту норму. Русский язык останется официальным языком в Киргизстане», – заявил на брифинге руководитель секции «Права и свободы человека и гражданина» КС Нурлан Шерипов.
Кость в горле у некоторых ура-патриотов
Это далеко не первая попытка избавиться от «великого и могучего» в республике. В начале 2012 года тогдашний руководитель Нацкомиссии Рыскелди Момбеков предложил штрафовать тех, кто не владеет государственным языком. А годом ранее все та же комиссия обращалась к парламенту и президенту страны с предложением переименовать все географические объекты и населенные пункты, которые имеют русские названия, и вернуть им «исторические» имена. Так как членам Нацкомиссии было, мол, «неизвестно, какие подвиги совершили для киргизского народа эти пришлые люди на земле Манаса, какими выдающимися делами заслужили право навечно оставить здесь свои имена».
Депутат Исмаил Исаков предлагал вести всю работу и делопроизводство в парламенте исключительно на государственном языке и заявлял, что наделение русского языка статусом официального препятствует развитию киргизского.
В 2015 году группа из нескольких ученых под руководством председателя Национальной комиссии по государственному языку Эгемберди Эрматова потребовали лишить русский язык статуса и вычеркнуть его из Основного закона страны. Двуязычие, закрепленное в Конституции, по их мнению, мешало развитию государственного языка. В 2019 году с аналогичной инициативой выступил бывший генпрокурор, член Временного правительства Азимбек Бекназаров. Он обещал даже провести референдум, правда, так и не провел.
Все эти попытки ура-патриотов, как и последняя, потерпели фиаско. Позиция русского языка в Киргизии остается неизменной. По крайней мере пока.
_______________________________
Фото: sputnik.kg; Kenesh.kg